Если
попытаться описать суть проекта
"Дорога на Хон-Ка-Ду"
в нескольких предложениях, картина
получится довольно неприглядной.
Жанр игры — стратегия в реальном
времени, где нам доступна лишь одна
разновидность юнитов: поезда. По
каждой карте протянута сеть
железных дорог, а стало быть, все
возможности передвижения заранее
определены дизайнерами —
прокладывать пути самостоятельно
нельзя. Для подсчета игровых
построек хватит пальцев одной руки,
к тому же здания можно лишь
захватывать и уничтожать, а не
строить… Сложный случай, неправда
ли? Поделитесь подобной концепцией
с Брюсом Шелли, и он из жалости
купит вам годовой абонемент в
оздоровительный клуб "Kashenko and
Partners". Однако стоит только
хорошенько поразмыслить над
реализацией этих диковинных
принципов, как конечный продукт, к
всеобщему изумлению, обернется
весьма симпатичной игрой.
Системные требования
Pentium II 266 МГц 64 Мб памяти
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 МГц 128 Мб памяти
На такие подвиги, конечно,
способны не все. Разработчики "Дороги…"
базируются в Тюмени, за их плечами —
квазипсиходелический опыт
создания "Громады".
Увлечение тяжеловесными танками,
явно выраженное в дебютном проекте
компании, естественным образом
преобразовалось в привязанность к
многотонным поездам. Некоторые
графические наработки также нашли
здесь применение. Но традиционный
аркадный геймплей, служивший
основой "Громады",
был решительно выброшен на помойку
ближайшего истфака. Игровой
процесс свежей разработки содержит
очень мало заимствований. Пожалуй,
ближайшим аналогом "Дороги…"
является Z в своей
первозданной ипостаси, однако их
родство ощущается лишь на уровне
общего настроя, атмосферы. До
прямого копирования дело, к
счастью, не дошло. Если не считать
роботов.
In the future, there will be
robots!
Как и авторы Z, создатели
"Дороги…" уделили
должное внимание элементу, который
в зарубежной литературе
определяется словом "fun".
Сделать бойкую игру "про
поезда" не очень-то легко. Но что
если акцентировать внимание на
сражениях, широкомасштабных
баталиях между массивными
локомотивами? Прицепить к
паровозам ПУШКИ, МОРТИРЫ и
ЗЕНИТНО-РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, да
отправить их на большую охоту...
Сюжет под такое мракобесие можно
придумать абсолютно любой.
Например, про цивилизацию паровых
роботов, которая подверглась
жестокой десакрализации: у
железных работяг бесцеремонно
похитили реликвию, массивную
шестеренку из чистого золота, без
которой они не могут спокойно жить
и ударно трудиться. Злодеяние
совершил злобный правитель
Хон-Ка-Ду... Хотя какая разница, кто
что совершил. Нужно срочно догонять
механизированных воров и
возвращать святыню, а потому —
снаряжай составы, шуруй топки!
Все возражения о линейности игры
давятся в зародыше, ведь вы едете из
пункта А в пункт Б по железной, что
характерно, дороге. Стрелочных
переводов на участке не
предусмотрено. Имеются лишь
промежуточные остановки, которые с
учетом отправной и конечной точек
образуют двадцать миссий.
Станционный
осмотр
Правила игры весьма просты. Ваше
единственное средство в борьбе за
утраченную святыню — поезда. Любой
из них состоит из движущего звена
(паровоза) и платформ со
всевозможными вооружениями,
сцепляемых с паровозом в
произвольном порядке. По желанию к
составу также можно подсоединить
ремонтный или арсенальный вагон.
Вся вышеперечисленная машинерия
строится в депо. Правда, оно редко
переходит в руки игрока в самом
начале задания. В одних миссиях
депо нужно захватывать, в других
владение столь ценной постройкой
вообще не предусмотрено (и тогда
приходится довольствоваться
составами, пожалованными
дизайнером, и молиться, чтобы
вызывающий подкрепление скрипт
поскорее активировался). Если вы
все же заполучили депо, то
приготовьтесь столкнуться с новой
проблемой — нехваткой денег на
строительство. На ранних стадиях в
кошельке находится строго
фиксированное количество
дензнаков, и тратить их нужно с
умом. Выйти из неизбежного
финансового тупика удается лишь
путем сбора ящиков с деньгами,
валяющихся на рельсах. Их никогда
не бывает много, так что на
серьезное преумножение капитала за
счет бонусов рассчитывать не стоит.
Впрочем, ближе к середине игры
появляются заводы, которые
медленно, но верно вырабатывают
свободно конвертируемую валюту.
Другая основополагающая
постройка — ремонтная мастерская,
где покореженные в боях вагоны
чинятся и нагружаются
боеприпасами. Процедуры, к счастью,
кратковременны и совершенно
бесплатны. Кстати, обе функции
мастерской можно реализовать и в
походных условиях, если
обзавестись "ремонтником" и
"арсеналом". Присутствие этих
агрегатов в поезде благоприятно
сказывается на состоянии брони и
боезапаса всех вагонов, входящих в
состав. Кроме того, "ремонтник"
промышляет установкой мин на путях.
Поезда-убийцы
Из всех доступных для
строительства вагонов наибольший
интерес представляют оружейные.
Поначалу простор для выплеска
агрессии не слишком велик — в
наличии имеются только банальные
пушки и мортиры, которые
забрасывают ядрами составы и
постройки неприятеля. Потом игрок
сталкивается с вражескими ВВС: в
ряде миссий его атакуют стаи пчел,
злобно плюющиеся какой-то
внушительной субстанцией (царской
водкой?), превращающей вагоны в
дуршлаги на колесных парах.
Впоследствии пчелок сменяют
компактные дирижабли, перевозимые
на платформах. Самозащиты ради
приходится комплектовать составы
зенитными орудиями и следить за
тем, чтобы попавший под
бомбардировку поезд не стоял на
месте, а по мере сил увертывался от
сыплющихся сверху подарков.
В десантных вагонах коротают
время вооруженные роботы, которые,
почуяв вражий дух, тут же
катапультируются (буквально) с
насиженных мест и принимаются
обстреливать противника из мощных
пулеметов. Существуют и откровенно
экстремистские платформы с
бомбами, использующиеся для
подрыва составов неприятеля;
огнеметы, расплавляющие
средневзвешенный поезд за
несколько секунд; "ядреные
мортиры" (ближе к финалу).
Едва ли не самая симпатичная
черта игры заключается в том, что
каждая миссия таит в себе
какой-нибудь сюрприз, неожиданный
ход, неординарное задание. Каждый
новый этап порой радикально
отличается от предыдущего. Иногда
нас сильно ограничивают в
средствах — один паровоз, пара
зениток, пятьдесят ожесточенных
пчел. В противниках, кстати, ходят
не только механизированные
приспешники властителя Хон-Ка-Ду,
но и органические твари. Одно из
заданий всецело посвящено
истреблению некой Харибды, которая
завтракает поездами и увлекается
прицельным бомбометанием. Козни
строят даже силы природы: поездам
придется пройти сквозь молнии,
смерчи и метеоритные
бомбардировки.
Видеоряд также постоянно
преображается. Одних только форм
растительности хватит на
пару-тройку обыденных RTS: тут и
перевернутые зеленые конусы, и
гигантские одуванчики, и
раскрасневшиеся кактусы, не говоря
уже о кустарниках самых вольных
форм и окрасок. В воздух то и дело
взлетают "созревшие" плоды,
которые на определенной высоте
разрываются и устраивают фруктовый
салют.
Определенную лепту в торжество
ирреального вносит динамическая
смена дня и ночи. Ночью многие
объекты словно подсвечиваются
самыми неестественными цветами —
например, те же одуванчики
становятся ярко-синими, что в
условиях повсеместной темноты
выглядит, мягко говоря,
своеобразно. Несмотря на
устаревшую спрайтовую технологию,
"Дорога…" обладает
вполне приятной внешностью, и
некоторая чудаковатость ей очень к
лицу.
Железнодорожные
будни
Помимо постоянного массирования
глазных нервов, игра способна
предоставить работу и
мыслительному органу. Паровоз —
главный элемент любого состава, и
именно его тактически подкованные
игроки стремятся уничтожить в
первую очередь. Во-первых,
лишившись движущей силы, некоторые
орудия попросту перестают
стрелять, а во-вторых, расправиться
с неподвижными вагонами не в пример
проще, да и в мастерскую их никто не
отвезет. AI, правда, тоже не дурак:
почуяв, что дело пахнет керосином,
тут же старается отправить
колотимый состав в ремонтное
ателье. И вы только облегчите ему
эту задачу, если будете громить
боевые и вспомогательные вагоны в
первую очередь. Ибо чем их меньше,
тем большую скорость может развить
состав, а стало быть, быстрее
смыться в мастерскую. Тяжеловесный
броневик из множества вагонов
попросту не поспеет за шустрым
облегченным составом.
Баланс очень неплох: сформировать
идеальный поезд, который крушил бы
все, что шевелится, вы не сможете.
Получится или неповоротливый
монстр, или компактная, но
обделенная чем-нибудь важным
скоростная конструкция. Шутка ли — в
ассортименте десяток разных
вагонов, а запас лошадиных сил у
паровозов, увы, не безграничен.
Единственный выход — узкая
специализация составов. Например,
первый истребляет вражеские
поезда, второй работает по части
ПВО, третий составлен из нескольких
платформ с дирижаблями, и т.д.
Однако владелец нескольких
составов очень быстро столкнется
со скверной проблемой. Видите ли,
пропускная способность ж/д линий не
слишком велика. В ситуации, когда
один из поездов спешит в ремонт,
другой рвется на передовую, а из
депо неспешно выруливает новенький
локомотив, неизбежно образуется
пробка. Решив сделать игру с
поездами, разработчики упростили
работу себе (меньше мороки с
алгоритмом "путенахождения"),
но обрекли игроков на малоприятную
возню с заторами. Неприятность,
конечно, не фатальная, но если
учесть, что "Дорога…"
не страдает от недостатка
сложности, подобные вещи временами
доставляют массу хлопот.
Кроме того, надо следить за тем,
чтобы починенные поезда не
простаивали на выезде из
мастерской. Если не обращать на это
внимания, то каждый выходящий из
мастерской состав будет сцепляться
с поездом, который уже прошел
техосмотр, и в итоге вырастет
неудобоваримая полукилометровая
гусеница, которую придется долго и
нудно реструктуризировать. Не
совсем ясно, почему сцепление
отремонтированных поездов
поставлено на автомат.
Евразийский
экспресс
Да, игра не лишена некоторых
недостатков, но давайте будем
снисходительны: концепция еще
слишком нова, и рельсы только
предстоит обкатать. Единственная в
своем роде RTS от чрезвычайно
изобретательных отечественных
авторов очень напоминает
игрушечную железную дорогу
производства ГДР родом из далекого
детства. И немецкий продукт
уступает "Дороге на Хон-Ка-Ду",— ведь сделанные из пластмассы
поезда не могут стрелять друг в
друга самонаводящимися ракетами.
1281 Прочтений • [Рецензия на игру Steamland] [21.04.2012] [Комментариев: 0]