Праздник на нашей
улице
Всем
виртуальным магнатам и владельцам заводов-газет-пароходов
пора выбираться на свои виртуальные
проспекты и начинать праздничный парад.
Сегодня есть повод — Enlight Software, заслуженный
производитель экономических симуляторов, и Тревор Чан лично дарят публике
симулятор ресторанного владыки Restaurant Empire
(для друзей просто RE). Зная послужной
список компании (Capitalism
1-2, Seven Kingdoms 1-2, Virtual U, Hotel Giant), трудно
сдержать нетерпение. Да, у мистера Чана
со товарищи не все проекты — полноценные
хиты, но зато и серых неоригинальных игр в
исполнении этого коллектива мы не видели. RE,
по словам разработчиков, призван «вдохнуть
новую жизнь» в жанр. Планка высокая и пока
еще, увы, не достигнутая. Впрочем, то, что
получилось, более чем достойно внимания
поклонников бизнес-симов.
Господин
оформитель
Системные требования
Pentium III/Athlon 500 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель
Всякая империя начинается с
малого. Сперва под нашим руководством
находится лишь один ресторан (в режиме
свободной игры можно выбрать его
местоположение и «национальность», тогда
как обремененный сюжетом «сингл» всегда
стартует в Париже) и один шеф-повар, а в
кармане лежит некоторая сумма денег.
Жанровый стандарт, можно сказать.
Прежде чем распахнуть двери,
необходимо превратить пустую, обклеенную
обоями коробку в респектабельное заведение.
Доступная площадь делится на отдельные
комнаты: кухню, туалеты, основной зал…
Каждая из них загромождается
соответствующими предметами интерьера.
Многочисленное кухонное оборудование не
несет особой эстетической нагрузки и
влияет лишь на качество и скорость
приготовления пищи. Обставлять зал —
занятие совершенно иного толка,
позволяющее в полной мере реализовать свой
оформительский талант. Список доступных
предметов обстановки не исчерпывается
столиками разных размеров и мастей; тут и
фонтаны, и статуи, и декоративные растения,
и ковры, и источники освещения… Любой
элемент вносит свой вклад в величины двух
параметров: «comfort» и «decoration». Чем они выше,
тем удобнее, красивее и солиднее ресторан
выглядит в глазах клиентов.
Математика не висит на игре
мертвым грузом — эти характеристики
аддитивны, просчитать и спланировать их
рост несложно; главная же прелесть RE
заключается в том, что далеко не все здесь
определяется элементарными вычислениями.
Можно украсить все стены шикарными коврами,
доведя тем самым «decoration» до 100%, но забыть
об освещении — и посетители уйдут, жалуясь
на невозможность разглядеть меню. Повысить
комфортность лучшей мебелью и сантехникой — и терпеть ежемесячные убытки из-за их
непомерно дорогого обслуживания. В погоне
за прибылью уставить весь зал столиками — и
добиться лишь того, что посетители и
персонал будут натыкаться друг на друга в
проходах, пытаясь добраться до нужного
места. Умение видеть и планировать такие
вот неочевидные вещи — ключ к успеху.
Cuisine
Главное в любом ресторане — это
все же еда. Меню в RE огромно: три вида
кухни — французская, итальянская и
американская, пять видов блюд — от
завтраков и супов до десертов и закусок,
плюс бессчетное количество рецептов… Игра
запросто подойдет прогрессивной хозяйке в
качестве кулинарного пособия, ведь к
каждому рецепту прилагается картинка,
описание, список и дозировка ингредиентов.
Варьируя их качество, мы определяем
качество и цену финального блюда; улучшить
его вкус — и, как следствие, повысить
популярность — помогают необязательные
добавки. Создавать собственные рецепты
нельзя, но сожалений по этому поводу не
возникает. И так запутаться можно.
Ресторанное меню мы формируем
сами, исходя из предпочтений клиентов,
умения поварской братии и собственных
вкусов. Здесь тоже важно соблюдать баланс.
Слишком короткое меню вызовет недовольство
клиентов (ведь у всех есть свое любимое
лакомство), а громадный выбор рецептов
приведет к снижению качества — шеф-повар
тоже человек, он не умеет готовить все
одинаково хорошо. Но выход есть: нанять
нескольких поваров и распределить список
блюд сообразно их способностям — клиентов
такой подход вполне устроит, хотя расходы
на зарплаты серьезно возрастут.
Конечно же, для работы ресторана
требуется уйма разномастного народа:
уборщики, метрдотели, официанты и т. д.
Список кандидатур велик, но главный
критерий выбора — уровень опытности
сотрудника. Нанимать молодых неучей
дешевле, однако капризные посетители
наверняка завалят вас жалобами на
нерадивых работников. Вообще же подбор
хорошей команды и ее обучение отнимает
немало сил и средств; текучесть кадров на
начальных этапах весьма велика. С шеф-поварами
еще интереснее: каждый из них — почти
персонаж ролевой игры, с длинным списком
параметров и собственным инвентарем. С их
участием есть даже «игра-в-игре»: поварской
турнир, победа в котором приносит не только
славу, но и неплохие деньги и новые рецепты.
Пять звезд
Торжественный момент открытия
ресторана скоро заслоняют ежедневные
хлопоты. Время в RE ведет себя на манер Europa
1400: день считается за месяц, вечерняя
выручка в несколько сотен на следующее утро
превращается в тысячи на банковском счете.
Вот только расходятся они слишком быстро, т.к.
растущий бизнес требует средств на покупку
новых зданий, пристройку этажей, зарплату и
премии, тренинг персонала, рекламу и т. д.
Объектов приложения
управленческих сил много, но в Enlight Software на
этот раз не упустили из виду принцип «микроменеджмент — средство, а не самоцель». RE никогда не
дает забыть, что это всего лишь игра, и не
пытается казаться откровенно глубокой.
Многие аспекты упрощены до предела, другие
проработаны достаточно лаконично и удобно,
так что даже мелочи ресторанного бизнеса не
вызывают раздражения. Вместе с тем, игру
нельзя назвать простой — для достижения
наивысшего 5-звездочного класса своих
ресторанов придется попотеть и поломать
голову.
Список определяющих класс
категорий невелик: качество еды и сервиса,
да благоустроенность ресторана влияют на
него положительно, цены и негодующие вопли
посетителей — отрицательно. И если первые
четыре практически целиком находятся во
власти игрока, то капризы клиентов трудно
как предсказать, так и удовлетворить. Им не
нравится буквально все, начиная с шума и
освещения и заканчивая отсутствием улыбок
на лицах прислуги. Порой хочется просто
махнуть рукой на их причуды и заняться
делами посерьезнее. Правда, пустив дело на
самотек, к концу дня можно набрать полторы
сотни жалоб, растерять всю богатую
клиентуру и скатиться к уровню забегаловки
средней руки.
Ресторанный Цезарь
Играть в Restaurant Empire
чрезвычайно приятно: облегченная, но
сбалансированная экономическая модель,
множество вариантов разрешения игровых
ситуаций, оригинальные нововведения и
симпатичная графика обусловили высокий
итоговый рейтинг. К сожалению, он не
максимален. Интерфейс, ахиллесова пята «тайкунов»,
и в данном случае далек от эргономичности и
интуитивности. Многие элементы излишне
перегружены и нелогично организованы,
мелкий шрифт и значки заставляют напрягать
зрение… Кроме того, порой очень не хватает
возможности напрямую управлять своими
подопечными.
Однако эти и другие мелкие придирки
ничуть не портят общее впечатление. Наконец-то
мы получили не только экономический, но
и развлекательный симулятор, да еще и
очень приличного качества. Лакомство для
настоящих гурманов, уж поверьте моему
взыскательному вкусу.
555 Прочтений • [Рецензия на игру Restaurant Empire] [21.04.2012] [Комментариев: 0]