Знаете, что
мне не нравится в современных космических
симуляторах? Они стали слишком
предсказуемыми. Мы ожидаем от какого-нибудь Freelancer
богословских откровений и громоподобных
инноваций, зачитываем до дыр посвященный
игре разворот в сельской малотиражке и
отчаянно пытаемся забыть все, что было до
этого. Желанный проект выходит, и…
выясняется, что Крис Робертс (Chris Roberts) в
очередной раз решил исполнить собственные
песни десятилетней давности под
аккомпанемент «шаховской» гитары. Но
память у мэтра уже не та, и многие по-настоящему
удачные номера так и остаются в прошлом. На
сцене постоянно возникают неловкие паузы и
заминки, которые поспешно заполняются
аляповатым цветомузыкальным шоу. Интерес к
подобному мероприятию пробуждается лишь у
новичков, а более включенные в тему люди
стараются побыстрее выйти на свежий воздух.
Системные требования
Pentium III 450 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 1 ГГц 512 Mб памяти GeForce 3 или выше
Помимо кризиса идей, налицо
пошловатая тенденция к упрощению основ
жанра, все отчетливее проступающая в каждом
новом космосиме. Жанр неудержимо рвется в
объятья Space Invaders,
тогда как по-хорошему надо бы шагать в
направлении Orbiter…
Разработчики почему-то искренне уверены,
что управлять космическим кораблем так же
сложно, как и трехколесным велосипедом. По
сути, в 95 % космосимов мы имеем дело даже не с
упрощенной моделью обычного истребителя, а
с антигравитационным Дюком Нюкемом, чем-то
ирреальным, лишенным формы и содержания,
передвигающимся без оглядки на какие бы то
ни было правила и закономерности. В итоге
геймплей последних космических
симуляторов по интеллектуальному напору, —
а точнее, по отсутствию такового, — с
легкостью обходит самые безмозглые шутеры
от первого лица. Опять-таки, творческий
тандем Microsoft и г-на Робертса
окончательно подвел жанр к краю великой
аркадной пропасти, на дне которой вовсю
консумируют отходы, выползшие из мобильных
телефонов змейки. Воротилы игробизнеса
постановили, что джойстик космическому
симулятору совсем ни к чему. Для управления
межзвездным судном с головой хватит мыши с
одной кнопкой. Вот оно, коллективное
откровение автора Wing Commander и создателей
непревзойденной мегахардкорной «игры» MS
Space Simulator.
Шаг в сторону
Впрочем, хватит о наболевшем.
Важно лишь понять, что в основу Homeplanet
легли куда более реалистичные
представления о движении в космическом
пространстве, нежели у большинства
жанровых соперников. Его основным
достоинством и, по совместительству,
ключевой отличительной чертой является
движок, честно моделирующий физику полета.
Главная идея такова: единожды разогнавшись,
корабль может лететь по прямой бесконечно,
если этому не помешают силы притяжения и
воля пилота, способного заставить машину
ускориться в другом направлении. Пока
звездолет движется по инерции, вы можете
стрейфиться, вертеться вокруг произвольной
оси и вести стрельбу, изображая злобную
маневренную турель. Разумеется, подобные
фокусы требуют известной сноровки и
соответствующего оборудования.
Приготовьте к бою джойстик, зачехленный на
время игры во Freelancer; в Homeplanet он
придется очень кстати. Клавиатурная
раскладка также заслуживает самого
пристального внимания, ибо многие важные
функции (к примеру, «горячие» приказы
подконтрольным ведомым) закреплены за не
вполне очевидными сочетаниями клавиш.
Внешняя оболочка Homeplanet также
призвана внушить вам мысль, что вы играете
не в развеселую космическую аркаду, а в
нечто более солидное. Если не заглядывать в
меню графических настроек, игра будет иметь
достаточно суровый вид: совершенно черное
пространство, редкие планеты и туманности,
далекие звезды. Привыкшие к нарядному
космосу могут включить «небулары» и даже
модный эффект blur. Окружающий космос станет
симпатичнее, хотя до графического
великолепия, наблюдаемого в Haegemonia,
ему еще далеко.
Являясь довольно серьезным
симулятором, Homeplanet относится к
начинающим вполне терпимо. Корабль ведет
себя описанным выше «честным» образом лишь
в инерционном режиме полета, однако по
умолчанию включен упрощенный крейсерский
режим. В этом случае используется
традиционная схема управления кораблем,
который, по точному определению авторов, «летит
туда, куда смотришь». Стоит добавить, что
летит он чрезвычайно неторопливо —
сказывается сильнейшее ограничение на
максимальную скорость, которое исчезает
лишь после перехода в инерционный режим.
Поэтому честная физика, как ни крути,
обязательна для изучения и освоения. Тем
более что Homeplanet с самых ранних миссий
ненавязчиво подталкивает вас к
использованию инерционного режима. Кому
захочется лететь до навигационной точки
три минуты, когда можно включить «инерционку»
и проскочить тот же путь за тридцать секунд?
Потом, в процессе игры, вам не раз придется
убегать от вражеских ракет, но это уже тема
для отдельного разговора.
Чаффы и флаеры Homeplanet свойственен не только
серьезный подход к физической модели, но и
тщательно проработанная система
вооружений. Недостатки обыденного
энергетического оружия хорошо известны: из
«пушек» сложно попасть по закладывающему
маневры врагу, да и урон они наносят
небольшой, ибо обволакивающий каждый
корабль энергетический щит принимает
львиную долю повреждений на себя. Другое
дело — ракеты. Их здесь целых четыре
разновидности, причем наибольшего внимания
заслуживают экземпляры с телевизионным
наблюдением, управление которыми всецело
возложено на игрока.
Потчевать противника ракетными
залпами достаточно весело, однако не стоит
забывать, что он может с легкостью
отплатить той же монетой. Если в вас попадет
хотя бы одна ракета, миссию придется
переигрывать. Это справедливо, между прочим,
даже для самого легкого уровня сложности.
Самое обидное, что мне так и не удалось
заставить работать предусмотренные
авторами системы обороны — ловушки и
радиоэлектронную защиту. Видя
предупреждение о летящей в меня ракете, я
буквально усеивал окрестный вакуум
ловушками и шел на самые хитроумные маневры,
но в конечном итоге все равно получал
полагающийся снаряд. Единственный
действенный способ бегства, который
удалось обнаружить, — включить инерционный
режим и на всех парах мчаться прочь. Ракета
обладает меньшей скоростью, чем летящий по
инерции корабль, поэтому сначала она
отстает, а потом и вовсе куда-то исчезает —
по всей вероятности, у нее заканчивается
горючее. Спору нет, подобный способ вполне
эффективен, однако я предпочел бы штатные
средства…
За кулисами
Сценарная часть Homeplanet, увы,
обделена несколькими немаловажными вещами.
Еще трехлетней давности противостояние
между Tachyon и Starlancer
показало, что при прочих равных условиях
выигрывает проект, разработчики которого
хорошенько поработали над характером
центрального персонажа и не поленились
наделить его яркими чертами. Тем не менее,
здесь обыгрывается стандартная ситуация «игрок
в роли неизвестного солдата» (см. Starlancer, Freespace
и т. д.). Ваше потустороннее альтер-эго не
наделено именем собственным; на первых
порах начальство именует его «тупоголовым
бараном», затем начинает подбирать более
приличные словосочетания, однако никакой
личностной конкретики в свои высказывания
не добавляет. Скромные медальки и
статистика умерщвленных неприятелей,
выведенные в особый интерфейсный загончик,
не очень-то способствуют поднятию
самооценки.
Таков, впрочем, и сам стиль игры.
Пилот бьется за общее дело, но никак не ради
персональной выгоды. В Homeplanet нет места
личному подвигу; вознамерившийся
прославиться герой, в одиночку несущийся к
вражеской эскадре, через несколько секунд
законно получает боеголовкой промеж глаз.
Чтобы выжить, необходимо слиться с
коллективом, затеряться в гуще
вспомогательных звеньев, спрятаться за
спинами ведомых и язвить врагов исподтишка.
Привыкших к ведению боевых действий в
одиночку здесь быстро ставят на место.
Никакого намека на товарно-денежные
отношения нет. Решения о выдаче игроку
новых кораблей и вооружений принимаются
партией. В начале вы располагаете хиленькой
посудиной и минимальным набором оружия. О
возможности отдавать приказы ведомым
приходится только мечтать. Но, совершив
достаточно внушительное количество боевых
вылетов и завоевав расположение
руководства, вы получаете и хваленые
разновидности ракет, и право на дозаправку
и пополнение боезапаса в течение миссии, и
готовых выполнить любой каприз соратников.
В Homeplanet зарабатываются не деньги, а
репутация.
Дизайн миссий не содержит
особенных откровений. Частенько вы
оберегаете линейные или транспортные
корабли, занятые какими-то сложными
ремонтно-эвакуационными процессами, от
вражеских поползновений. Иногда доводится
спасать забредших в неблагополучные районы
космоса коллег от злобных красных точек на
радаре. Временами проклевываются
разведывательные задания: например,
однажды на включенном устройстве
маскировки нужно было пробраться к
вражеской флотилии и законспектировать
важные радиопереговоры.
Межмиссионное пространство
обставлено довольно скромно. Сюжет
подается исключительно текстом.
Традиционные для жанра ролики на движке,
демонстрирующие разговоры в курилках и
раздевалках, в Homeplanet отсутствуют.
Вашему вниманию предлагаются только
обстоятельные сводки новостей, обращения,
отчеты, исторические выкладки — много,
очень много текста. Читать все это занятно,
но прямого касательства к игроку данные
записки почти не имеют и слабо способствуют
выработке сочувствия общему делу. Homeplanet напоминает мне другой
космический симулятор, Terminus.
У этих игр есть существенное отличие —
первая ближе заветам Wing Commander, тогда как
вторая сделана по образу и подобию Elite. В
то же время у них и много общего. Создатели Terminus
очень серьезно отнеслись к разработке
достоверной физической модели, но не
уделили должного внимания другим важным
составляющим — сюжету, мотивировке
действий игрока. Почему так вышло, судить не
мне; может, вина самих авторов была
минимальной, может, им просто не хватило
средств. Как сложилась судьба этой игры? Она
была замечена лишь истинными ценителями
жанра, да и те быстро позабыли о необычной
находке. Не хотелось бы, чтобы Homeplanet
повторил ее путь. Однако спорить с тем, что
любителей бесхитростных аркад гораздо
больше, чем любителей симуляторов,
бесполезно. Не говоря уже о процентном
соотношении владельцев джойстиков и
обладателей манипулятора типа «мышь»,
которых очень любит космосимуляторное
подразделение Microsoft Game Studios…
830 Прочтений • [Рецензия на игру Homeplanet] [21.04.2012] [Комментариев: 0]