Championship
Manager 4 — пожалуй, самая
парадоксальная игра вообще из всех
когда-либо выходивших. Не говоря
уже о самой серии. Попробуйте бегло
просмотреть темы официального
форума, и вы, даже еще не
ознакомившись лично с самим
предметом обсуждения, начнете
утверждать, что на теле CM4
нет живого места — сплошные ошибки.
Баг в инсталляторе, приводящий к
поголовному удалению "history" в
информации о футболистах, целиком
исчезнувшие сезоны в некоторых
чемпионатах, произвольно
меняющийся счет матча,
неисправности в работе скаутов,
ограничение на число легионеров в
российской лиге, не выправленное
даже вторым патчем, и десятки
мелких шероховатостей,
превращающих существование многих
игроков в сущий ад. А ведь релиз
несколько раз переносили.
Сторонние наблюдатели задаются
одним-единственным вопросом: как в
ЭТО можно играть?
Выбери снова
Системные требования
Pentium III 600 МГц 128 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium III 1.3 ГГц 512 Mб памяти
Sports Interactive пошла ва-банк, без
промедления поделив фанатов на
внутренние "фракции". Картина
напоминает вавилонское
столпотворение. Эти восторгаются
2D-движком, те, наоборот, кричат, что
не видели ничего более
примитивного и бездарного, но
отрекаться не собираются,
поскольку режим "text only"
никогда не умрет. Истинные гении,
авторы громадных форумных тем,
вошедших в символический "Зал
славы", горестно скорбят по
экрану настройки "with/without ball" и
яростно критикуют систему
персональных инструкций. А за ними
уже набегают толпы рассерженных
владельцев "hi-end"-компьютеров,
на которых игра рекомендует
запускать лишь 10-15 чемпионатов, при
этом довольно ощутимо тормозя. Да,
они получили бесподобный подарок —
39 стран с 88 лигами (список открытый),
более 250 тысяч игроков, им хочется
"включить" всю Европу и Южную
Америку, а еще Японию, Мексику и…
Сингапур или Гонконг? CM
как никогда прежде требователен к
компьютерным ресурсам, поэтому,
чтобы вкусить всех прелестей
футбольной глобализации, нужно
обладать, помимо мощной машины, еще
и безграничным терпением. Здесь
никто никуда не спешит.
Но. Наверное, 90% недовольных не
только сбегали в ближайший магазин
за вожделенной коробкой, но и
продолжают играть, регулярно
появляясь в Сети и выплевывая
заготовленные увесистые списки
жалоб. Они критикуют, потому что
любят, несмотря ни на что. И это —
подтверждение привычного факта:
серия развивается по тому же пути.
Правильному пути.
Новые устои.
Стратегия победы.
Волна обновления, позволяющая
считать CM4 именно новой
игрой, а не очередным дополнением,
зародилась, скорее всего, в самом
сердце футбола, там, где живут
тактические схемы, сложные расчеты
и мучительный поиск идеальной
"конструкции", работающей на
победу. Безусловно, адепты серии за
несколько лет не просто уяснили
назначение экрана "with/without ball",
но и научились работать с ним. Для
них тактическая балансировка
максимально реалистична и лучше
уже не станет. Отсюда и растут корни
возмущения, т.к. больше нельзя
собственноручно сдвинуть вратаря
на позицию назад при подаче
углового или задумать какой-нибудь
хитрый прием при контратаке.
Трансформация выглядит чужеродной,
непонятной и далеко не
всеобъемлющей. Каждому футболисту,
в зависимости от его характеристик,
можно дать весьма подробные
инструкции, определяющие его роль
на поле. Перечень действий вызывает
исключительно положительные
эмоции. Чего здесь только нет
(отвечаю — функции плеймейкера)...
Положение и поведение при угловых,
штрафных, вбрасывании из аута,
точечные навесы, персональный
стиль игры... Что лучше делать
нападающему, — атаковать голкипера
при розыгрыше стандарта или
предусмотрительно встать у ближней
штанги? Зависит от того, как будет
выполнять удар товарищ по команде.
Взаимосвязи медленно
протягиваются маленькими
ниточками; конечно, на то, чтобы
освоиться, понять, кто, где и зачем,
куда пойдет следующий пас
(направление передачи теперь не
указывается), выстроить в голове
полную картину, нужно немало
времени. Да, описаны далеко не все
возможные действия игроков, и
педанты уже нашли, к чему
прицепиться. С другой стороны, я
совершенно не вижу причин, по
которым новую систему стоит
называть менее "тактической",
чем "with/without ball".
Изменения коснулись и командных
инструкций. Пункт "Mentality" (хотя
ему больше подходит обозначение
"Style") пополнился моделями
"Ultra defensive" и "Gung Ho".
Последняя стала поводом для
ожесточенных споров, поскольку
далеко не у всех работает должным
образом. Суть проста, — при такой
установке команда особое внимание
уделяет атаке, достаточно слабо
заботясь об обороне. Грубо говоря,
некое подобие навала, яркий пример
из жизни — финал Лиги Чемпионов
сезона 1998/1999 между МЮ и Баварией,
когда англичане забили два мяча на
последних секундах матча. По идее,
такой темп долго выдерживать
невозможно, и переходить к нему
нужно лишь в конце встречи, когда
позарез нужен гол. Риск, разумеется,
очевиден. Однако нашлись умельцы,
обнаружившие, что в сочетании с
некоторыми нестандартными схемами
"Gung Ho" является совершенно
жульническим приемом. Разработчики
пока хранят молчание.
Из прочих новинок — установка на
развитие атаки через оба фланга
(либо какой-то один) или через центр,
прессинг ("Closing down") только на
своей половине поля или постоянный,
и определение тех игроков, которые
будут выполнять вбрасывание из
аута, для чего, разумеется,
предусмотрена отдельная
характеристика.
Новые устои.
Взгляд сверху.
Вне всяких сомнений, свежая
тактическая идея вряд ли вызвала бы
такой взрыв восторга, и уж тем более
не стала бы предметом жарких
дискуссий, если бы не 2D-режим
просмотра матча. Еще до релиза о нем
было немало сказано, общее
представление мы составили по
"rolling demo", затем оценили
двумерный вид в двух недавних
демо-версиях, поэтому подробно
останавливаться на его описании я
не буду. Если вкратце — битва 22
"колобков". Другой вопрос — как.
На мой взгляд, блестяще, особенно
если играть "full match" (около часа
реального времени). Четко видно, как
работает тактическая схема, кто и
какие ошибки допускает, где слабые
места противника и в чем он
превосходит нашу команду. Даже с
самыми подробными комментариями мы
об этом не мечтали.
Для удобства пользователей в
отчете после матча предусмотрены
повторы голов и опасных моментов
плюс запись всей игры. Лет через 10
внушительная коллекция избранного
легко поможет скрасить скучный
вечер. Фанатики, использующие
настройку "Full detail" для
активных чемпионатов, получают
возможность просматривать записи
вообще всех проведенных встреч.
Собственно, это единственное
различие между полной и неполной
детализацией.
Разумеется, изъяны есть. Иногда —
невыносимо раздражающие.
"Кружочки" тупо отдают мяч
сопернику, теряют его на ровном
месте и попросту не замечают,
бездарно упуская верные шансы
организовать голевую атаку или
хотя бы пробить по воротам. Есть
определенные претензии и к
количеству фиксируемых положений
вне игры, — AI, похоже, не знает, что
такое пассивный офсайд. Однако
порой движок поражает вниманием к
мелочам, — при получении травмы
одним из футболистов игроки обеих
команд исправно следуют принципу
"fair play", выбивая мяч за пределы
поля, с пострадавшим, лежащим у
кромки, общается физиотерапевт,
после гола одноклубники бегут
поздравлять его автора... В общем,
атмосфера присутствует, и
воображение здесь не менее важно,
чем в текстовом режиме. Кстати,
специально для чересчур назойливых
критиков авторы не устают
повторять: "match engine" и в 2D, и в
комментариях (которые практически
не изменились) один и тот же,
поэтому не надо утверждать, что
команда начинает играть лучше, а
нападающие забивают не так много
мячей, если к двумерному обзору не
обращаться. Последнюю придирку
следует относить, пожалуй, к слегка
сбившемуся балансу.
Новые устои. За
кулисами.
Третий "кит", на котором
покоится CM4, —
тренировочный процесс,
изменившийся до неузнаваемости.
Принцип его организации знаком тем,
кто играл в Total
Club Manager 2003: имеется 25 видов
тренировок (как исключительно для
голкипера или полевых игроков, так
и совместных), начиная с
оттачивания стандартов, кроссов,
пенальти и развития выносливости
до теоретических занятий тактикой
и пробного матча. На каждый день
приходится три "слота", куда
можно "воткнуть" один из видов.
Как правило, в субботу и
воскресенье игроки отдыхают, а все
остальное — на наше усмотрение.
Количество недельных расписаний не
ограничено, — их можно создавать и
под амплуа, и под конкретного
игрока, что, собственно, иногда и
советуют тренеры. Они, в свою
очередь, больше не скованы рамками
трех областей (эффективный
максимум, в котором "коучи"
могли оказывать воздействие на
параметры футболистов). Отныне
каждый из них готов работать с
любым числом расписаний, и на
качестве это никак не сказывается.
В тренерском составе особо
выделяется ассистент менеджера,
наделенный широкими полномочиями. Ему
можно со спокойным сердцем (если,
конечно, профессионализм не
внушает опасений) поручить
заниматься тренировками,
организовывать товарищеские
встречи, обновлять контракты,
подбирать состав на матч,
руководить дублем — иными словами,
отдельные моменты довести до
автоматизма и не отвлекаться на
однообразные действия. Хотя,
наверное, для поклонников
футбольных менеджеров нет ничего
интереснее копания в новой системе.
Тем более что она после долгого
перерыва стала действительно очень
гибкой.
Понять и разобраться несколько
сложно, — растущие и падающие
характеристики не показываются,
меняется лишь количество
звездочек, демонстрирующих,
насколько успешно проходит
тренировка. Дабы не делать ненужных
ошибок, загляните в каталог DataTraining,
где подробно описывается, какие
виды на что влияют. Распечатайте,
соотнесите с нуждами каждого
игрока и начинайте планировать.
Результаты не заставят себя ждать.
Непосредственно в параметрах
принципиальных перестроений нет.
Все они аккуратно распределены по
трем группам — "Technical",
"Physical" и "Mental", здесь у
полевых игроков появились умения
вбрасывать мяч, пробивать пенальти
и стоять в воротах. Вратари же
обзавелись целым столбцом
"Goalkeeping", куда входят навыки
выбивания мяча, взаимодействия с
игроками обороны, игры руками и при
выходах один на один и т.д.
Ориентироваться в скоплении всех
этих цифр, к счастью, намного проще, чем раньше, — опция "Compare with" больше
не портит жизнь своей чрезмерной
усложненностью.
Дополнения к
портрету
Мельчайшие (и не очень) детали в CM4
проявляются постепенно. Кое-что
лежит на поверхности и сразу
бросается в глаза. Можно, к примеру,
в первые же минуты отметить
удобство интерфейса — выпадающие
меню скрывают не всегда нужные
сведения, в профиле игрока, взятого
в аренду, стоит отсылка на клуб, в
котором он числится, и многое
другое.
Гораздо более серьезно выглядит
общение с игроками. Раздел
"Happiness" в профиле
предоставляет достаточно полную
информацию о пожеланиях
спортсмена, после четырех
сыгранных в чемпионате матчей
появляется возможность сделать
заявление в прессе и похвалить
(раскритиковать) особо выдающегося
(распустившегося) футболиста.
Правда, только один раз в неделю, да
и эффект не очень заметен. В
принципе, если в скором времени
авторы этот момент доработают и
толково разнообразят, получится
очаровательная конфетка.
Другое очень симпатичное
нововведение — "manager promises".
Хочется молодому нападающему в
основной состав, а мы его кормим
обещаниями: "Жди своего шанса"
или "До конца года — зуб даю,
будешь в основе". Оригинально.
В меню "Action" появился
интересный пункт "Offer to clubs" —
полезная вещь, особенно если
учитывать некоторую вялость
трансферного рынка; хотя в основном
это относится к Европе. В перечне
"покупных" опций обнаружены
"Enquiry" (запрос у клуба, какую
сумму он просит за игрока) и "First
option" (этакое "право первой
ночи" — команде, предварительно
заплатившей некоторую сумму, игрок,
выставленный в будущем на продажу,
будет предложен в первую очередь).
Маленький псевдофинансовый штрих— на экране обзора следующего
соперника вместо статистики встреч
теперь показываются коэффициенты,
по которым принимают ставки
букмекерские конторы. Конечно,
видно, кто считается фаворитом, но
вообще — совершенно ненужная
добавка.
Список, как принято говорить в
таких случаях, можно продолжать
бесконечно, но раскрывать все
сюрпризы и нюансы я не стану — объем
немаленький, да и зачем лишать
удовольствия? Хотя искушение, не
спорю, велико.
Резюме
В ближайшие несколько дней будет
выпущен третий патч. Судя по
посвященной ему теме на форуме SI,
разработчики исправят едва ли не
все найденные на данный момент
ошибки (увы, пока программисты не
выявили причину появления бага,
изменяющего счет). Идеал ли это? В
целом — нет. Есть элементы,
требующие шлифовки, раскрытия
потенциала, к тому же сами
создатели уже заявляли о своих
планах по добавлению новых лиг, а
значит, очередных проблем не
избежать. Но на сегодняшний день Championship
Manager 4 — вершина жанра, вершина
серии, вершина творчества Sports
Interactive. 2D-режим, тренировки,
тактическая система — пока эти
составляющие вызывают неприязнь у
ветеранов, но через полгода,
помяните мое слово, минусы
исчезнут, сыграет свою роль сила
привычки, и конкурентам, если
таковые появятся, придется
серьезно задуматься над тем, что
противопоставить живой классике. P.S. Следующая остановка — Championship
Manager 2003/2004? P.P.S. Официальные
советы и подсказки. Рекомендую.
1602 Прочтений • [Рецензия на игру Championship Manager 4] [21.04.2012] [Комментариев: 0]