Сын патриция
Скажу
сразу: Port Royale — это наш
старый знакомый Patrician 2,
по прихоти Ascaron расставшийся с
замшелой Европой и отправившийся
покорять новые земли. Однако рука
не поднимается написать супротив
него слово «клон». Вопреки
законам математики, от перемены
мест все слагаемые
привлекательности «Патриция»
сложились в нечто новое, узнаваемое
внешне, но изрядно преобразившееся
внутренне. Престарелый вельможа
вдруг помолодел, приосанился,
заимел бандитские повадки и,
движимый страстью к приключениям,
пустился во все тяжкие.
Системные требования
Pentium III/Athlon 450 МГц 64 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III/Athlon 600 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель
И все же они похожи, словно
братья-близнецы; экономическая
модель, система социального
статуса, морские перевозки и
постройка собственных
предприятий… словом, все, за что
дорог нам Patrician 2, было
аккуратно и бережно перенесено в Port
Royale. Политическая ситуация,
конечно, другая: никакой единой
торговой организации вроде
Ганзейской лиги, лишь четыре
державы (Испания, Англия, Франция и
Голландия), постоянно воюющих между
собой, и атмосфера удалой
вседозволенности вокруг. Действие
происходит в морях и городах
недавно открытого Карибского
бассейна в один из четырех
временных отрезков, начиная с 1570
года, когда владычество Испании в
регионе казалось незыблемым, и
заканчивая 1660 годом, в эпоху упадка
испанских колоний и расцвета
пиратства. Выбрав одну из сторон,
начальный капитал и
«характеристики персонажа»
(без пресловутых ролевых элементов
и тут не обошлось), игрок
оказывается один на один с весьма
похорошевшим, окрашенным в сочные
тона, но знакомым интерфейсом.
Серьезных изменений не так уж
много; ветераны Patrician 2 с
легкостью освоятся в новом
окружении. Впрочем, у тех, кому не
довелось играть в предыдущее
творение Ascaron, тоже не возникнет
сложностей: Port Royale заметно
проще и дружелюбнее
предшественника. Картинка стала
ярче, интерфейс — удобнее, а к
деловой серьезности примешался дух
романтики и приключений.
Бухгалтерия
Вы не знакомы с Patrician 2?
Тогда я вкратце обрисую основные
идеи. Движущей силой в Port Royale
является торговля; морские
грузоперевозки — надежный, хотя и не
оперативный способ сколотить
состояние и заслужить уважение
сограждан. Теория обогащения
проста — покупаем дешево, продаем
втридорога, а разницу тратим на
новые корабли, предприятия, ремонт,
команду, вооружение и т. д. В отличие
от Patrician 2, глобальная
морская карта изначально
практически пуста, и нам предстоит
самостоятельно разыскать на ней
новые города. Большую
их часть составляют молодые
колонии, что своеобразно
отражается на геймплее: введено
разделение на т.н. «governor towns»,
имеющие регулярное сообщение с
Европой, и зависящие от них мелкие
поселения. Соответственно,
перечень товаров включает три
категории: еда и сырье, спрос на
которые везде одинаково велик,
колониальные товары,
предназначенные для отправки в
Европу, и импортируемая продукция,
хорошо расходящаяся в не имеющих
связи с материком колониях. В
условиях местного, трудно
предсказуемого рынка эта система
вводит некоторый элемент
надежности. Цены, конечно же,
меняются динамически в зависимости
от величины спроса и наличия товара
на городских складах.
По мере роста капитала появляется
дополнительный путь к обогащению:
собственные предприятия. Купив за
круглую сумму право на
строительство в городе и возведя
обязательное представительство —
склад (Storage), мы получаем
возможность основать частное
производство. Список доступных
построек не так уж широк и
варьируется от города к городу —
сказываются географические и
климатические особенности
местности. Кроме того, часть
товаров производится с меньшей
эффективностью, что может заметно
снизить прибыли. Правила успешного
бизнеса очевидны — выпускать надо
то, что пользуется наибольшим
спросом и обещает минимум затрат;
при этом не стоит упускать из виду
загруженность складов и ситуацию с
рабочей силой в городе. Как и в Patrician
2, можно сооружать
общественно-полезные здания, что
увеличивает популярность среди
горожан.
Пятнадцать
человек на сундук мертвеца
Но все эти торгово-экономические
сложности, без которых был немыслим Patrician, непостижимым
образом утратили свое значение в Port
Royale. Дух беззакония, едкий дым
пушек и легкая как попутный ветер
нажива — вот соль здешних морей.
Авторы мягко подталкивают игроков
к простой мысли: быстрое богатство
честными путями не достается; но
кто здесь боится нечестных путей?
Заниматься морским разбоем
разрешено сразу, достаточно лишь
потратить стартовый капитал на
набор матросов и приобретение
пушек, и вперед, к славе — захват
небольших слабых конвоев в
считанные минуты сделает
начинающего купца владельцем
приличного флота. Продажа лишних
кораблей приносит неплохую
прибыль, а растущая огневая сила
позволяет устраивать все более
рискованные вылазки. При этом имидж
грозного флибустьера вовсе не
означает потерю репутации,
поскольку победы над пиратами
приносят и почет, и, нередко,
немалые награды, а для
«легального» грабежа торговых
кораблей других наций всегда можно
купить каперское свидетельство.
На этом приключения не
заканчиваются: игра делает все,
чтобы смягчить торговую
тягомотину, подсовывая
разнообразные задания,
таинственные слухи и карты зарытых
сокровищ… И, конечно же, бои: до
двух десятков разномастных
кораблей сталкиваются в жестокой
схватке, величественно скользя по
волнам, лихо кружась и засыпая друг
друга ядрами, превращая кровавую
забаву в форменный балет. Простора
для тактического ума не так уж
много, и обычно после
предварительной раздачи приказов
остается лишь любоваться изящными
и смертоносными па воюющих
флотилий. Впрочем, отнюдь не всегда
дело решает лишь превосходство в
силе. Например, боеприпасы могут
закончиться в самый ответственный
момент, а недостаток людей в
команде запросто позволит
коварному врагу взять на абордаж
ключевой корабль. Приходится
обращать внимание на различные
мелочи, что, конечно же, приятно.
В Port Royale понятие
отдельного корабля исчезло, теперь
под нашим началом только конвои и
их капитаны (тоже, кстати, со своим
набором растущих со временем
параметров). Это упрощает и
торговые, и ремонтно-закупочные
операции — налицо еще один шаг
вперед по сравнению с Patrician 2.
Количество конвоев, как, впрочем, и
число городов, в которых можно
строить собственные предприятия,
зависит от ранга — местного
варианта привычного для ролевиков
«уровня» персонажа, который
повышается путем совершения
удачных торговых сделок, морских
побед, успешного выполнения миссий
и т. д.
Семь футов под
килем
Число особенностей слишком
велико для небольшой рецензии — за
кадром осталось многое, но вывод не
стыдно сделать уже сейчас: Port
Royale оправдывает потраченное
на него время. Конечно, недостатки
есть. Интерфейс все еще достаточно
неудобен и перегружен, морские
сражения, несмотря на свою
зрелищность, зачастую однообразны,
миссии типичны и скучны, AI, похоже,
удостоился лишь поверхностного
внимания разработчиков… Кроме
того, в процессе на свет то и дело
вылезают всевозможные ошибки, не
смертельные (выпадений на рабочий
стол не наблюдалось), но досадные:
нередко «пропадает» картинка,
информационные окошки, напротив,
отказываются закрываться,
постоянно возникают сложности с
сетевой игрой… Этот раздражающий
балласт лишил Port Royale
«Нашего выбора», и все-таки
высокую оценку он получает по
праву. Красочная графика, приятная
музыка, глубокая стратегическая
основа (с хорошей родословной) и
атмосфера добротного пиратского
романа — все составляющие
удавшегося проекта налицо.
В общем, смело покупайте
шампанское, бейте его с размаху об
монитор, и счастливого вам
плавания. Может, где-нибудь там,
среди соленых волн, мы еще
встретимся…
1315 Прочтений • [Рецензия на игру Port Royale] [21.04.2012] [Комментариев: 0]