Наши
соотечественники в числе первых
озаботились наведением потребительского
лоска на дремучий элитарный жанр
исторических воргеймов. История подобных
игр началась в 1996 году, когда каждый
уважающий себя одноглазый продавец считал
долгом поместить в центр усыпанного jewel’ами
лотка массивную коробку с «Противостоянием».
Авторы (компания «Наши игры»), взяв за
основу кондовый воргейм, высвободили его из
пут шестиугольных ячеек, лишили заветной
кнопки «конец хода» и огородили
безудержных программистов от работы над
художественной частью, уступив это дело
специалистам узкого профиля. В результате
получилась неплохо выглядящая RTS «без
строительства», которая так приглянулась
широким народным, что вскорости к ней был
выпущен сиквел, после чего бренд «Противостояние»
закрепился за совершенно другим, в общем-то,
проектом Sudden
Strike. Поэтому в нашей стране многоликое
«Противостояние» долгие годы
оставалось единственной в своем роде RTS на
тему Второй мировой.
Системные требования
Pentium II 350 МГц 64 Mб памяти Riva TNT или выше
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 МГц 128 Мб памяти GeForce или выше
Однако ни для кого не секрет, что
к забившему определенную нишу продукту
рано или поздно подсаживается конкурент,
который просит старожила подвинуться, а
иногда и попросту спихивает его на свалку
истории. По имеющимся в нашем распоряжении
разведданным, 21 марта с.г. московская
компания Nival Interactive выступит с планом
молниеносной войны, направленным на захват
ключевых позиций в пламенных сердцах
любителей военно-исторических стратегий.
Нижеследующие словеса, родившиеся от
плодотворного общения с весьма близкой к
релизному состоянию бета-версии «Блицкрига»,
призваны подготовить вас к этому
знаменательному событию.
Total War
«Блицкриг» — вещь весьма
масштабная. Обычно в проектах на тему WWII,
особенно традиционных воргеймах,
обыгрывается какая-то отдельная
составляющая войны: например, действие в
них сознательно ограничивается Восточным
фронтом, а воюющие стороны присутствуют
далеко не в полном объеме, дабы у
разработчиков оставался простор для
производства сиквела(ов). В «Блицкриге»,
наоборот, «открыты» все три главные
действующие силы Второй мировой — Советы,
фашистская Германия и союзники. Воевать
доведется на просторах СССР, в странах
Европы и Северной Африки, и большинство
самых примечательных событий, произошедших
на этих территориях, нашло отражение в игре.
Конечно, полностью охватить эпизоды войны в
столь узких рамках невозможно… и тем не
менее, здесь отыщутся все операции и
сражения, о которых вы помните из школьного
курса истории. Неплохой, кстати, повод
освежить знания: каждая кампания
сопровождается подробными историческими
выкладками, плюс немало полезного можно
почерпнуть и из справочника
задействованного вооружения.
Всевозможная боевая техника
также воссоздана в соответствии с
историческими реалиями. Впрочем, на вечном
поле боя между реалистичностью и геймплеем
было достигнуто мирное соглашение с
некоторыми уступками в пользу
играбельности. Все-таки «Блицкриг» — это
RTS: пусть с возможностью установить паузу,
но зато с соблазнительной рамочкой, которой
так и хочется обвести всех подопечных,
умеющих стрелять, и бросить их в сторону
украшенных противотанковыми ежами
неприятельских окопов.
Неподобающее моральное
состояние отдельных воинов, к примеру, не
наносит ощутимого вреда общему делу.
Пребывающие в дурном настроении юниты
слабеют в меткости и скорострельности, но
никогда не паникуют и не разбегаются при
виде неприятельских солдат. Ортодоксы
могут счесть это непозволительным
упрощением, хотя мне такое решение «морального»
вопроса видится оптимальным.
Зато, на радость тем же
ортодоксам, у некоторых танков спереди
броня толще, чем сзади, у других — наоборот,
третьи слабо защищены по бокам, а четвертые
— сверху. Очень реалистично выполнено
наступление пехоты на бронетехнику.
Обычное стрелковое оружие, которым
снабжены зольдатен, бессмысленно
использовать против танков (!). Поэтому
пехотинцы, атакующие танк, сначала
подбегают к машине как можно ближе, после
чего залегают и принимаются закидывать ее
гранатами. Первым делом повреждаются
гусеницы, а через некоторое время
обездвиженная конструкция, на которую
продолжают сыпаться взрывоопасные
сюрпризы, разваливается окончательно.
Если поврежденному танку все же
удалось разделаться с нападающими, то ему,
равно как и другим пострадавшим в бою
бронемашинам, приходится вызывать на
помощь ремонтную бригаду. В скромном
грузовичке, готовом выехать к пострадавшим
по первому требованию, сидят мастера на все
руки: умельцы чинят не только технику, но и
полуразрушенные дома, служащие пристанищем
для пехоты. Кроме того, они подрабатывают
минерами, строителями мостов и копателями
окопов, в которые затем с удовольствием
залезают солдаты. Достойные, одним словом,
ребята.
I Spy
Самый же ценный юнит, виденный
мной за время знакомства с игрой, —
присутствующая в единственном экземпляре
женщина-снайпер, обладающая прямо-таки
сверхчеловеческими способностями. Подобно
Тане из C&C, она с легкостью
расправляется с целыми пехотными дивизиями,
используя свою чудесную винтовку. Впрочем,
есть у нее и масса других достоинств. Во-первых,
она становится невидимой, стоит лишь
приказать ей залечь на землю. Поэтому
практически на всем протяжении миссии
бедняжка ползает в глубоком тылу врага, что,
конечно, не совсем корректно по отношению к
даме, да еще и обрекает игрока на постоянное
выслушивание замечаний касательно «поистершегося
маскхалата». Приходится терпеть — будучи
обнаруженным, снайпер очень быстро гибнет,
чего допускать ни в коем случае нельзя.
Почему? Очень просто — он
является основным наводчиком наших
артиллерийских расчетов. Артиллерия
наделена двумя режимами стрельбы. Первый,
«suppressive fire» (увы, не могу сказать, как он
будет называться в русской версии «Блицкрига»
— текст в бете исключительно английский, а
озвучка, наоборот, лишь русская), по природе
своей достаточно неточен и применяется для
обстрела областей, покрытых «туманом войны».
Так бывает, когда нужно утихомирить
разбушевавшиеся вражеские орудия, о
предположительном расположении которой
сообщают расходящиеся круги на мини-карте.
Но имея точные данные, артиллерия
работает намного эффективнее. Когда один из
бойцов твердым взором выделяет вражеские
войска из пелены, гаубицы могут работать в
режиме «range area», при котором прицельному
обстрелу подвергаются все видимые
доблестным наводчиком юниты. На эту роль
стрелок подходит как нельзя лучше. Самолет-разведчик,
который можно вызвать для «высвечивания»
произвольной области карты, уязвим для ВВС
противника. К тому же после пары минут
кружения над целью он в любом случае
возвращается на аэродром. Надолго его не
хватает, тогда как артобстрел порой
продолжается довольно долго. Снайпер же,
наоборот, практически неуязвим и способен
находиться в нужном месте сколько угодно.
Такая особенность «Блицкрига»
позволила мне пройти массу миссий,
пользуясь лишь снайпером и парой
расположенных в укромном уголке гаубиц.
Танки простаивали, инфантерия томилась в
кузовах грузовиков, бомбардировщики и
штурмовики оставались на аэродромах. «Засланный
казачок», напротив, отважно ползал по карте,
играючи отправляя к праотцам встречающихся
пехотинцев и наводя артиллерию на здания и
бронетехнику, причем последняя даже не
думала уклоняться от шквального огня моих
гаубиц. Налицо неслабый дисбаланс — нельзя
же так глумиться над превосходящими силами
врага.
Справедливости ради следует
отметить, что подобное безобразие
наблюдалось лишь в миссиях наступательного
характера, где нужно было штурмовать
укрепрайоны противника. В оборонительных
заданиях, предполагающих защиту
собственных позиций от наступающих войск
неприятеля, трюк уже не проходил —
приходилось задействовать танки и пехоту. К
сожалению, в игре явно больше заданий
первого типа, чем второго.
Выжимая TNT
По традиции, восходящей еще к Total
Annihilation, «Блицкриг» сочетает элементы
спрайтовой и 3D-графики. Трехмерные модели
техники выглядят очень живо — танки
достоверно трогаются с места и вращают
башнями, самолеты ложатся на крыло, у пушек
поднимаются и опускаются стволы, а во время
выстрелов конструкции железных машин
немного сотрясает отдача. Статичные
рисованные элементы смотрятся отлично —
художники проделали большую работу по
созданию всевозможных ландшафтов, видов
растительности и построек. При этом все они
имеют ярко выраженную национальную
принадлежность. Воюя на территории России,
вы будете то и дело натыкаться на хорошо
знакомые избушки из breven, а в провинциальной
Франции — изучать дома каменной кладки с
черепичной крышей.
Но обрушивающиеся на землю
снаряды и бомбы способны стереть различия
между особенностями русских и французских
деревень. Постройки не превращаются в руины
от первого же снаряда — так было бы не
совсем честно по отношению к солдатам,
которые могут находиться в помещении.
Сначала обрушится часть стен, из пробитой
крыши повалит маслянистый черный дым, и
после нескольких прямых попаданий здание
все-таки превратится в бесформенную груду
обгоревшего стройматериала.
Прогресс
Наметанный глаз отмечает в «Блицкриге»
некоторые элементы ролевой игры. Войска
набираются опыта и следуют за своим
генералом из миссии в миссию. Впрочем,
гораздо интереснее выглядит развитие
вашего собственного альтер-эго.
Талантливый игрок награждается орденами и
получает новые звания. Кроме того, у
протагониста есть шесть параметров,
которые изменяются в прямой зависимости от
поведения на поле боя. Причем «прокачать»
все параметры разом крайне проблематично —
рубахи-парни, питающие нежные чувства к
беспощадным разборкам в стиле обычных RTS,
получат «неуд» в графе «carefulness», в то
время как те, кто привык сохраняться после
каждого выстрела, вряд ли добьются высокого
показателя в пункте «art of war» — умения
пройти миссию как можно быстрее и с
наименьшим количеством «сейвов».
«Блицкриг» поделен на
несколько глав-кампаний. Основой каждой
кампании является историческая миссия,
прохождение которой позволяет перейти к
следующей главе. Торопиться, однако, не
следует, ибо перед финальной схваткой
разумнее поднабраться опыта и призовой
техники, воюя на стороне. Это возможно путем
прохождения случайно генерируемых миссий,
присутствующих в рамках любой кампании.
Правда, играть на бесчисленных
случайных картах несколько скучновато: все
задания, что мне довелось увидеть, были
основаны на захвате нескольких стандартных
ключевых точек (мосты, склады, населенные
пункты и т. д.). «Исторические» миссии (они,
если я правильно понимаю, продумывались не
машиной, а дизайнерами) в этом смысле
гораздо интереснее, ибо в них часто
уделяется место действительно
нестандартным ситуациям. Но таких подарков
здесь, увы, не слишком много.
* * *
Подведем итоги. «Блицкриг» —
один из наиболее полноценных в структурном
смысле проектов о Второй мировой. Он дает
всем желающим возможность стать
участниками самых известных военных
операций и взять под свой контроль сотни
достоверных моделей техники данного
исторического периода. Предложение, надо
сказать, уникальное. Но некоторый дисбаланс
вооружения и однообразие миссий,
выдаваемых генератором случайных чисел,
смазывают впечатление. Впрочем, настоящие
ценители темы наверняка преодолеют
подобные неприятности и сполна насладятся
игрой.
1326 Прочтений • [Рецензия на игру Blitzkrieg] [21.04.2012] [Комментариев: 0]