Человеческая жизнь феноменально
хрупка. Шальная пуля вражеского
снайпера разорвала сердце сержанта
Ларра Смита, когда тот минировал
мост в сырой глуши непроходимых
бирманских джунглей. Рядовой
Дженкинс погиб под палящим солнцем
пустыни Эль-Аламейн, раздавленный
гусеницами немецкого танка.
Старший сержант Канингем успел
уничтожить нескольких офицеров
вермахта, прежде чем его кровь
обагрила стены альпийского замка.
Они умирали десятки раз, чтобы
затем воскреснуть и с новыми силами
отправиться в бой, уже не повторяя
прежних ошибок. Подвиги храброго
британского квартета могли бы
стать украшением Medal
of Honor Allied Assault или Call
of Duty, но, к счастью, Illusion Softworks
выбрала иной путь.
War movies are hell
Системные требования
Pentium III 750 128 Mб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 2.1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2.1 Гб на винчестере
Ибо перед нами — не лихое
голливудское шоу, а игра, авторы
которой сумели провести черту
между интерактивностью и
бесшабашным блокбастером. Конечно
же, без влияния кинематографа не
обошлось. У Hidden & Dangerous 2
есть все черты высокобюджетного
экшен-фильма о Второй мировой.
Головокружительные воздушные бои в
каньоне, громкие взрывы, прыжки по
странам и континентам, энергичный
симфонический саундтрек, чутко
реагирующий на события, — всем этим
обладают и другие проекты, однако
только здесь вы не почувствуете
себя вагонеткой, несущейся по
прямым сюжетным рельсам в
финальные титры.
Причин тому несколько. Главная из
них — умелый дизайн. Каждая миссия
предлагает нам нечто особенное, plat
du jour, «поглощение» которого
длится ровно столько, сколько нужно,
чтобы процесс не успел наскучить.
Эпизоды следуют друг за другом,
всякий раз демонстрируя фирменное
внимание к деталям и кропотливую
работу дизайнеров карт. Ночные
прогулки в зимнем норвежском лесу
сменяются stealth-эскападой на
секретной военной базе; вместо
четырех бойцов мы управляем одним,
вместо тотальной «зачистки»
неслышно крадемся по подземным
коридорам, рискуя погибнуть от
первой же очереди. Лобовой налет на
итальянскую авиабазу, опасное блиц-сафари
на «джипе», штурм
стратегически важного оазиса и его
последующая оборона, шпионская
комедия с переодеваниями, плавно
переходящая в аркадный расстрел
истребителей люфтваффе…
Потрясающее и, пожалуй,
единственное в своем роде
разнообразие.
Декорации меняются с
феноменальной скоростью. Из пекла
Африки нас бросают в холодные воды
норвежских фьордов, оттуда — в
непролазные чащи Бирмы, волей-неволей
заставляющие вспомнить
блистательный Vietcong.
Вот мы изучаем каюты немецкого
минного тральщика, которому
предстоит отправиться на дно вслед
за «Тирпицем», а спустя час
пробираемся, как герои фильма «Скала»,
в канализационные стоки
неприступной цитадели у берегов
Нормандии, чтобы уничтожить
батарею германских зениток.
Пасторальные красоты горной
Австрии, вид которых портят разве
что примитивные по меркам 2003 года
трава и деревья, блекнут на фоне
очарования сонных улиц простой
чешской деревушки. Ожесточенные
перестрелки под ванильным небом
города Брно не уступают по
режиссуре любому шутеру из серии MoH,
а погоня за «языком» внезапно
заканчивается кровавой резней
среди вагонов застрявшего в
тоннеле состава. Стопроцентно «киношные»
впечатления от игры, которая на
протяжении 23 миссий обходится без
крикливого пафоса и ура-героизма.
I-Spy
Любителей безостановочного «мочилова»,
случайно столкнувшихся с H&D 2,
ждет сеанс шоковой терапии. «Убивают!»
— возопят они, в миллионный раз
нажимая «Load», дабы загрузить
единственный разрешенный «сейв».
Да, господа, неосторожных солдат
тут принято убивать. Быстро и
больно. Иной раз достаточно
малейшей ошибки, чтобы вся команда
полегла за считанные секунды. Те,
кому довелось столкнуться лицом к
лицу с бронетехникой в песках Эль-Аламейна,
знают, о чем идет речь, — местные
танки полностью соответствуют
эпитету «стальные монстры». И
подбить гада из базуки не так
просто, как кажется.
Три «стелс»-эпизода не
уступают по зубодробительности «голландским»
приключениям Агента №47 —
бдительные зольдатен мигом
распознают шпиона, стоит ему
подойти слишком близко, сделать
подозрительное телодвижение или
схватить «Спрингфилд» вместо
«Карабинера». Впрочем, иногда
случается прямо противоположное:
суровые гарды впадают в маразм и
отказываются реагировать на
окружающие события. В паре шагов от
дозорного падает тело его коллеги,
но он слишком занят направленной
медитацией, чтобы спрятаться в
кусты или вызвать подмогу. Ваш
корреспондент стал свидетелем
поистине уникального случая:
услышав стрельбу, часовой
встрепенулся и потянулся… вовсе не
к ружью, а к невидимой точке в
пространстве — бедняга явно хотел
поднять тревогу. Увы, воздух был
пуст.
Дружественный ИИ тоже не скупится
на подлые сюрпризы; в тесных
помещениях союзники отказываются
пропустить вперед товарища по
команде, загораживают проходы и
вообще путаются под ногами. Меткие
стрелки, обученные отличать «своих»
от «чужих» и выкашивающие
целые отряды фрицев еще до того, как
мы их заметим, в ответственные
моменты напрочь забывают о
последнем приказе. Парням явно не
повредит урок хороших манер от
повстанцев из Freedom
Fighters — там взаимодействие
живого и электронного разумов было
отработано на «пять».
Брюки превращаются
Тем временем поклонники первой части и
адепты сериала Rainbow
Six уже освоились и чувствуют
себя как дома. Каждая миссия
начинается с подробного брифинга,
по пунктам отмечающего все
особенности местности и ключевые
цели; далее следуют меню выбора
команды и экран экипировки. Лучше
всего сразу сколотить персональную
«dream-team» — по возвращении с
миссии параметры бойцов (сила,
скрытность, меткость и проч.)
автоматически улучшаются. Нет
желания играть в «дочки-матери»?
Щелкните на кнопке «Recommended
Selection», чтобы выбрать инвентарь,
предусмотренный разработчиками.
Комплект, кстати, неплохой, так что
жмите, не стесняйтесь, в этом нет
ничего зазорного.
Управлять героями еще проще, чем в
Rainbow Six 3. «Вселившись»
в нужного персонажа, вызываем
командное меню и с помощью цифровых
клавиш гаркаем что-нибудь вроде «Следовать
за мной, и чтоб тихо!». На
недостаток ЦУ грех жаловаться — при
желании можно заставить подопечных
использовать РПГ или сменить строй.
Правда, не стоит забывать о том, что
в 1940-е годы у спецназа еще не было на
вооружении миниатюрных раций.
Отойдите от основной группы метров
на сто и прикажите соратникам идти
в атаку. Никто даже не пошелохнется.
Но есть способ лучше (или хуже,
если вы не терпите «междумордия»
с отвратительной эргономикой). В
жанровой строчке выпускных данных
не зря прописана бирка «Strategy» —
по нажатию «пробела» шутер
трансформируется в RTS, отчасти
похожую на свежие Korea:
Forgotten Conflict и UFO:
Aftermath. Отправив камеру на
высоту птичьего полета, мы можем не
торопясь осмотреть окрестности
застывшего в «паузе» мира,
определить расстановку сил и
проложить маршруты для каждого из
солдат в отдельности. Для тонких
ценителей предусмотрены даже «go-коды».
Пройти игру вот так, управляя
людьми словно пешками, под силу
лишь самым «крепким орешкам».
Ибо есть пара проблем. Во-первых,
сражаться предстоит не только с
армией Гитлера, но и со
строптивым тактическим
интерфейсом, которому, увы, далеко
до эталонов жанра. Идея здорово
эволюционировала со времен первой H&D,
однако неудачное расположение
кнопок, отсутствие наглядных меню и
дикий pathfinding гробят все впечатление.
Во-вторых, стратегический режим
недоступен во время пребывания под
водой и на stealth-заданиях. В любом
случае, «пробел» — незаменимая
вещь для проведения
рекогносцировки.
Сердобольные чехи не обошли
заботой и особую категорию граждан,
которые терпеть не могут шумные
сборища, с детства мечтают
повторить путь Джона Уэйна и по
утрам протирают плакат с
изображением Серьезного Сэма.
Специально для них приготовлен
режим «Lone Wolf». Правила
элементарны: осилить всю
кампанию самостоятельно, от и до,
без какой-либо помощи со стороны ИИ.
Пользуясь случаем, хотим пожелать
этим смельчакам удачи. Злополучный
«грузинский особняк» из Rogue Spear вскоре
покажется им верхом простоты и
блаженства. Вдоволь помучавшись,
усталые супермены направят свои
стопы в раздел «Carnage» —
выполнять особое поручение «kill
them all».
Возьмите Battlefield 1942…
…и удалите оттуда играбельные
самолеты, корабли, подлодки, всю
советскую технику, вдвое сократите
число доступных карт и вы получите
полное представление о местном
мультиплеере. Разницу составляют
лишь параметр «усталость», не
позволяющий устраивать
марафонские забеги на длинные
дистанции, да отсутствие классов —
вместо этого аватара можно лично
снабжать оружием и формой.
Мы вряд ли ошибемся, предположив,
что именно сходство с хитом от EA
поставит крест на популярности
сетевого компонента. Кому нужны два
Генеральных секретаря? Правильно,
никому.
Неожиданный вывод
Hidden & Dangerous 2 — лучшее,
что нам довелось увидеть этой
осенью на тему Второй мировой войны.
Да, поначалу программный код кишел
массой «багов», баланс
пьянствовал в Вальгалле, ИИ не умел
пользоваться аптечками… Но
оперативно вышедший патч заделал
все основные прорехи. Да, с
технической точки зрения детище
Illusion Softworks опоздало на год.
Физическая модель поведения машин
слабовата и в чем-то даже уступает Mafia, у которой
с H&D 2 — одно ядро на двоих.
Анимация персонажей, несмотря на
использование motion capture, порой
воскрешает в памяти сказку про
Буратино, а текстуры объектов
слегка «плывут» при близком
осмотре.
Зато все остальное с лихвой
перевешивает недостатки.
Великолепный дизайн, делающий
минимум реверансов в сторону
спинномозговых экшенов, тренирует
не только рефлексы, но и
пресловутые «серые клеточки».
Действо насыщено адреналином,
падкое до графических сладостей
глазное яблоко упивается высокой
частотой смены кадров и
изумительной архитектурой, а мадам
Историческая Достоверность в кои-то
веки не бьется в истерике от
дурацких ляпов (правда, с
несчастным «Тирпицем» и тут
переборщили). Исключительно
приятный долгострой!
NB (для россиян). Если вы
хотите, чтобы Hidden & Dangerous 2
не оставила после себя горького «послевкусия»,
не проходите ее до конца.
Остановитесь на миссии «Annual
Fair» и проигнорируйте финальную
«Gin Send Off». А Illusion Softworks впору
краснеть со стыда: компьютерная
игра — неподходящее место для
выражения национальной
нетерпимости.
1086 Прочтений • [Рецензия на игру Hidden & Dangerous 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]