Commandos — это
диагноз. В оригинале всегда есть
нечто, выгодно выделяющее его на
фоне многочисленных более или
менее успешных подражателей, вроде Desperados или
сравнительно свежей Korea.
Некий дух, своеобразная марка,
попытки подделать которую видны за
километр. Ведь главное — не
количество модных примочек и
полигонов на квадратную голову, а
геймплей. Играть либо интересно,
либо нет. Упомянутая Korea
наглядно показала: поверхностное
копирование не гарантирует
результат, метафизическая собака
зарыта гораздо глубже. Лишний раз
убеждаюсь в том, что некоторые игры
можно с чистой совестью отнести к
искусству.
От Сталинграда до Берлина
Системные требования
Pentium III 700 MГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Начнем с легкой и незатейливой
шутки — с сюжета. Действие игры
мощным пинком отправляет нас в 40-е
годы прошлого века. Опять в
Нормандию?.. Так точно, и в Нормандию
тоже — Вторая мировая война в самом
разгаре, развлечений хватит на
всех. Украшенные противотанковыми
ежами пески пресловутого Омаха
бич, стенающая под пятой фашизма
Центральная Европа и ставший едва
ли не поворотным пунктом
противостояния Сталинград (похоже,
западные разработчики нащупали еще
одну подающую надежды тему) — три
кампании охватывают ярчайшие
периоды конфликта. В состоянии ли
несколько человек повлиять на ход
огромной войны? Кто сказал
«нет»? Можете отправляться
курить в тамбур. Пораженцам не
место среди безымянных героев
невидимого фронта.
В нашем распоряжении вновь
находится отряд профессиональных
диверсантов, способных преподнести
немало сюрпризов адептам Третьего
Рейха. Играющий ножами и
50-сантиметровыми бицепсами
«вечнозеленый берет» Джек
«Butcher» О'Хара, профессиональный
подрывник Томас «Fireman» Хэнкок,
неуловимый вор Поль «Lupin»
Толедо, старательно картавящий
шпион Рене «Frenchy» Дучамп,
снайпер-аристократ сэр Френсис Т.У.
(он же Duke) и, наконец, австралийский
подводник Джек «Fins» Блэквуд —
знатоки серии моментально
почувствуют себя дома. Девушек в
нашей компании не оказалось; по
большому счету, оно и правильно, не
женское дело — резать глотки
малознакомым представителям
«высшей расы». Эта шестерка
редко собирается вместе. Как
правило, для выполнения задания
достаточно двух-трех человек, а
если речь идет о тотальной зачистке
вражеского укрепрайона, вообще
стоит ограничиться вооруженным до
зубов «беретом».
Впрочем, устраивать массовую
резню необязательно. Бдительность
часового легко усыпить аккуратной
инъекцией в шею (два укола — потеря
сознания, три — смерть) или ударом
пудового кулака, а можно банально
придушить беднягу струной от
пианино. Знаменитый трюк с
подброшенной пачкой сигарет
работает везде — бывали случаи,
когда зоркие охранники тащились
метров за сто, наплевав на приказы,
проливной дождь и метель; хотя,
стоит отдать авторам должное,
офицеры на такую мелочевку
внимания не обращают. Основные
правила не изменились ни на йоту.
Треугольники «line of sight»,
перетаскивание трупов, смертельно
опасные маневры за спинами
погруженных в себя солдат… Следы
ног и крови по-прежнему не
беспокоят наши «серые
клеточки» и нервы — супротив
трудящихся масс Pyro идти не готова. А
вот визуально отображаемые
звуковые волны из предыдущей серии
были упразднены по явно
эстетическим соображениям, поэтому
определять уровень шума теперь
придется «на глазок».
Согласитесь, уж больно нелепо они
смотрелись.
Самым главным компонентом Commandos
3 являются уровни. Не так давно
я восхищался тем, что нам
предлагали «корейско-чешские»
товарищи из Plastic Reality, но по
сравнению с увиденным здесь
бледнеет все и вся. Великолепно,
потрясающе, незабываемо. Утопающий
в снежной круговерти Сталинград,
залитые кровью пляжи Нормандии,
мрачные канализации Берлина,
практически невидимая под потоками
проливного дождя французская
железнодорожная станция — всякий
раз игра забрасывает нас в самое
сердце событий. Рутины здесь нет.
Окинув окрестности соколиным
взором, понимаешь, что
действительно попал в глубокий
вражеский тыл. Повсюду дозоры,
патрули, десятки нервных солдат и
подозрительных сержантов гестапо,
любая миссия кажется абсолютно
невыполнимой, а честно пройденное
до конца задание оставляет
отпечаток в мозгу и в сердце, без
всяких преувеличений.
Виртуально-брутальное счастье.
К внешности претензий нет; пусть
это и не полное 3D, зато картинка
получилась отменная. Крупные
хлопья снега, летающая на ветру
газета, живописные руины, мчащийся
в бесконечность бронепоезд, по
вагонам и крышам которого нам
предстоит попрыгать… Иногда
ловишь себя на том, что голова
занята не заданием, а
рассматриванием окрестностей.
Тесные помещения не напрягают — в
отличие от большой карты их
разрешено крутить как угодно; такой
вот кусочек «трехмерья».
Анимация тоже заставляет обратить
на себя внимание. Полюбуйтесь, с
какой чуть ли не кошачьей грацией
«культурист» О'Хара перерезает
горло очередному зазевавшемуся
фрицу! Движковые ролики, которые в
прошлой серии смотрелись вяло и
несолидно, обросли пафосом и
соответствующими спецэффектами.
Пресловутая сцена высадки в
Нормандии оставляет не меньше
впечатлений, чем в Medal
of Honor, простите за не совсем
корректное сравнение.
Смерть под снегом
Обаяние по-настоящему
качественной игры кроется в
мелочах. Взять, к примеру, то, что
разные враги по-разному реагируют
на переодетого шпиона. Рядовые
ничего не имеют против неспешно
бредущего куда-то «собрата» по
оружию, в то время как многоопытные
сержанты и офицеры за несколько
секунд вычисляют заглянувшего не в
ту дырку «засланца». А теперь
попробуйте сменить потертую шинель
на разукрашенный крестами и
дубовыми листьями мундир.
Почувствовали разницу в отношении?
Хотя устраивать километровые
забеги все равно не стоит; не к лицу
офицеру Вермахта уподобляться
веселым горным козликам и
чернокожим эфиопским чемпионам.
Персонажи вообще сильно
отличаются друг от друга. Лишних
людей здесь нет, что по сравнению со
страдающей болезненным
универсализмом Korea — явный
плюс. Шпион — не серийный убийца,
втихую выкашивающий роты и
батальоны. Набора из 10 инъекций,
если им умело пользоваться, хватает
на 3-5 человек. Баланс почти
идеальный. «Зеленый берет»,
худосочный снайпер или вор не могут
подменить друг друга, хотя у
каждого из наших диверсантов
остался здоровенный рюкзак, в
который дозволено запихать все
ценное, что попадется под руку.
Любой боец в состоянии вырубить и
связать беспечного часового или
пострелять из пистолета, но это не
превращает выполнение задания в
театр одного актера. Работа
найдется для всех. Зловредный
патруль не дает вашему шпиону
развернуть подрывную деятельность?
Шлепните их командира из
«снайперки», а потом, пользуясь
всеобщим бардаком, позаимствуйте
его форму. Нельзя приготовить
нормальную яичницу, не разбив
парочку голов. Даже в самую
скрытную миссию бывает полезно
добавить немножко кровищи и
адреналина.
Тактическая модель не претерпела
существенных изменений. Все
новинки умудрились втиснуться в
старые рамки. Стало на порядок
больше экшена и перестрелок —
разгуливая по немецким позициям с
трофейным станковым пулеметом
наперевес, чувствуешь себя почти
Джоном Блажковичем. Интерфейс
гадостей не подкладывает. Уложив
своего героя в зарослях (любители
экзотики могут высунуться из окна
второго этажа), назначаешь ему
сектор обстрела и можешь не
волноваться — если «гады-немцы»
начнут просачиваться не слишком
большими группами, вольный стрелок
без особых проблем справится сам. В
одной из миссий наша бригада
обеспечивает безопасность
переговоров американского и
советского генералов в
полуразрушенном Сталинграде, и
подобные приемы перестают быть
чем-то экзотическим и ненужным.
Правда, и тут не обошлось без
глупостей — порой нашим героям
приходится ползать по передовой и
судорожно собирать патроны с тушек
убиенных злодеев. Виктор Гюго
был бы доволен.
Разделение заданий на
«боевые», где мы методично
уничтожаем немецкие отряды, и
«скрытные», требующие от
игрока усидчивости и осторожности,
на мой взгляд, получилось чересчур
нарочитым. Мне ни разу не довелось
увидеть, как незаметные ночные
действия вдруг перерастают в
веселую перестрелку с
гранатометанием и прочими
спецэффектами. Это, кстати, не
означает, что «боевые» миссии
плохо вписываются в общую
обстановку. После заунывного
многочасового бултыхания в грязи (с
бесчисленными сиренами и
перезагрузками) они приятно
оживляют и разнообразят геймплей.
Отмахиваясь от наседающих
паразитов и пытаясь не попасть под
раздачу бомбардировщиков, уже не
особо задумываешься, куда именно
смотрит конкретный солдат
противника. Важно количество
патронов, полоска здоровья — оп-а! —
неужто эту здоровенную пушку тащат
специально ради нас?.. Хорошо хоть
«fog of war» решили не делать. Если
не считать ворон, то
заскриптованные хитрости нетрудно
засечь (а если повезет, то и пресечь)
еще в зародыше.
Высочайшая сложность игрового
процесса в состоянии отпугнуть
немало новичков. Стоит
какому-нибудь зоркому «орлу»
застукать нашего коммандо, как на
его вопли сбегается вся округа.
Учитывая то, что «по умолчанию»
диверсанты получают лишь
малохольный пистолетик (патронов
традиционно навалом), шансов выжить
у них нет. Разгуливая в краденой
форме под носом у немцев, каждую
секунду рискуешь безвозвратно
испоганить «quicksave»; тамошние
офицеры госбезопасности давно
уяснили, что «лучше перебдеть,
чем недобдеть». От тотального
рестарта часто спасает только
узаконенный «читинг», в роли
которого выступают стоящие на
приколе грузовички. Залез, переждал
минуту-другую (разоблаченный шпион,
пользуясь случаем, может вновь
нацепить чужой мундир) и
отправляешься дальше по своим
делам. Заглянуть внутрь арийцам
почти всегда мешает повышенная
брезгливость и устав. Чудеса, одним
словом.
Да и времени на игру предстоит
угробить немало; не удивляйтесь,
если на прохождение
одной-единственной миссии уйдет
полдня. От разборок в зимнем
Берлине реально заходит ум за
разум. Шастающие туда-сюда патрули,
десятки часовых, подозрительные
работники гестапо — столь милая
сердцу многих тотальная зачистка
территории отпадает сама собой. Эту
игру вы не пройдете за один день.
На страже имиджа
Окончательный вердикт был ясен
практически с самого начала. Commandos
3 — качественное и интересное
продолжение сериала. Зачем чинить
то, что не сломалось? Заслуженные
стратеги и тактики из Pyro Studios решили
не нервировать народ и обошлись без
экспериментов (и, увы, без «Нашего выбора»). Если предыдущая
часть пришлась вам по вкусу, то эта
игра, как минимум, не разочарует, а в
лучшем случае — на долгие недели
пропишется у вас в гостях.
840 Прочтений • [Рецензия на игру Commandos 3: Destination Berlin] [21.04.2012] [Комментариев: 0]