За
прошедшую пятилетку игры, подобные 1503
A.D., выделились в
стратегический подвид «немецкий
симулятор средневекового
бургомистра», пользующийся
бурным успехом на исторической
родине. Несмотря на специфичность
игрового процесса, всевозможные Settlers, Cultures, Patrician, Nations
и Knights & Merchants
удостаиваются восторженных
рецензий, собирают неплохую кассу и
регулярно обзаводятся сиквелами.
По всей видимости, причина столь
трепетной любви жителей Германии к
такого рода продукции лежит в той
же плоскости, что и ответ на вопрос,
почему российские игроки раскупили
весь тираж «Князя».
A Whole New World
Системные требования
Рentium III 500 МГц 128 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium III 750 МГц 256 Мб памяти
Как и вышеупомянутые игры, 1503
A.D. с первых же секунд
настраивает нас на тягучий, почти
медитативный лад. Слово
«быстро» означает действие,
совершающееся в промежутке от 5 до 30
минут. Под «базой»
подразумевается полноценный город
с хорошо развитой инфраструктурой.
Скромный перечень ресурсов состоит
из золота, древесины, инструментов,
кирпичей, гранита и еще сорока
восьми наименований. Покосившаяся
избушка, окруженная картофельным
полем, — лишь вершина
сельскохозяйственного айсберга.
Впереди нас ждут плантации пшеницы,
пряных трав, табака, шелковицы,
сахарного тростника, индиго,
хлопка, марихуаны (из нее
получаются неплохие веревки, если
кто не в курсе), виноградники, пара
животноводческих ферм и полный
комплект зданий горнодобывающей
индустрии. Слабонервным читателям,
решившим, будто они имеют дело с
заторможенной версией Age of Empires,
близкое знакомство с игрой может
стоить нескольких упаковок
валидола — объем исчерпывающего
списка сооружений здесь в
несколько раз больше.
Происходящее отчасти напоминает SimCity,
если сделать поправку на
шестнадцатый век и забыть о том, что
карты в 1503 A.D. состоят из
дюжины сравнительно маленьких
островов. Географический реализм
принесен в жертву разнообразию: на
площади в несколько сотен
квадратных километров мирно
уживаются африканские саванны,
заполярная тундра,
североамериканские прерии и
европейский хвойно-лиственный лес.
Яркие, временами даже излишне
сочные краски, обилие
праздношатающегося зверья и…
жесткие ограничения на выращивание
растений и животных. Хлопок не
растет в березовых рощах, равно как
виноград — на снегу. От того, в какой
климатической зоне будет заложен
город, зависит его торговая
политика, да и вся дальнейшая
стратегия в целом.
Впрочем, ходить за солью и
спичками к соседям нам придется
несколько позже. Пока что
государство состоит из набитого
припасами корабля и грустного
скаута с осликом, осматривающего
терра нова на предмет присутствия
полезных ископаемых. Выгодное
местоположение гарантирует
минимум половину успеха — как
показывает практика, попытки
дотянуться до горы, расположенной
на другом конце острова, замедляют
и без того вялотекущее развитие
нации.
Тяжелые будни
Отгрохав на побережье склад,
будущий мэр процветающего
мегаполиса с головой погружается в
рутину логистики. Считая себя
приличным градосимом, 1503 A.D.
скрупулезно учитывает все
мельчайшие факторы: расположение и
качество дорог, радиус покрытия
зданий, наличие деревьев близ
сторожки дровосека, потребности
народа в материальной и духовной
пище… Эффективность достигается
за счет обдуманного расположения
построек. Прядильня должна стоять
вплотную к овцеводческой ферме,
хлебопекарня — тесно связана с
мельницей, рынок, куда неутомимый
мальчик-с-тележкой регулярно
складывает товар, обязан
охватывать максимум полезной
площади… Остается лишь радоваться,
что разработчики не взяли на
вооружение печальный опыт Knights
& Merchants. Там, если кто еще
помнит, нехватка свежих булочек в
столовой ставила на колени всю
промышленность, а исход сражений
зависел от своевременных поставок
пива с сардельками на поле брани.
Впрочем, и у обитателей 1503 A.D.
есть нужды. Первые поселенцы,
ютящиеся в хлипких лачугах, хотят
немногого: еды, дубленой кожи да
пару тряпок, чтобы срам прикрыть. По
мере удовлетворения запросов
пионеры наращивают жирок,
превращаются в поселенцев,
перестраивают жилища и начинают
задумываться о том, как вкусно
поглощать жареных кабанчиков с
солью и специями.
Дальше — больше. Поселенцы
трансформируются в горожан, а затем
— в купцов, не переставая при этом
расширять список предметов острой
необходимости. Замыкают
эволюционную цепочку аристократы,
прописывающиеся в специально
построенные особняки; напудренные
сливки общества и дня не мыслят без
театров, парков, вина и лавочек,
торгующих норковыми манто.
Затягивать с исполнением желаний
не рекомендуется — оставшись без
благ цивилизации, горожане дичают,
частично вымирают и постепенно
скатываются к тому, с чего начали. А
там и до восстания недалеко.
Откуда столь пристальное
внимание к проблемам населения? Все
просто: появление новых
«листьев» на древе наук
зависит от количества и ранга
жителей. Набралось 120 пионеров —
получите церковь. Сумели дотерпеть
до появления тысяча пятисотого
человечка — можете строить театр и
украшать улицы стрижеными
кустарниками. Есть в игре и
традиционный способ изучения
технологий — школы и университеты
со временем накапливают некое
абстрактное «знание». На эту
своеобразную валюту
«приобретаются» военные
разработки и дополнительные
постройки вроде колодца или
пожарной станции.
Международная торговля, неумелая
реализация которой едва не вогнала
в гроб 1602 A.D., перестала
скалиться и научилась работать на
«автопилоте». Обнаружив
соседнее государство либо
очередное племя африканцев
(монголов, эскимосов, ацтеков,
бедуинов, индейцев), мы выводим на
чужой берег скаута для разведки
содержимого склада и заключаем
пакт о сотрудничестве. Теперь
остается проложить маршрут
купеческого судна и указать места
погрузки/выгрузки товара с помощью
удобного меню — остальное игра
сделает автоматически. Правители
без моральных принципов
приглашаются к сотрудничеству с
пиратами. Одноглазые не только с
радостью сбагривают наворованное,
но также готовы атаковать
«заказанное» государство.
Флибустьерская услуга, разумеется,
обходится в кругленькую сумму.
С дипломатией мороки еще меньше.
Есть три основных кнопки —
подружиться, объявить войну и
потребовать дань. Подарки
доставляются по морю на специально
выделенных для этого кораблях,
идущих под белым флагом. До
эксцессов дело доходит крайне
редко, — разработчикам удалось
написать AI, подстраивающийся под
стиль поведения игрока. Пацифисты,
не склонные к насильственному
решению проблем, вольны заниматься
градостроительством без опаски
увидеть под окнами замка толпу
разъяренных зольдатен соперника.
Война как
лекарство от скуки
Но вот что любопытно: чем шире
расползается наш поселок, чем
активней мы насаждаем Deutsche Ordnung, тем
сильнее терзает душу крамольная
мысль — а много ли функций у
губернатора? По сути, за
исключением опции «остановить
работу такого-то здания» и
упоминавшихся выше торговых
связей, у нас нет властных прав. Мы
не можем регулировать процентную
ставку налога (таковой попросту
нет) и устанавливать цены на
различные продукты. Более того, 1503
A.D. не предоставляет
детального отчета по прибылям и
убыткам, в результате чего уже к
середине миссии становится
невозможно точно определить,
откуда берутся и куда утекают
деньги.
Мы не в состоянии приказывать
кому-либо, за исключением кораблей
и бойцов регулярной армии.
Внутриполитическая грызня и
подковерные страсти остались за
рамками проекта. Преступность в
явном виде отсутствует, эшафот и
окружной суд работают в автономном
режиме. Примитивность идиллической
вселенной подчеркивает отсутствие
смены сезонов, погодных условий и
цикла «день-ночь». Лишь изредка
на подведомственные территории
обрушиваются потоки лавы, засуха,
чума и пожары. Увы, но, в отличие от SimCity,
здесь запрещено играть в демиурга,
вызывая форс-мажорные
обстоятельства небрежным щелчком
мыши.
Временами от тоски спасает война,
всегда являвшаяся одним из любимых
развлечений человечества. 1503
A.D. аккуратно копирует
механизм сражений с Age of Empires 2,
не забывая делать поправку на
масштаб. До боли знакомая
«резиновая» рамка, набор
основных построений отряда и
бесхитростный баланс сил в духе
«камень-ножницы-бумага» — все в
лучших традициях домов Ensemble и GSC.
Однако есть и отличие. Если в «Завоевании
Америки» создание
боеспособных армии и флота уходит
от силы 20 минут, то детище Sunflowers
требует для достижения тех же целей
как минимум 2-3 часа. Поэтому
разборки с соседями в режиме «Free
Play» являются скорее последним
доводом, чем насущной
необходимостью. В конце концов,
жизненно важные товары куда проще
обменять по бартеру, нежели гробить
тонны ресурсов на организацию и
поддержку милитаристской машины.
Полководцы поспешно ретируются в
классические RTS (либо пробуют «на
зубок» сюжетную кампанию и
сценарные миссии), а приверженцы
мирного развития страны
ограничиваются возведением
оборонительных рубежей и
возвращаются к плантациям.
В поисках
утраченного «изюма»
Одним наш вывод покажется хвалой,
другим — хулой. 1503 A.D. — не
более чем еще один продукт из серии
«сим-бюргер». Сочная 2D-графика,
разнообразие природных пейзажей,
зданий и юнитов, ласкающая ухо
музыка не в состоянии скрыть
дефицит оригинальных идей и общую
незаконченность дизайнерской
мысли. Игра теряется на фоне серой
массы многочисленных конкурентов.
Многопользовательский режим
вырван с мясом (в главном меню на
месте искомой плашки зияет дыра), и
только таблица рекордов по мере сил
поддерживает угасающий интерес к
повторному прохождению.
После недельного общения с
творчеством коллектива Sunflowers в
памяти остаются красивые панорамы
городских кварталов, недурственный
intro-ролик, приятная обработка
известной песни «Scarborough Fair» и…
и… всё.
645 Прочтений • [Рецензия на игру 1503 A.D.: The New World] [21.04.2012] [Комментариев: 0]