Тема тихоокеанских сражений
Второй Мировой войны — пожалуй, одна
из наиболее популярных и
всесторонне изученных. Для
западных историков, естественно.
Хотя и тут есть одно «но». Дело
в том, что обычно подробно
изучаются морские сражения, по ним
пишут монографии, строят выкладки…
На битвы же, происходившие «на
берегу», исследователи
практически не обращают внимания.
Нет, естественно, про высадку на
Окинаве и битву за Мидуэй знают
многие. А вот если, скажем,
коснуться боевых действий в Бирме и
Тайланде, у этих самых «многих»
возникнут самые разные вопросы, от
«А где эта… как её… Бирма
находится?» до «А кто против
кого воевал-то?». Еще в более
полном забвении пребывают факты,
относящиеся к борьбе Советского
Союза с империалистической
японской военщиной. Разумеется,
подобная асимметрия в освещении
фактов той войны без изменений
переносится и на воргеймы.
Правильно, для создания
качественного проекта в этом жанре
необходимо, прежде всего, подробное
изучение данных, относящихся к
месту действия, соотношению сил,
профессиональной подготовке и
другим факторам. Поэтому воргеймов,
которые пытаются втянуть нас в
конфликты тех лет, очень мало.
Системные требования
Pentium 200 МГц 32 Мб памяти 250 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium II 300 МГц 64 Мб памяти 500 Мб на винчестере
Когда я увидел знакомое название —
Squad Battles: Pacific War, — то
подумал именно о морских сражениях.
Но, отогнав от себя эту нелепую
мысль, получил другое, уже ставшее
стереотипным заключение — «тиллеровская
халтура». Аннотация выглядела
многообещающе: «От
непроходимых джунглей до потухших
вулканов на далеких островах, от
каменистого Халхин-Гола до
джунглей Бирмы. Японцы, американцы,
русские, китайцы, англичане,
австралийцы и многие другие. Squad
Battles: Pacific War откроет для
Вас всю Вторую Мировую в
Тихоокеанском регионе.»
Ну, всю Вторую Мировую данный
воргейм точно не «откроет», это
можно утверждать смело. Зато про
все остальное Тиллер, скажем
так, не наврал. Да, действительно
есть и японцы, и русские, и далее по
списку. Под «многими другими»
подразумеваются: филиппинские
партизаны, добровольцы из Нигерии,
индийцы, монголы и голландцы.
Кстати, китайцы тоже делятся на две
группы: армию Чан Кайши и
гвардию Коммунистической Партии
Китая (изображения командиров и
солдат взяты из Squad
Battles: Korean War). Естественно, эти
группы враждуют между собой. Так
что, кроме собственно Второй
Мировой, мы поучаствуем еще и в
гражданской войне в Китае.
Обещанное оружие и транспорт
взяты из уже вышедших игр серии. Но
это, в принципе, не столь критично.
Гораздо более важным является само
распределение оружия и транспорта.
Что вы скажете об американских 3/4-тонных
грузовиках в монгольской армии в
1936-м? А об автоматах ППШ-41 на
вооружении японской армии? Кстати,
как я заметил, это тоже одна из
наиболее характерных особенностей
практически всех игр Джона
Тиллера. Казалось бы, чего стоило
просто взять и нарисовать парочку
картинок, да внести в таблицу
характеристик юнитов пару
параметров? Короче говоря, полная
некомпетентность, которая в
сочетании с природной ленью и
завышенным самомнением («Pacific
War enables you to replay the history of World
War II in the Pacific») дает такие
интересные результаты,
выражающиеся в появлении
клонированных игр.
Одним из ключевых признаков Pacific
War является «extremely popular Fast AI
Processing». Компьютер теперь
думает гораздо быстрее, что во
многом улучшает геймплей. Однако
тут теряется самая главная
особенность проектов компании HPS —
«real-time». Да-да: ведь время,
которое мы раньше проводили за
игрой, мало отличалось от реальной
протяженности сражений. Впрочем,
сокращение времени на раздумья,
похоже, пошло AI на пользу. Радует,
что это один из тех немногих
примеров, когда программисты HPS
Simulations могут гордиться плодами
своих трудов.
За что еще можно покритиковать Pacific
War? Думаю, за звук. Вернее, даже
не столько за звук (он, в принципе,
не подкачал, поскольку целиком взят
из ранних выпусков Squad Battles),
сколько за музыку. Бравурные
американские марши в сочетании с
«японской народной» — та еще
смесь. Странно, предыдущие игры
серии не грешили такими ляпами…
Может быть, Тиллер нанял нового
композитора?
Звуки, кстати, могут быть
совершенно разными — в зависимости
от кампаний, которых в игре аж три
штуки (в каждой по пять-семь
сценариев). Чавканье в сырых
филиппинских джунглях, завывание
пурги на просторах монгольских
степей… Но не кампаниями едиными (кстати,
весьма и весьма скучными) жив
воргеймер. Ровно 60 сценариев (часть
из них — наглые «перепевки» Squad Battles: The Proud & the Few)
не дают скучать. Тут и упомянутая
выше гражданская война между
коммунистами и чанкайшистами, и
взятие Окинавы, Иво Джимы и многих
других островков. Прорыв
Квантунского укрепрайона в
Манчжурии в 45-м, танковые схватки в
песках Монголии и в непроходимых
зарослях Бирмы… Очень порадовали
сценарии, где приходится
устраивать засады. Представьте
себе грунтовую дорогу, ниточкой
тянущуюся сквозь тропический лес,
родных филиппинских партизан…
Слабо провести через этот кошмар
японский конвой? Мне не удалось. А
чего стоят многочасовые сценарии
по захвату того же Мидуэя! Морские
битвы, вой торпедоносцев, тупоносые
катера-корыта, на полном ходу
врезающиеся в прибрежный песок,
чтобы выгрузить еще одну партию
кандидатов на уничтожение…
Вспоминается первый Panzer
General…
* * *
Однако если отложить ностальгию в
сторону и посмотреть на игру,
призванную стать продолжением The
Proud & the Few, трезвым взглядом,
выяснится, что перед нами всего
лишь дополнение. Ну да, пара
оригинальных сценариев, новые
музыкальные композиции, правда,
весьма примитивные… Зато какая
идея! Какое воплощение! Пускай все
осталось на прежнем уровне, есть
много недоработок, но разработчики
почти не испохабили такую
интересную и неоднозначную тему,
заставили почувствовать азарт. Что
бы я ни говорил, Pacific War
обязательно займет почетное место
на моей полке.
582 Прочтений • [Рецензия на игру Squad Battles: Pacific War] [21.04.2012] [Комментариев: 0]