Решение
Capcom выпустить Breath of Fire 4 на
PC нельзя не назвать странным.
Владельцы «персоналок» в
основной своей массе не имеют ни
малейшего представления о
содержании предыдущих трех серий,
тем более что консольная версия
четвертой вышла аж три года назад,
став последней ролевой игрой для
PSOne, и лишь в феврале текущего года
на свет появилась Breath of Fire 5: Dragon
Quarter. Но, судя по Final Fantasy
или Grandia, подобные нюансы
мало беспокоят японские компании. К
тому же, при тщательном
исследовании истории сериала
выявился следующий оригинальный
факт: Breath of Fire 4 считается
приквелом по отношению к
предыдущим частям.
Neverending story
Системные требования
Pentium 233 МГц 64 Mб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium II 350 МГц 64 Mб памяти 3D-ускоритель
Рассказывать об истории игровой
вселенной мне не придется,
поскольку действие начинается, так
сказать, с чистого листа, да и
раскрывать финал незачем. Главным
героем является некто «Ryu» (на
старте ему можно дать любое другое
имя), внезапно потерявший память и
обнаруженный принцессой из страны
Wyndia по имени Нина. В сопровождении
своего верного друга Крея она
направляется в западную империю
Фоу, чтобы отыскать пропавшую
сестру Элину. Нападение дракона
приводит в негодность их весьма
оригинальное средство
передвижения — sandflier. Крылатая
девушка вынуждена заняться
поисками запасных частей,
обнаружить по дороге в ближайший
город «Ryu» и взять его с собой. В
это же самое время рядом со
столицей империи, Чедо,
пробуждается бог Фоу-Лу, по
совместительству — первый
император династии Фоу, когда-то
основавший само государство.
Собственно, сюжет — одна из
сильнейших сторон BoF 4,
имеющей все предпосылки для того,
чтобы удержать возле монитора ярых
ненавистников консольных
ролевиков. Распутать сложные
взаимоотношения между империей и
восточными королевствами,
изобиловавшие в прошлом
кровопролитными войнами, узнать об
ужасной судьбе Элины, выяснить, кто
и зачем призвал в этот мир Фоу-Лу, и
откуда взялся протагонист… Иногда
авторы даже отдают нам на попечение
60-уровневого первого императора,
пока он бредет в Чедо.
В путешествии можно собрать в
одну компанию шестерых различных
персонажей, которых разрешено
прокачать до 50-го уровня. Кое-кто из
них обладает уникальными
возможностями взаимодействия с
окружающей обстановкой. Нина умеет
летать, Крей — передвигать тяжелые
предметы, Эршин — при необходимости
долбить железной головой, а главный
герой — опять же, если понадобится,
вышибать из NPC деньги и орудовать
мечом. Не забывайте об этом, иначе
концовки вам не видать.
Combo!
Ролевая система, на первый взгляд,
кажется донельзя примитивной.
Персонажи имеют четыре показателя:
«Power» (сила удара), «Defense»
(уровень защиты), «Ловкость»
(влияет на возможность парировать и
контратаку), а также «Wisdom» — от
него зависит сила заклинаний и
количество «action points».
Повышаются они автоматически при
получении уровня.
Куда более интересно сделана
система «скиллов». Бой в японских
ролевых играх — это целый спектакль
с применением различных
спецэффектов, множества заклинаний
и боевых приемов. Как раз
последние-то и являются предметом
планирования развития подопечных.
Ассортимент варьируется от
простейших огненных атак и ударов
повышенной мощности до сложных
комплексных приемов, которые можно
объединять в комбо.
Умениям персонажей учат
повстречавшиеся мастера и, как ни
странно, монстры. Если во время боя
выбрать опцию «Guard» и просто
парировать удары противника, не
исключено, что использованным им
приемом овладеет один из членов
партии. Отличительный признак изучаемых скиллов — голубая надпись с названием, возникающая при их отражении (если находиться в режиме парирования удара).
Полученные умения можно
передавать товарищам на отдыхе, но
для этого потребуется специальный
предмет Aurum (слиток золота?).
С учителями все гораздо сложнее.
Во-первых, их еще надо отыскать.
Когда мастер согласится
«курировать» одного из
персонажей, то выделит партии свой
первый навык, заодно высказав
требования для дальнейшего
обучения. Тут может быть все, что
угодно: найти 120 разных предметов,
нанести повреждений на 10000 очков за
один ход, вырастить 20 фей (об этом
ниже), пробыть в мире игры 50 часов (к
слову, я прошел ее за 30), побывать в
шестистах схватках или
познакомиться с более чем сотней
разновидностей врагов. Все это
требует неимоверных затрат энергии
и времени, но результат зачастую
стоит того. Кроме того, беря уроки у
определенного преподавателя, герой
получает какой-либо бонус. К
примеру, Khan дарит своим
«студентам» возможность
воскресать после гибели с одним
хит-поинтом.
Магические заклинания также
объединяются в комбо, образуя более
сложные комбинации. Например, если
первый персонаж сотворит простое
огненное заклятие, а второй —
заклятие, относящееся к школе ветра
Typhoon, то последнее преобразуется в
более мощный Thunderstorm, соединяющий в
себе силу атаки сразу нескольких
стихий. Нужно лишь следить за
скоростными показателями героев,
поскольку первое заклинание должно
быть произнесено более быстрым
персонажем. Сочетания же следующие:
за огнем идет ветер, за ветром вода,
за водой земля и снова огонь.
Некоторых монстров можно
уничтожить лишь магией
определенной стихии; особенно
принципиален этот момент для
финальных побоищ, где без хорошего
пожара не обойтись. Есть и забавные
нюансы, когда монстра усиливает или
ослабляет лишь определенный
элемент. В конце за такого дадут
больше/меньше опыта. Попробуйте
ради интереса поджечь лесной пенек.
Но самым интересным умением
является превращение в драконов.
Доступно оно лишь «Ryu» и Фоу-Лу,
постепенно постигающим формы
трансформации во все более мощных и
разнообразных крылатых
«динозавриков». У данного
состояния есть неоспоримое
преимущество — значительное
увеличение числа хит-поинтов и
доступ к мощнейшим атакующим
приемам. Увы, но платить придется
катастрофически уменьшающимся
числом «action points». Когда они
иссякнут, персонаж снова обретет
человеческий облик.
Сделай паузу,
скушай Твикс
Важная составляющая Breath of Fire 4 — обилие мини-игр. Не все они
одинаково хороши; честно говоря,
большинство и вовсе способно с
легкостью разочаровать
поклонников традиционных для PC RPG.
Нас заставляют откармливать
местного пьянчужку, запускать
механизм дамбы, растаскивать бочки
по складу, заниматься погрузочными
работами, сбрасывать пиратов с
мачты за определенное время,
оперировать лазерами и заниматься
другими не слишком приятными
вещами. Почти на каждой локации
встречается какая-либо задачка, и
хорошо еще, если это испытание для
головного мозга, а не спинного.
Особенно непривлекательным
оказывается поиск семи драконов, —
приходится возвращаться к уже
исследованным территориям. Один из
них находится среди ничем не
примечательной груды камней в
мини-игре с корабликом, а другой — в
скрытой локации мини-игры «Полет
на sandflier'e». Советую внимательно
прислушиваться к болтовне NPC.
Конечно, эти действия можно и не
совершать, однако тогда вы не
получите возможность
контролировать «Ryu»,
обращенного в Kaizer Dragon, что делает
финальную схватку практически
непроходимой.
В числе прочих выделяются две
мини-игры, являющихся
опциональными, но позволяющих
значительно облегчить партии
жизнь. Первая — рыбалка. С помощью
найденной удочки и манков кое-где
(fishing spots) можно поймать
разнообразных обитателей водного
мира. Проблема в том, что бедные
животные совершенно не желают
расставаться с жизнью, в отместку
остервенело терзая вашу любимую
клавиатуру. Право, не каждый
решится до онемения пальцев
долбить по курсорным клавишам,
чтобы сломить сопротивление
особенно зарвавшейся рыбины. Улов
идет в пищу, но лучше отыскать
специальных торговцев, которые
выменяют на него редкие предметы и
артефакты. Хотя обойтись без них —
проще простого.
Вторая забава — более дружелюбная
и приятная для мозгов
«стратегия»; необходимо
«взрастить» деревню фей и не
дать погибнуть популяции этих
существ. Для начала требуется
освободить их земли от довольно
мощных монстров и босса. Затем вам
предложат полный контроль над
дальнейшим развитием поселения. На
первых порах обеспечьте население
едой — отправьте жителей с
максимальной выносливостью (EN)
охотиться и работать в поле. Кроме
того, самые сильные феи должны
расчистить территорию и отстроить
дома — в них заселяются новые
обитатели, а назначение сооружения
выбирается игроком.
Таким образом, можно получить
вполне полезные здания: магазин
оружия и предметов, гостиницу,
биржу по спекуляции золотом (Aurum),
бюро поиска вещей, бараки, казино и
страховую компанию (страховой
полис позволяет погибшему в бою
персонажу снова воскреснуть). К
приведенному списку добавьте еще
концертный зал и студию живописи
(рекомендуется для фей с высоким
показателем SL). При их возведении
повышается культурный уровень
деревни, что, в свою очередь,
отражается на ассортименте
товаров.
Следует также учитывать характер
новоселов. Ленивых фей (Lazy) лучше
всего отправлять на поиски в самые
опасные регионы, где они могут
пропасть, — вместо них родятся новые
и, быть может, более трудоспособные
особи. Фей-стахановцев (Diligent)
надлежит прикреплять к тем
участкам, где требуется
максимальная производительность.
Оптимальный же вариант для
отщепенцев (Odd) — магазины, но тут
нужно помнить о показателе
образованности (KN). Войска, по идее,
должны иногда помогать партии в
бою, однако мне за всю игру ни разу
не повезло.
Затворник и аскет
Внешний вид Breath of Fire 4
донельзя скромен. Даже в 2000 году его
сочли бы устаревшим, а сегодня…
Мало кого привлекут
низкокачественные текстуры,
спрайтовые персонажи и монстры (в
полигоны облачили лишь нескольких
боссов), как и отсутствие
полноценной поддержки
акселераторов. Высокое разрешение
также никоим образом не влияет на,
скажу прямо, низкую
привлекательность игры.
Прошлогодняя Grandia 2
смотрится намного симпатичнее.
Только сильная сюжетная линия
заставляет закрывать глаза на
недостатки. Спасибо хотя бы за
возможность достаточно часто
сохраняться.
Кроме того, я более чем уверен, что
обладателям РС не понравится
чрезмерная продолжительность боев.
Спецэффекты (они же спецприемы)
оставляют приятное впечатление
лишь поначалу, «перемотка»
отсутствует. Исключение составляют
лишь особые ролики с участием
драконов, да и то половину из них
почему-то все равно заставляют
смотреть. Последняя стычка длилась
полтора часа (!) реального времени.
Система же вполне традиционна для
японских RPG — она пофазовая, т.е. в
начале хода партии отдаются
приказы, а затем совершаются те или
иные действия с участием всех
находящихся на ратном поле бойцов,
в зависящем от скоростных
показателей порядке.
Cut
Портирование произведено
достаточно качественно, однако
ошибки все же встречаются. Однажды
игра отказывалась работать до тех
пор, пока я не отключил поддержку
FSAA. На английский язык переведены
лишь тексты. Правда, никаких речей и
не слышно, одни маловразумительные
вопли перед атакой. Но почему
заставка и финальные титры
остались на японском языке —
большой вопрос. Некоторые сцены
попросту вырезали, дабы избежать
рейтинга «Mature». Нас лишают
удовольствия лицезреть не только
обнаженных Нину и Урсулу, но и куда
более важные для понимания сюжета
моменты, вроде обезглавливания
императора.
Особенно (не)
рекомендуется
Игра откровенно опоздала с
появлением, и ей можно пророчить
достаточно скромный успех,
особенно если учитывать все
недочеты, которые, без сомнения,
будут не раз приводить в ярость не
привыкших к тараканам jRPG игроков. И
все же есть в Breath of Fire 4
труднообъяснимое очарование,
заставляющее пройти ее до конца.
Вам нравятся Final Fantasy и Grandia?
У вас нет комплексов по поводу
скромненького графического
решения? Тогда пробуйте. Если же вы
давно внушили себе, что очередной
GeForce должен быть загружен по полной
программе, а мерзкие японские
игрушки с глазастыми анимешными
персонажами — занятие для детей и
эстетствующих педофилов, то, скорее
всего, просто не дочитаете до этих
строк.
1386 Прочтений • [Рецензия на игру Breath of Fire 4] [21.04.2012] [Комментариев: 0]