Добро
пожаловать на стадион, где… Стоп.
Зачем сразу на стадион? С листа еще
никому не удавалось выступить
удачно, если не считать сборную
Дании, которую собирали во время
отпусков по пляжам и пивным для
участия в чемпионате Европы '92,
когда туда не допустили
югославскую команду. Неожиданное
было известие для викингов. Вот так
же нежданно-негаданно появилась
версия International Superstar Soccer 3
для РС. Словно снег на голову, а ведь
сколько нас ей пугали…
Кое-что об
истории
Системные требования
Pentium II 350 МГц 64 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III/Athlon 600 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель
Произведение японских умельцев
занимает достаточно солидную нишу
среди футбольных симуляторов на
PSOne, параллельно оказывая
серьезнейшую конкуренцию детищу ЕА
Sports — серии FIFA. Конкуренция — большое дело, ничуть не уступающее
ЧМ по футболу, состоявшегося в
Японии и Корее летом 2002 года.
Видимо, этот турнир и надоумил
разработчиков портировать ISS 3
с приставок на персональные
компьютеры. Впрочем, полного
сравнения все равно не будет,
поскольку, как видно из названия,
вотчина Konami — международный футбол,
а FIFA — не только
международный, но и клубный.
Тренировки до
седьмого пота
Чтобы не давать соперникам лишних
козырей, для начала стоит
потренироваться, свыкнуться с
управлением, да и вообще разведать
обстановку. На первый взгляд, набор
тренировок невелик, но там есть все
необходимое: свободный режим (что
хочешь, то и делай), обучение
навыкам игры один на один как в
атакующем, так и в оборонительном
вариантах, а также отработка
стандартных положений. Отдельно
вынесено пробитие 11-метровых.
Для управления фигурками,
передвигающимися по зеленому
прямоугольнику, предлагается два
варианта: клавиатура (стрелки + 8
кнопок левой части клавиатуры от Q
до X) и джойстик (мне с лихвой
хватило 10-кнопочного). Четыре схемы
позволяют выбрать что-нибудь по
душе, а на крайний случай все можно
перенастроить «под себя».
Сами поединки между футбольными
командами разных континентов
разделены на несколько категорий.
Стартовая — просто матч. Побегали,
потренировались — пора и на поле,
сразиться с реальным соперником.
Тем, кто предпочитает учебу в
боевых условиях, сразу предлагаю
переместиться в один из трех
официальных турниров (четвертый —
настраиваемый; выбирается число и
сами команды, количество кругов и т. п.): чемпионат мира, в розыгрыше
которого принимают участие 58
команд (если начинать играть с
отборочного раунда), чемпионат
Европы и Copa America. Последний
фактически представляет собой
чемпионат Америки с одним
небольшим дополнением —
приглашением двух гостевых
сборных.
Составы оставили двоякое
впечатление. Вроде бы все абсолютно
верно и даже написано без ошибок,
однако в некоторых командах
фамилии игроков изменены. Не
исключено, что составы сборных,
участвовавших в ЧМ-2002, указаны
правильно, а остальные — как Бог на
душу положит. По крайней мере, в
нашей команде находятся все, кто
был заявлен на японо-корейский
турнир.
Антураж и предстартовый
«спектакль» выглядят очень
симпатично. Красивый вид на
стадион, футболисты стоят под
трибунами, общаются, поправляют
форму, готовятся к выходу. Звучит
свисток, команды появляются на
поле, но прежде на газон выносят три
флага. Два — сборных, участвующих в
матче, и один — «Fair play». Построение,
исполнение гимнов, правда, не
целиком, а лишь отрывков (кстати,
российский гимн воспроизведен в
старом варианте)… Далее следует
традиционная фотосессия, а потом
уже начинается непосредственно
футбол. Лично я столь приличную
реализацию стартового действа вижу
впервые; отражены все подробности,
вплоть до монетки, подбрасываемой
рефери для определения стороны,
которая будет начинать матч,
рукопожатий судейской бригады и
капитанов команд.
«Fair play»
по-японски: «Гол?! Нет — удар от
ворот!»
«Приставочность» ISS 3
сразу же бросается в глаза. Нельзя
сказать, что графика отсутствует,
но могло быть и лучше. Состояние
газона, например, напоминает ранние
версии FIFA. То же самое и с
футболистами. Онопко, предъявляя
судье претензии по поводу желтой
карточки, качает головой, но при
этом выражение лица у него —
каменное. Какой характер!
Российским игрокам подобная
выдержка и не снилась. Несогласные
с вердиктом арбитра, они бегут к
нему разбираться с такими
перекошенными от злобы
физиономиями, что самые жуткие
персонажи из фильмов ужасов,
собравшись стайкой, курят в
сторонке. Особенно этим славится
клуб, возглавляющий нынче таблицу
российского чемпионата, — ЦСКА. А
еще у армейцев есть главный тренер,
бурно реагирующий на успехи или
неудачи своих подопечных. Здесь
тренер сборной внешне мало
напоминает В.Г. Газаева, а вот по
характеру поведения они похожи. И
все же в итоге отметим, что в
области графики ISS 3,
портированный с консоли и никоим
образом не доработанный, уступает
серии FIFA.
Другое дело — геймплей и звук. В
нашем арсенале имеется несколько
видов передач — обычный пас, пас
верхом или «на ход», — но их
реализация вызывает определенные
вопросы. Если сила удара
регулируется, то сила паса — нет, что
очень мешает. Надо перебросить мяч
по воздуху стоящему рядом коллеге,
а вместо этого получается пас
метров на 60 чужому голкиперу или
вообще выброс в аут. В борьбе с
соперниками можно неплохо
«пофинтить», да так, что у них
голова кругом пойдет. Эти моменты
иногда заставляют улыбнуться, и ISS
оставляет FIFA за спиной.
Техника удара по воротам напомнила
незабвенный FAPLFM года этак
1999-го, когда футболисты, выбегавшие
один на один с вратарем, с пугающим
постоянством били мимо цели.
Положительных эмоций добавляет
реализация игры головой: можно на ходу отбросить мяч назад
или, наоборот, прокинуть вперед.
Удары по воротам —
«классический» с отскоком от
земли или сразу в цель. Действия
вратаря правдоподобны, порадовало
«метание» в воротах при
установке стенки и жестикуляция
«левее, левее, левее… и ладонь:
„Хватит!“». Но, наверное, самое
приятное — элемент неожиданности,
которого иногда так не хватает. Однажды в матче против англичан
мяч после выбивания в поле вдруг
перепрыгнул Рио Фердинанда.
Этим не преминул воспользоваться
игравший на острие атаки Кержаков,
будто из пушки пробивший в дальний
угол, мимо остолбеневшего Симэна.
В то время как музыка остается
практически незамеченной,
комментарии вызывают неподдельное
удивление. Комментаторов здесь
двое. Один из них разбирается в
«тонкостях игры», но не знает
фамилий и названий стран. Зато
второй — настоящий специалист по
ФИО. «В эфире» возникает забавный «диалог»:
… — Пас направо полузащитнику… — …Карпину… — …Он бежит по флангу, подача в
штрафную на… — …Кержакова… — …Удар… — …Кержаков… — …Забивает!!!! Это второй мяч… — …Кержакова… — …в этой игре!
И т. д. в том же стиле. Режет слух.
Конечно, положительных аспектов в
игре много, но у Konami еще навалом
работы по доведению ее до ума.
Например, чтобы не было вот таких
курьезов. Момент: угловой у чужих
ворот, подача, паника в штрафной,
удар, рикошет, мяч закатывается за
линию (!), но его оттуда выбивают.
Гол? Нет, игра продолжается! Момент
№2 у моих ворот: финал ЧМ, Роналдо
убегает на рандеву с Нигматуллиным,
удар в дальний угол, мяч ударяется
об штангу и катится по линии,
пересекая ее рядом с дальней
боковой стойкой. Гол? Удар от ворот!
Вам это ничего не напоминает? Прямо
как в нашем национальном
первенстве.
Разбор полетов
Как и ожидалось, Konami не удалось
повторить подвиг датчан на Евро-92 и
с наскока захватить лидирующую
позицию. В сухом остатке остается
футбольный симулятор с хорошим
геймплеем и средней графикой.
Впрочем, ответственность за
упомянутый недостаток мы возложим
на разработчиков, ведь PC и
приставки — разные весовые
категории.
Остается высказать пожелание
коллективу из Страны восходящего
солнца — не шарахаться от
полученных результатов, а дружно
взяться за «PC only»-версию International
Superstar Soccer 4 и уже потом
заниматься ее портированием на
консоли. Обострение борьбы в жанре
и общий прогресс футбольных
симуляторов — чем не мечта нашей
фанатской жизни?
1171 Прочтений • [Рецензия на игру International Superstar Soccer 3] [21.04.2012] [Комментариев: 0]