Конечно, все
его ждали. Конечно, восхищались скриншотами
и безумно завидовали владельцам приставок,
у которых игра появилась аж восемь (!)
месяцев назад… Мало того, учитывая опыт
предыдущих частей, никто даже не сомневался,
что нас ждет очередной раллийный шедевр.
Выше сядешь…
больнее упадешь
Системные требования
Pentium III 800 МГц 128 Мб памяти GeForce 2
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц 512 Мб памяти GeForce 3 или выше
Экскурс в историю для
непосвященных: первая
и вторая игры
серии были (и, возможно, остаются) лидерами
жанра раллийных симуляторов, намного
опережавшими современников и по графике, и
по физике, и по играбельности. Все остальные
бесчисленные поделки, — RalliSport
Challenge или Rally
Championship Xtreme, — пусть и вышли намного
позже, но на фоне гранда казались жалкими
потугами, за исключением отдельных случаев,
вроде Rally Championship
2000 (которая, впрочем, тоже стара как мир).
До сих пор в Сети «живет» не один десяток
форумов, обитатели которых организовывают
мультиплеерные соревнования, онлайновые
кубки и прочие покатушки даже в первую (!)
часть. В общем, культ. Тем обиднее сознавать,
что разработчики все испортили.
Нет-нет, не подумайте ничего
плохого, Codemasters не сделала из знаменитой
серии аркадные гонки а-ля NFS, изуродовав
звук с графикой и поставив машины на «рельсы».
Графика превосходная, физика вполне
адекватная, звук тоже... Но именно в этом-то и
дело. CMR3 — всего-навсего хороший
раллийный симулятор. После столь
выдающихся проектов выпускать просто
хороший — непростительно.
За что?
Начнем с того, что CMR2 вместе с F1
2002 и некоторыми «Наскарами»
заслуженно считался одной из лучших игр на
планете (!) по части взаимодействия с
игровыми девайсами — рулями и педалями. CMR3
же с рулем почти не дружит. Отклик на угол
поворота неравномерен и способен меняться
в одном и том же повороте одной и той же
трассы. Я, разумеется, придираюсь, но все же…
Ездить в режиме чемпионата можно
только на Ford Focus, а голос штурмана в игре по-прежнему
принадлежит Ники Гристу. Хотя, как
известно, дядька Колин к «фордам» теперь
никакого отношения не имеет, и Ники уже
давно не его штурман. Да, тоже придирка.
Упомянутый штурман перед
сложными связками поворотов умудряется
затянуть лекцию секунд на десять. «Правый
средний с возможным прыжком, переходящий в
левый пятый через возвышение на деревянный
мостик, держись на наружной траектории —
внутри камни». А теперь представьте, что все
это говорится с шотландским акцентом.
Конечно, реализм, но зачем доходить до
абсурда?!
Иконкам с изображением сложности
поворота тоже изрядно досталось. Раньше
было так: если левый поворот средней
сложности переходил в правый “hard”, то на
экране друг за другом появлялись две
картинки: желтая со стрелкой влево и
красная со стрелкой вправо. «Халява», —
подумали разработчики и решили всю связку
поворотов изобразить на одной иконке. В
результате бедный водитель видит на экране
извилистую змейку, отображающую иногда до
трех поворотов сразу. И, надо заметить,
змейку весьма нежирную, — без напряжения ее
боковым зрением не усмотришь.
Открыть другие машины, как
выяснилось, все-таки можно, но для этого
необходимо по мере прохождения чемпионата
получить секретные коды, затем ввести их на
сайте Codemasters, перечислить некоторую сумму
со своей кредитной карты (!), и только тогда,
быть может, вас вознаградят за перенесенные
мучения. Есть и другой вариант — позвонить
в английский офис компании, продиктовать
код, после чего знающие люди сообщат, как
открыть новые болиды. Бред какой-то.
И все же…
Картинка явно превосходит вторую
часть. Болиды отлично визуализированы; при
этом, естественно, воспроизведена работа и
подвески, и трансмиссии, и руля — это уже
традиция жанра. Эффекты тоже похорошели:
шикарный столб пыли из-под колес и вспышки
из глушителя выглядят очень внушительно.
Над трассами в Англии и Финляндии стоит
утренняя дымка, а в Греции ветер гоняет
облака пыли. Здорово смотрятся дождь и снег
на лобовом стекле. Есть побочные элементы,
вроде летающего над трассой вертолета или
гоняющего на снегоходе по льду шведского
озера болельщика. Но сами трассы можно было
нарисовать и получше. В конце концов,
плоские зрители и текстурные стены по бокам
трассы давно вышли из моды. Впрочем,
реальное влияние на геймплей оказывают не «обои»,
а неудобный тахометр. Забудьте о коронном «макреевском»
progress-bar’е, — вас ждет прозрачный круг с
тонкой малозаметной стрелкой.
Приятным нововведением стал один
из ракурсов во время повтора — камера
находится за спинами пилота и
склонившегося над легендой штурмана,
причем пилот воспроизводит все действия
именно в том порядке, в каком их делали вы.
Видны движения рук на руле, переключение
водителем передач и даже работа ноги,
утапливающей акселератор именно в те
моменты, когда вы нажимали на кнопки
клавиатуры. Создается видимость
натурального телерепортажа о вашем заезде.
Пустячок, а приятно. Похожее ощущение
вызывают «видеовставки» — выезд машины
победителя на подиум, стартовый ролик, где
менеджер команды отдает последние
распоряжения пилоту... Во время настройки и
ремонта болида на экране безостановочно
крутится ролик: шесть человек, поставив
машину на подъемник под тентом, что-то
крутят, настраивают, меняют, а вокруг них —
толпа зрителей. Все это сделано на движке
игры, и анимация механиков весьма и весьма
натуральна.
Кстати, о механиках. Настроек
здесь — великое множество. К тем, что были в
предыдущей части, добавлены новые; например,
амортизаторы и пружины отныне регулируются
отдельно (!), можно выбрать
полуавтоматическую коробку передач: «вверх»
она при необходимости переключается сама.
Образцов резины стало больше, и все они
теперь узкоспециальны, что весьма
затрудняет подбор. Впрочем, настройки
влияют на поведение машины слабее, чем в CMR2.
В целом болид ведет себя предсказуемо и
правдоподобно: за сбросом газа следует
занос, за набором оборотов — плавное
распрямление траектории, прием контр-смещения
по-прежнему работает... Тем не менее, физика
какая-то нервная, резкая, «угловатая».
Точнее сформулировать не возьмусь.
Зато хороша физика
гравитационная: отлично воспроизведены
аварии, умопомрачительные кульбиты и
баскетбольные отскоки кувыркающейся
машины от дороги. Отлетающие детали, битые
стекла, мелкие повреждения кузова —
зрелище для настоящих гурманов. Авто может
перевернуться в воздухе несколько раз,
раскидывая по окрестностям капот, бампер,
двери... Шикарно. Правда, изредка
наблюдается конфуз звуковой системы: на
трясучей дороге «Форд» гремит, как
консервная банка, а при ударе в камень на
скорости в 140 км/ч бесшумно от него
отпрыгивает. Порой заедает и голос штурмана,
он начинает заикаться и говорить в полтора
раза медленнее (и, соответственно, на тон
ниже).
Итого
Все представители консольного
сообщества, игравшие в третью часть на
PlayStation 2, утверждают, что РС-версия
разительно отличается от приставочной. В
худшую сторону. Но потомственные фанаты «макреев»
купят игру независимо от моего вердикта, а
тем, кто впервые пробует себя в роли
виртуального раллиста, я ее и сам
порекомендую. Все равно CMR2 вы уже нигде
не найдете… P.S. Справедливости ради
отмечу, что в Сети все же встречаются патчи,
открывающие болиды.
1236 Прочтений • [Рецензия на игру Colin McRae Rally 3] [21.04.2012] [Комментариев: 0]