За последние пять лет слово
«wargame» приобрело некий
оскорбительный оттенок. Нынче
назвать игру «чистокровным
воргеймом» — все равно что
подписать ей смертный приговор.
Когда рынок покинули мастодонты
Strategic Simulations и Talonsoft, за дело взялись
воинствующие любители,
превратившие некогда популярный
жанр в застойное болото безликих
продуктов. Страшный образ
современных воргеймов — это
допотопная графика, кусачий
интерфейс а-ля Microsoft Office '97 и т.н. «реалистичность»,
которая заключается в правильной
расстановке пиктограмм,
изображающих войска. Кое-кто по
ошибке называет подобное
существование «элитарностью».
Системные требования
Pentium III 600 МГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 650 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.7 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 650 Мб на винчестере
Встряска просто необходима.
Мистер Тиллер, возьмите,
пожалуйста, в руки коробку с Massive
Assault. Сейчас будет шок.
Терапия
Главное меню встречает нас бодрой
канонадой эсминцев, обстреливающих
открыточного вида тропический
остров. В воздухе тают дымные следы
ракет, лазеры ослепляют
разноцветными вспышками. Ветерок
легонько покачивает кроны пальм.
Волны шейдерного океана,
накатывающие на остров, честно
отражают ход битвы.
Аудиовизуальное пиршество ничуть
не хуже, чем в какой-нибудь Command & Conquer: Generals.
И это, представьте себе, воргейм.
Чистокровный. Сахар-рафинад. Ноль
модных «real-time» и «round-based»
извращений. Только походовые бои на
шестиугольных тайлах и ничего
лишнего — базостроительство, «прокачка»
юнитов и дозаправка техники
остались в идеологически
родственной серии Battle
Isle. Нетривиальные миссии,
требующие напряжения серых
клеточек. Интеллигентный,
продуманный и в то же время
сногсшибательно красивый massive assault
на органы чувств, способный
отправить в нирвану отъявленных
шутероманов.
Дело не столько в глянцевой
картинке, сколько в изящной
концепции. Massive Assault
возвращает нас к истокам жанра,
выросшего из вечерних баталий
пластиковых солдатиков на кухонном
столе. Возьмите скромных размеров
мирок и поделите его на несколько
«государств». Добавьте главных
героев: «добрый» Союз
Свободных Наций и «злых»
террореволюционеров из Phantom League.
Серая массовка — нейтральные страны;
некоторые из них являются тайными
союзниками враждующих сторон и
терпеливо ждут часа Х, чтобы «раскрыться».
Постепенно, ход за ходом, игроки
присоединяют к своим владениям
земли сочувствующих государств,
вооружая ранее безвредных «нейтралов».
Чем толще казна отдельно взятой
республики, тем лучше оснащена ее
армия. Выбор солиден — каждой
стороне выделено по 13 юнитов. К
нашим услугам легкие багги, танки,
дальнобойные (крайне опасные)
ракетницы, эсминцы,
бомбардировщики, огромные
стационарные пушки, минометные
установки, амфибии, транспорты на
воздушной подушке, кондовые
двуногие роботы и прочая классика
боевой фантастики.
Техники не так уж и много, но это
«упущение» с лихвой
компенсируется отточенным
балансом. Все строго подчинено
принципу «камень-ножницы-бумага»:
мощная артиллерия неповоротлива и
бесславно гибнет в лобовых стычках;
эскадрилья самолетов, наводящая
ужас на всю округу в радиусе 12
клеток, вынуждена базироваться в
столице и посему автоматически
исчезает, стоит лишь врагу войти в
город; сторожевая турель
расплачивается за хороший обзор
скромной ударной силой, и т. д. Чтобы
понять суть этих хитросплетений,
достаточно пары уровней — не каждая
RTS может похвастаться такой
простотой освоения.
«Отоваривание» происходит и
в двух других случаях. Прежде чем
передать ход оппоненту, мы можем
укрепить свое присутствие в
подконтрольных государствах. В
таких случаях возникают занятные
дилеммы. Например, «стоит ли мне
взять мортиру за $2 прямо сейчас или
подождать, но зато накопить на
четырехдолларового робота?».
Другой вариант: «В какую точку
выгоднее всего поставить танк — к
южной границе или к северной?».
Кроме того, после первого нападения
соперника на территорию
дозволяется сделать экстренный
забег в армейский магазин — здесь
это называется «организовать
партизанскую борьбу».
«Возможность регулярного
пополнения контингента — путь к
затяжному конфликту», —
нашептывают граждане из стана
поклонников RTS. Wargaming.net решила и
этот вопрос. Кошельки всех стран
пополняются на протяжении строго
определенного количества ходов,
после чего наступает своеобразный
«sudden death» — извольте воевать
остатками былой роскоши. Заодно
решайте, что лучше: наглый блицкриг
или глухая оборона.
Со всеми удобствами
Ваш корреспондент мог бы часами
распространяться на тему
визуальных прелестей Massive Assault.
Красочные спецэффекты, обилие
деталей, будь то следы на песке или
снегопад, укутывающий белым
одеялом пасторальный ландшафт,
блики солнца на водной глади;
владельцам модных 3D-ускорителей
есть чем похвастаться перед
друзьями, а у обладателей слабых РС
появилась причина устроить
новогодний апгрейд. Гулкие взрывы и
верещание лазеров безупречно
сочетаются с индустриально-пафосными
ритмами электронного саундтрека и
ласковым голосом нашей незримой
помощницы. «We need this planet, General!» —
томно вещает местная EVA. Дорогая,
ради тебя я захвачу всю Галактику,
только продолжай говорить со мной!
Я готов принять тысячу глупых
решений, лишь бы услышать твой
саркастический возглас «Oops, General,
we've lost» и томный призыв «Our hope lies
with you!» Кхм. Простите, не удержался.
Интерфейс вызывает самые теплые
чувства. Уютный, наглядный и не
путается под ногами. На все случаи
жизни предусмотрены детальные
подсказки. Забыли выстрелить из
пушки или подвинуть корабль — вам
вежливо напомнят. Не истратили все
деньги при покупке — предупредят.
Пытаетесь отдать команду уже
походившему юниту — игра разъяснит
ситуацию и полюбопытствует, не
желаете ли вы заменить старый
приказ на новый. Надоело читать
хинты — к вашим услугам специальное
меню.
Тонны приятных мелочей упрощают и
без того комфортную жизнь стратега.
Чтобы изучить свойства вражеского
танка, щелкните по нему правой
кнопкой мыши, и встроенная
энциклопедия сообщит всю
необходимую информацию. Для тех,
кто часто ошибается, предусмотрены
кнопки «Undo» и «Rewind»,
отменяющие последние действия в
рамках текущего хода.
Полупрозрачные векторы показывают,
кто в кого стрелял, — чрезвычайно
полезная штука в условиях
крупномасштабных кампаний. «Здоровье»
по умолчанию отображается в виде
цифр, а не бестолковых полосок (можно,
впрочем, и наоборот). Боковая панель
«космического» вида чутко
реагирует на положение курсора,
демонстрируя контекстно-зависимую
справку. Вращение карты, удаление/приближение
камеры интуитивно понятны и не
вызовут затруднений даже у фанатов
творчества упомянутого г-на Тиллера,
привыкших жить в одной плоскости.
Кроме того, можно записывать и
проигрывать демо-ролики. И никаких
багов. В общем, идеал.
Заметки на будущее
Трудно объяснить, откуда в Massive
Assault столько харизмы. Она
никогда не превращается в
каторжный труд и не вгоняет в тоску,
вызывая почти физическую боль при
расставании. Собранная на основе
стандартного комплекта заданий
типичного воргейма — «отбить»,
«захватить», «удержать», —
игра не кажется скучной, ибо, помимо
зрелищ, в ее активе есть
интереснейшие карты и умный ИИ. Ей
не нужны сюжетные костыли и
дорогостоящие видеоролики —
драматизма и треволнений здесь и
так хватает.
Есть ли претензии? Да, но им место
в папке «Пожелания и предложения».
Во-первых, хочется побольше «сценарных»
миссий, которые в МА
отличаются от кампаний
приблизительно так же, как
шахматный этюд — от шахматной
партии (согласно последней
информации, этот пункт уже стоит на
повестке дня разработчиков). Во-вторых,
не помешала бы возможность игры по
локальной сети — далеко не у всех
есть доступ в Интернет, а ходить
друг к другу в гости ради «хот-сита»
порой не получается. Еще неплохо бы
наскипидарить кремниевый
интеллект. Чем внушительнее толпа
юнитов, тем натужней размышляет
противник: на машине вашего
покорного слуги задержка порой
составляла 5-7 секунд, а о том, что
творится на «персоналках» с
минимальной конфигурацией, и
подумать страшно.
Предел мечтаний — «рандомайзер»,
возможность сохранения статистики
в «таблице рекордов» и
встроенный редактор уровней.
Товарищи девелоперы, мы не слишком
многого просим?
Best of the crop
Налицо еще один случай из разряда
«кто бы мог подумать». Вещь,
достойная самых громких эпитетов,
свежий бриз среди засилья
бесконечных самоклонов, претендент
на звание лучшей стратегии года и
просто Настоящая Игра, сочетающая в
себе все ключевые элементы успеха —
оригинальную задумку, великолепное
дизайнерское исполнение,
высокотехнологичную графику,
удобный до мельчайших деталей
интерфейс, — создана не студией-мейджором,
а небольшой частной фирмой из
Луизианы.
Пока в свет выходят проекты,
подобные Massive Assault, можно
спать спокойно: у этой индустрии
все-таки есть будущее.
1095 Прочтений • [Рецензия на игру Massive Assault] [21.04.2012] [Комментариев: 0]