Юго-Восточная
Азия постепенно превращается в новую
игродельческую Мекку, какой уже давным-давно
стала Европа времен Второй мировой. К
компании затянутых в кожу нацистов и убер-зольдатен
присоединились хмурые сыны Вьетнама,
Японии и Кореи. Они не лелеют планы мирового
господства, но выносят слабых духом
пехотинцев армии США, сунувших нос в
непролазные джунгли.
Системные требования
Pentium III 600 МГц 128 Мб памяти GeForce 2
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.7 ГГц 384 Mб памяти GeForce 4 или выше
О да, джунгли. Вот истинная
причина, заставившая разработчиков сменить
декорации военных шутеров, — современные
компьютеры наконец-то научились правильно
изображать субтропический лес.
Патруль
Лучи солнца пробиваются сквозь
густой ковер из яркой зелени пальм и
увившего их кроны плюща. Рядом шелестит
горный ручей — ему невдомек, что через пару
километров его прозрачные воды вольются в
бурую муть полусонной реки, плыть в которой
можно только вслепую, отгоняя прочь мысли о
паразитах и инфекционных заболеваниях.
Разноцветные бабочки демонстрируют фигуры
высшего пилотажа, порхая меж запутанных
стеблей лиан и стволов непонятного вида
деревьев. Под папоротниковым пологом
выводят рулады толстые лягушки, испуганно
замолкающие при звуке человеческих шагов.
Проводник Лё Дун Нат ловко
перешагивает через заросший мхом валежник
и замирает, жестом сигнализируя о возможной
опасности. Патрульный отряд
останавливается, готовый открыть огонь по
команде. «Впереди ловушка», —
показывает Нат. Вьетконговская голь хитра
на выдумки. Консервная банка с гранатой, от
чеки которой тянется едва заметная леска.
Накрытая дерном яма с кольями.
Выскакивающая из кустов «пунджи» —
конструкция, по форме похожая на
телевизионную антенну. Каждый ее «штырек»
обильно смазан смертоносным ядом. Встреча с
ними стоила жизни многим американским
бойцам.
Стивен Хоукинс аккуратно
перерезает тонкую леску. Быть может, подлые
комми рано или поздно восторжествуют, но
сегодня его отряд не станет жертвой вшивой
«лимонки». Он поднимается, стряхивая
прилипшие к куртке листья, и дает отмашку
Нату. Патрулирование продолжается.
Правила боя Vietcong — не приключение, а
работа. Временами неприятная, временами
нудная, временами опасная. Здесь не
злоупотребляют голливудскими
спецэффектами, пафосной риторикой и
героической музыкой, но результат
оказывается не менее впечатляющим, чем Rainbow
Six или Medal of Honor.
Сценарий присутствует в минимальном
количестве; его задача — набросать в общих
чертах обстановку и связать миссии в
логическую цепь, и только. Авторы аккуратно
обходят стороной большую политику, ибо
сержант Хоукинс, а не президент Никсон
вынужден идти в кромешной тьме по болотам,
кишащим поклонниками Мао. Без разницы,
кто он — агрессор или борец за идеалы
демократии, важно другое — надо выполнить
приказ и выжить. А правду-матку пусть потом Оливер
Стоун режет.
Крокер, врач. Бронсон, инженер.
Хорнстер, пулеметчик. Дефорт, радист. Лё Дун
Нат («…но мы зовем его просто Нат»),
проводник. Vietcong оставляет человеческие
взаимоотношения за кадром, лишь изредка
давая полистать суховатые заметки Хоукинса
и послушать пикировки героев во время
очередного брифинга. Вся жизнь и помыслы
наших подопечных содержатся в двадцати
строчках личного досье, а их размалеванные
камуфляжной краской лица рискуют
заработать клеймо «карикатура».
Но вы все равно их запомните, ибо
в сражении им нет равных. Завидев ярко-зеленую
вьетконговскую каску, Нат «рыбкой»
ныряет на землю, поднимая в воздух комочки
грязи, а остальные мигом
рассредоточиваются по местности. Кустарник,
деревья, камни, бурелом — AI (как «наш»,
так и вражеский) не просто знает о
существовании этих объектов, но и активно
их использует. Представители обеих сторон
то и дело перебегают с места на место,
избегают двигаться по прямой и не лезут на
рожон, оказавшись в невыгодной для себя
ситуации. Получив ранение, вьетнамец
отлеживается, дабы игрок уверился в его
гибели и совершил фатальный промах.
Американец в аналогичной ситуации зовет
медика, причем таким истошным голосом, что
аж в дрожь бросает. Получающееся в итоге
действо выглядит ничуть не хуже, чем Medal of
Honor, но с одной лишь разницей — Vietcong
предпочитает ходить самостоятельно, по
возможности не опираясь на скриптовые «костыли».
Идеал близок, хотя и не настолько,
чтобы мы перестали находить ошибки.
Дурацкий pathfinding то и дело заставляет Ната
бродить кругами вокруг очередной точки
маршрута. AI нет-нет, да и норовит «подсмотреть»,
где мы сидим, — так проще целиться. Прогулка
по траншее превращается в испытание нервов:
телеса персонажей цепляются за узкие
стенки канавы и застревают, как Винни-Пух —
в норе Кролика. Впрочем, это не смертельно —
через некоторое время игра сама
вытаскивает незадачливого «толстяка»
на поверхность. Трупы норовят повиснуть в
воздухе и непринужденно проходят сквозь
достопримечательности ландшафта. Подайте
сюда «Карму» из Postal 2 или, на худой
конец, Devastation!
Зато какие попадаются сценки!
После боя Хорнстер подходит к бездыханной
тушке супостата, проводит рукой перед лицом
и делает контрольный выстрел в голову.
Повторный осмотр. Теперь точно мертв.
Пулеметчик проводит ребром ладони по шее —
мол, отплясался, гад, и методично обшаривает
карманы убитого. Если здесь и дергают за
ниточки, то весьма и весьма умело.
«Тоннельный синдром»
Мечтая оказаться на передовой, Стивен
Хоукинс едва ли предполагал, какая
насыщенная карьера ожидает его на базе «Нуй
пек». Охота на дерзких снайперов,
утомительное патрулирование, отчаянный
прорыв из окружения, тотальные «зачистки»,
оборона лагеря и тет-а-тет с танком. Ему
довелось плыть на моторке, сочетая
наслаждение красотами азиатской природы с
отстрелом врагов, и мчаться на джипе
по извилистым горным тропкам, дабы успеть
на помощь защитникам соседнего лагеря.
Линейность успешно скрадывается
гигантскими масштабами карт —
доработанный движок Mafia
временами выдает такие панорамы, что даже
не верится.
Адреналин поступает в кровь
лошадиными дозами. Даже на «обычном»
уровне сложности прямое попадание из
дробовика гарантированно обрывает боевой
путь бравого вояки. На зубодробительном
«Vietnam» врач не нужен, т.к. почти каждый
выстрел — последний. Число «быстрых
сейвов» ограничено (максимум — семь).
Выручает лишь Дефорт, сохраняющий игру во
время очередного сеанса связи с
командованием.
Правда, с тоннелями вышел перебор.
За несколько лет вьетнамские партизаны
научились прокапывать в мягкой почве
джунглей многокилометровые лабиринты,
зачастую служившие не только средством
коммуникации, но также складами, штабами,
госпиталями и даже… квартирами. Лазать
туда отваживались немногие: если и удастся
выжить в лобовом столкновении с ползущим
навстречу неприятелем, всегда остается
шанс провалиться в колодец с кольями или
получить нож в живот от затаившегося в
земле герильерос.
Отправить в такое местечко
Хоукинса — идея хорошая. Накал страстей не
уступает иному survival horror: карта отсутствует,
убегать некуда, враги мерещатся за каждым
поворотом. Выбравшись из катакомб,
чувствуешь себя если не суперменом, то хотя
бы феноменальным счастливчиком — как же,
пройти это и уцелеть!
Но все хорошо в меру. И хотя
второе «погружение» по-прежнему
вызывает холодок в позвоночнике, на лице
возникает недовольное выражение — как,
опять?! Четвертая прогулка превращается в
ад — вместо кишащего опасностями тоннеля
мы вынуждены битый час топтаться в
абсолютно безлюдных лазах, на фоне
архитектуры которых бледнеет даже
знаменитый австрийский монастырь из квеста
(!) Black Dahlia. Да, дорогие разработчики, все
уже поняли, что «проверить дырку» — не
фунт изюма слопать, но зачем издеваться?
Неудачным оказалось и «стелс»-задание,
причем виновата в провале бездарная
расстановка триггеров. Тяжело вытаскивать
товарища из клетки, стоящей посреди
вражеской деревни, когда напарники «забывают»
устроить отвлекающую диверсию (либо
устраивают ее так, что лагерь в мгновение
ока просыпается), а игра преждевременно
рапортует об удачном спасении. Исход в
обоих случаях одинаковый: вьетнамцы в
истерике, пленник убит, mission failed. Даже
удивительно, что этот баг, неоднократно
упоминающийся на официальных форумах, не
был раздавлен первым же патчем.
Здравствуй, оружие
Разработчики то ли постеснялись,
то ли задел на сиквел оставили, но русских в
виртуальный Вьетнам не завезли. О советском
присутствии напоминают лишь фотографии В.И.
Ленина, попадающиеся в карманах мертвых
партизан («The sonuvabitch who started it all», — цедит
сквозь зубы Стивен), да завидный арсенал
стрелкового оружия. «Токарев», «Макаров»,
СКС, винтовка Мосина, ППШ-41 и ППС-43, неизменные АК-47 и «Драгунов»,
а также редкие для компьютерных игр вещи —
ручной пулемет Дегтярева и дробовик «Иж-43».
А чтобы не захотелось набить карман всеми
экземплярами сразу, присутствует жесткое
ограничение на число выдаваемых «пушек».
Пистолет и что-то одно «потяжелее».
С заокеанской стороны экзотики
меньше: почти все образцы американских
орудий убийства давным-давно заполонили
сотни шутеров и стратегий. Пожалуй, стоит
упомянуть лишь модифицированную винтовку М1
Garand с оптическим прицелом и бессменные М-16 с
М-60 — без них никакой игры про Вьетнам и
быть не может.
Выглядят и звучат «стволы»
на твердую «пятерку». До маниакальной
любви авторов Global
Operations ко всему стреляющему
разработчики Vietcong докатиться не успели,
но ближайшие конкуренты в лице IGI
2 и Line of Sight:
Vietnam уже покуривают на завалинке.
Только гранаты портят хорошее впечатление — мало того, что летают по странным
траекториям, так еще и в препятствия
втыкаются. Полтергейст? Саботаж?
Good morning, Vietnam!
Но лучшее дизайнерское решение —
не «раскрываемые» на приставочный
манер оружие и quick-миссии, а саундтрек. Он не
рвется в бой и не забивает уши во время
неспешных променадов по лесу. Музыка 60-х
доносится из маленького приемника,
стоящего в полутемном бункере нашего героя.
Мы читаем дневник, штудируем разведданные и
досье под заводные мелодии американского
военного радио, перемежающиеся сводками с
фронтов, а когда из динамика доносится
бодрый возглас «Добрррое утро, Вьетнам!»,
осознаем — вот из таких мелочей и
складывается атмосфера хорошей игры. P.S. По ряду непонятных причин
американская версия Vietcong подверглась
цензуре. Были удалены реалистичная кровь,
«расчлененка» при взрыве гранат и
острые словечки в диалогах. Зато в чопорной
Великобритании, известной своим холодным
отношением к жестокости в играх, детище
Illusion Softworks вышло без купюр, но с рейтингом
«от 18 лет». Официальные представители
Gathering сообщили, что работают над неким «компромиссным
вариантом».
1365 Прочтений • [Рецензия на игру Vietcong] [21.04.2012] [Комментариев: 0]