Рецензия на игру Star Wars: Knights of the Old Republic
Вселенная Star Wars гораздо старше, чем думают те, кто знаком с ней лишь
по лукасовским нетленкам.
Стараниями Lucasfilm и авторов
многочисленных книг, сериалов,
комиксов и игр рамки кинотрилогии
были раздвинуты аж на 250 столетий и
нынче охватывают все — от
изобретения первого
гиперпространственного двигателя
до приключений внучатых
племянников Люка С. Жизнь течет
размеренно и ровно, изредка
прерываемая вторжениями
очередного тирана-неудачника из
Внешних Пределов в пространство
Республики. Здесь не слышали о
техническом прогрессе, но запчасти
для роботов продаются в каждой
овощной лавке, а вражда добрых
джедаев и подлых ситхов и вовсе
кажется вечной.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 3.7 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 4 Гб на винчестере
Минус 4000 лет до Джа-Джа Бинкса и
дружной семейки Скайуокеров. Толпы
разношерстных инопланетян,
характерное «вжжж» световых
мечей и культовый негодяй в черном
плаще прилагаются. Перед вами —
отчет о знакомстве с первой в мире
CRPG из далекой-далекой галактики.
Новая надежда
Адаптация всякого более-менее
известного сеттинга сродни игре на
чужом поле. Лишь наиболее
талантливым под силу обойти
искусно разложенные грабли
всевозможных нюансов, выдержать
натиск орды полубезумных фанатов,
продемонстрировать «высокий
штиль» и выдать в конечном итоге
вещь, которая могла бы стать
популярной даже без заветной
приставки в названии. К этой
немногочисленной когорте
разработчиков относится компания
BioWare, поистине виртуозно работающая
с чужим материалом. Сплетая воедино
атмосферу оригинала с новым
сюжетом и персонажами, ее дизайнеры
не опускаются до уровня
«литературных негров» и всеми
средствами избегают чрезмерной
«отсебятины». Поистине редкое
качество.
Все эти дифирамбы можно
произнести и в адрес Knights of the Old
Republic. Трудно было найти лучшую
команду для превращения настольной
RPG «по мотивам» Star Wars в RPG
компьютерную. Каждый пиксель,
каждый звук яркого шоу, что
разворачивается на наших глазах,
пропитаны магией, четверть века
назад пленившей первых зрителей
«Эпизода IV». Стилистика
выдержана безупречно. Не имеет
значения, что мы видим — закованную
в металл планету-метрополию Тарис,
бескрайнее море дюн Татуина или
негостеприимные каньоны мертвого
Коррибана, — ощущение пребывания
внутри «Звездных войн» не
исчезает ни на секунду.
Взяв за основу чужие мысли, BioWare
добавила в KotOR немало
своих идей, да так ловко, что лишь
прожженные фанаты смогут уловить
разницу. Дикого вида гуманоиды,
роботы и животные, бесцельно
гуляющие туда-сюда по улицам
городов, кажутся старыми знакомыми
— столь искусно поработали
художники над обликом и повадками
персонажей. Дизайн кораблей и
оружия, причудливая речь алиенов,
симфонические оркестровки Джереми
Соула, инкрустированные
бессмертной музыкой Уильямса,
обязательное напутствие «May the Force
be with you» — из тонны таких вот
«кирпичиков» складывается
единая картина мира. Он не похож на
вымученные поделки от владельцев
«толстых» лицензий, и уже за
это бригаде канадских докторов
полагаются высокие почести.
Им же достанется и почетная
медаль за один из самых зрелищных
проектов уходящего года. Odyssey Engine,
выросший на костях Aurora, заставляет
скрипеть от натуги клавишу
«PrtScn». «Заскриншотить»
хочется решительно все. Пыльную
дымку на улицах татуинского
поселения Анкорхед. Блики на
изумительно красивой броне,
втридорога купленной у хозяина
«бонусной» станции, что
болтается вокруг Явина. Рыбьи морды
обитателей водного мира Манаан,
сверкающие под лучами местного
солнца. Лица наших собеседников,
пусть похожие друг на друга, как
Боба Фетт — на армию клонов, но
сделанные с великим тщанием. Битвы
с участием двух и более джедаев
автоматически отправляются в
галерею любимых картинок; пока
добро расшвыривает врагов в разные
стороны струями горячего воздуха,
зло демонстрирует впечатляющий
набор голливудских спецэффектов.
Негодяй картинно вытягивает руки
а-ля Император из шестого
«Эпизода», и весь отряд дружно
трясется под высоковольтным
разрядом. Другой «читает» Force
Drain, и от жертвы к реципиенту
вытягивается кроваво-красная
полоса, символизирующая жизненные
силы. Стоит кому-нибудь вынуть из-за
пазухи световой меч, как начинается
форменная свистопляска
ослепительных вспышек, фонтанов
искр и каскадерских трюков,
благодарить за которые следует Neverwinter Nights. Не
пожалейте трафика, зайдите в
галерею и полюбуйтесь.
Dungeons & Jedis
«Допустим, мир прекрасен, —
спросит не по годам пытливый
падаван, — но есть ли буквы „R“ и
„P“? Можно ли играть, не
подставляя под клавиатуру
специальный тазик?»
О да, ибо KotOR, даже с
учетом нелепых реверансов в
сторону Xbox-аудитории, высоко держит
знамя продукции BioWare. Обросшая
необычными классами (scout, scoundrel,
soldier), имплантами, заменившими
бижутерию, джедайскими
«перками» и
Force-«заклинаниями», ролевая
система Knights of the Old Republic в
глубине души остается родной
сестрой D&D 3rd Edition. Концепция
мировоззрения упрощена до
термометра «Light Side — Dark Side»,
чутко реагирующего на все
мало-мальски важные действия и
высказывания нашего аватара. До
боли знакомые атрибуты, идентичные
правила ведения боя, StrDexConIntWisCha,
далее везде. d20 System, принадлежащая
Wizards of the Coast, снова на коне.
Подробности читайте в нашем превью.
Есть здесь и свои престиж-классы: Jedi Consular, Jedi Guardian и Jedi Sentinel. Смена
«профессии» строго
регламентирована сюжетом и
происходит по завершении обучения
в Академии на Дантуине. После
бегства с Тариса именно эта планета
должна стать вашим первым пунктом
назначения. Чем быстрее вы встанете
на стезю познания Силы, тем больше
способностей успеете освоить до
наступления неминуемого «level
cap». Высота планки стандартная — 20
уровень. Не отстает от ГОСТ и шкала
набора «экспы». Все девять
наших спутников получают опыт
синхронно и в полном объеме,
независимо от того, гуляют ли они в
составе свиты протагониста или же
прохлаждаются на корабле.
Настораживает лишь подозрительно
быстрая скорость «прокачки»,
свою лепту в которую вносят
«высококалорийные» монстры,
возрождающиеся в наиболее
популярных местах. Впрочем, тех, кто
предпочитает игнорировать
побочные задания и удирать от
врагов, данная проблема не
побеспокоит — им баланс KotOR
покажется идеальным.
Увы, этим гражданам неведомо, как
много они теряют, отказываясь
выполнять субквесты.
Мини-адвенчуры гораздо
увлекательнее основного сюжета и
почти всегда ставят нас перед
очередной морально-этической
дилеммой. Совершить FedEx-променад во
благо несправедливо
«заказанной» мадам или
прикончить беднягу на месте и
получить вознаграждение? Стоит ли
помогать таинственному ордену
киллеров, члены которого
поддерживают стабильность в
демократической Республике
посредством жестоких и подлых
убийств? Чья сторона вам ближе:
трансгалактических капиталистов
из «Czerka Corp», поработивших
предков мохнатого Чуи в целях
наживы, или бывшего вождя вуки,
считающего всех без исключения
«пришельцев» злыми
«оппрессорами»?
Фантастическая версия «Ромео и
Джульетты», детективное
расследование бытового
преступления, борьба с очередной
«чумой века», гладиаторские
бои и даже визит в своеобразную
мини-«Матрицу» — вот лишь малая
часть аппетитного блюда,
приготовленного лучшими
«поварами» BioWare. Некоторые из
поручений настолько хороши, что
заслуживают повторного
прохождения ради просмотра второго
варианта концовки.
К слову, «добрякам» придется
несоизмеримо труднее, нежели
приверженцам идей ситхов.
Во-первых, «правильный» путь
решения проблемы в 99% случаев
требует: развитого умения
«Persuade»; запаса терпения,
необходимого во время частых
пробежек по десяткам локаций;
толстого кошелька, поскольку
настоящие альтруисты не берут мзду
за помощь, и сообразительности. У
темных джедаев все проще: р-р-раз, и
голова с плеч. Во-вторых, баллы за
хорошие поступки игра выдает с
гораздо меньшей охотой, чем штрафы —
за злодеяния, так как именно от
положения стрелки
«термометра» зависит
стоимость заклинаний обеих ветвей
Силы. Да и, уж чего греха таить,
наступательные «спеллы»
темной стороны на порядок
эффективнее всех прочих.
Неудивительно, что Люк Скайуокер аж
два эпизода подряд мучался
внутренним кризисом!
«Shall I blast him now?»
Еще больший интерес вызывают наши
соратники, составляющие, пожалуй,
лучшую RPG-партию со времен Baldur's Gate 2 и Planescape: Torment. На
сей раз канадские сценаристы
переплюнули всех, включая самих
себя, великолепно потрудившись над
характерами и диалогами
действующих лиц (за исключением
робота Т3-М4; подобно R2-D2, маленький
дроид ограничивается
невыразительным «пиликаньем»,
но зато делает отличные
электронные отмычки, необходимые
для взлома местных компьютеров).
Это не просто куклы, обученные
нападать на врагов и подчиняться
нашим командам, а яркие
индивидуумы, каждый со своими
мыслями, привычками, тайнами и
предубеждениями. Их реплики не
похожи на заунывный трындеж, а
безукоризненно подобранные голоса
наполнены всамделишными чувствами;
они делятся с нами страхами и
переживаниями, спорят между собой и
выдают сочные комментарии во время
диалогов с NPC. Их слова и поступки
вызывают целую гамму эмоций, среди
которой нет лишь одной — равнодушия.
Вечно печальная забрачка Джунани,
язвительный «дедушка» Биндо,
острая на язычок сиротка Mission Vao — у
любого из наших последователей
висит в шкафу огромный скелет.
Бастила Шан, образцовая «Мисс
джедай года» поглощена
ненавистью к матери, а ее
поступками движет нечто большее,
чем просто желание лучше узнать
смысл странных снов нашего протеже.
Хладнокровный мандалорианский
наемник Кандерос, привыкший
истреблять целые миры,
сталкивается с призраками из давно
забытого прошлого и впервые в жизни
начинает сомневаться в
правильности своих действий.
Кровожадный андроид HK-47,
наделенный, помимо таланта
переводчика, неутолимой тягой к
истреблению органических форм
жизни, выдает уморительно циничные
фразы, достойные Бендера из
«Футурамы». «Хозяин, хозяин,
предводитель Песчаного народа
говорит, что не желает с вами
сотрудничать. Можно я с ним
разберусь?» Попробуйте раскрыть
тайну его стертой памяти, и вы
получите в награду щедрую дозу
здорового гомерического хохота. И
не вздумайте пропустить встречу
солдата-республиканца Карта с его
бывшим наставником — какая драма,
какой накал страстей, потрясающая
игра актеров!
А «осликов» для поклажи
оставьте в Dungeon Siege.
Во власти зеленого шарика
Помните, главой выше мы упомянули
некие проконсольные реверансы?
Даже маститая BioWare не удержалась от
соблазна пофлиртовать с
владельцами Xbox, причем в весьма
извращенной форме. Пальцы уже
привыкли к чечеточному ритму
бездумных платформеров, в голове
проносятся эскадрильи
«тай-файтеров», а перед глазами
стоят воспоминания об ужасах Star
Wars: Racer Revenge (пожалуйста, не
стесняйтесь отправлять в отдел
маркетинга LucasArts свои мнения об
этом названии) — ну разве можно было
оставить несчастных без
«акшена»?
Так что получите, распишитесь и не
возмущайтесь. Аркады убогие, 2 штуки.
Первая — чистой воды драг-рейсинг
а-ля Need for Speed Underground.
Даже «блюрит» на высокой
скорости точно так же, даром что
вместо машин — антигравитационные
драндулеты. Задача — побить три
рекорда. Приз — неплохие деньги и
возможность выполнить
окологоночный субквест.
Препятствия: кочки, камни, буйки,
необходимость каждый раз вносить в
кассу $100, отсутствие кнопки
«Retry» и прочих опций во время
заезда, непроматываемые скриптовые
сценки плюс обязательный обмен
репликами после проигрыша (к началу
третьего тура на Манаане они
раскаленным тавром отпечатаются в
вашей памяти). С учетом всего
вышеперечисленного победить
сложно, однако эту часть игры можно
в случае чего игнорировать.
С другой аркадой такой фокус не
пройдет. Уничтожьте, пожалуйста, 10
вражеских истребителей, летающих
по заранее просчитанным
траекториям вокруг «Эбенового
ястреба», с помощью
ультрамедлительной пушки, от
одного вида которой Хан Соло умер
бы со смеху. Цели едва заметны, а о
нормальном прицеле в
футуристической вселенной никто не
слышал. Проигрывать не советуем,
ибо неудача — еще один повод
полюбоваться главным меню.
«Retry», разумеется, снова не
прикрутили, поэтому для ролевиков,
предпочитающих ум рефлексам,
первое знакомство с пришибленной
мини-игрой во время бегства с
Тариса обернется загрузкой
последнего «сейва». А от
момента посадки на корабль и до
пострелушек нас отделяют почти две
минуты обязательных для просмотра
роликов (и, возможно, битва с
парочкой «боссов»). Захотелось
добавки? Сколько угодно: назойливая
«забава» встревает всякий раз,
когда герои повторно отправляются
на какую-либо планету. Иными
словами, часто.
Шаг вперед, два шага назад
Смешанное впечатление оставляет
интерфейс, ни дать ни взять —
воплощение борьбы тьмы со светом.
Дизайнеры не поленились
приспособить его под связку
«WASD+мышь», что, учитывая
подноготную игры, хорошо уже само
по себе. Для героя и его текущих
спутников есть личный «стек
команд», позволяющий
программировать несколько
действий вперед. «Пробел»
вновь работает «паузой», часто
используемые бонусы вроде аптечек
и энергощитов закреплены за
«горячими» клавишами. Круглые
сутки доступен «quicksave»,
автокарта снабжена пометками, а от
лишней беготни по заведомо
безопасным локациям спасает
комбинация «Return to Ebon Hawk/Transit Back»
и опция моментальной смены состава
партии.
А дальше начинаются ужасы плохой
эргономики, и невозможность
развернуть камеру под любым углом —
лишь верхушка айсберга. Оцените-ка
лучше это: все служебные экраны,
будь то инвентарь, меню экипировки
или блокнот для квестов, жестко
зафиксированы в 640х480 и никак не
реагируют на увеличение
разрешения. При этом они,
разумеется, полностью
перекрывают основное игровое окно,
что вызывает дополнительные
трудности во время купли-продажи. К
финалу ковыряние в раздувшемся
списке вещей превращается в тест на
внимательность: элементы слишком
крупные, предметов — тонна, значки
слишком похожи друг на друга. На
простейший поиск нужного КПК с
важными хинтами может уйти добрый
десяток секунд даже с
использованием системы фильтров.
По сравнению с Neverwinter Nights
эта часть KotOR смахивает на
лоботомированного уродца в
компании брата-вундеркинда.
Клише
Есть претензии и к сторилайну.
«Туториал», замаскированный
под пролог, поистине кошмарен.
Топорные фразы и неловкие попытки
скормить нам больше сведений, чем
требуется, могут запросто угробить
первое впечатление от игры.
Терпите, друзья, пытка длится
недолго. Правда, осадок все равно
остается. Вот фрагмент
вступительного диалога с одним из
членов экипажа корабля:
— Эй, вставай, на нас напали!
— А ты кто?
— Я? Ну, блин, мы же с тобой вахту
несем, только в разные смены.
Видимо, поэтому мы до сих пор ни
разу не пересекались.1
— Гм, понял. А я кто?
(Далее следует пятиминутное
изложение краткой биографии
протагониста; в соседних
помещениях тем временем идут
нешуточные сражения с абордажным
отрядом ситхов).
Чуть позже, когда на сцене
появится главная кукла для битья —
гнусный редиска Дарт Малак,
прибравший к рукам древний
артефакт «Star Forge», — полотно
событий примет нормальный вид.
Смущают лишь легкость, с которой на
протяжении игры герои переубеждают
своих врагов из противоположного
лагеря, да многочисленные
пересечения с предыдущими работами
BioWare. Проницательные ветераны BG и NWN
предугадают «неожиданные»
сюрпризы гораздо раньше остальных
(возможно, еще в первой четверти
действа) и получат законное право
возмутиться обилием штампов и
самоповторов, по вполне понятным
причинам не обнаруженных
Xbox-аудиторией. Жаль, что авторы
избрали путь наименьшего
сопротивления и в очередной раз
построили интригу вокруг до смерти
избитого слова на букву «А».
Addicted
Впрочем, даже такие конфузы не в
силах затмить все достоинства Knights
of the Old Republic. Атмосфера
культовой вселенной имени Лукаса,
проверенная годами ролевая
система, интересные персонажи и
захватывающие баталии c легкостью
поглотят как минимум 40 часов вашего
времени. May the Force be with you, BioWare!
1 Корабль, о котором идет
речь, не тянет даже на средних
размеров крейсер.
997 Прочтений • [Рецензия на игру Star Wars: Knights of the Old Republic] [21.04.2012] [Комментариев: 0]