Народная любовь (если речь,
конечно, не идет о шедевре) —
величина непостоянная. Меняется
эта важная, незримая составляющая
успеха всегда в худшую сторону.
Убывает, то есть. Как тут ни
старайся.
Системные требования
Pentium II 350 МГц 64 Мб памяти 3D-ускоритель с 8 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium III 600 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Но каждый уважающий себя
разработчик старается. И способы у
всех разные. Один из них —
прикармливать игроков, как
доверчивую рыбу в пруду, всяческими
дополнениями. Ловись, рыбка,
большая и маленькая. Есть, однако, у
рыбаков правило: с кормом не
перебарщивать; а то ведь наестся
«целевая аудитория», и
здоровенный жирный червяк на
крючке отделается лишь легким
испугом и водными процедурами.
Первое кушанье под названием «Смертельная схватка»
для всех нормальных людей
закончилось визитом в районную
поликлинику. Мы точно не знаем,
какова цифра желающих
познакомиться с очередным «дополнением»
к «Блицкригу»,
но, думается, их стало существенно
меньше.
«Операция „Север“»
могла оказаться своеобразным
антикризисным шагом. Нам просто
обязаны были дать понять, что &«Смертельная
схватка», — недоразумение. И
мы закрыли бы глаза. Поверили бы. Но
драка уже оплачена, действующие
лица названы, сценарий написан.
Остановить локомотив, несущийся к
манящим золотым горам, видимо,
невозможно.
Открой личико
На самом деле, ни издатель, ни
разработчик, ни наблюдающая за
спектаклем Nival до первых аккордов
толком не дают понять, что же собой
представляет «Операция „Север“».
Информация противоречива: «дополнительные
главы» — вещает один источник, «дополнение»
— захлебывается другой.
Но. Дополнение — это, насколько я
понимаю, аддон. Дополнительные
главы — набор миссий, он же — mission pack.
У приличных западных коллективов
аддоном называется фактически
самостоятельная игра. Новые юниты.
Новые модели. Новая графика. Все что
хотите. Особенно жадные товарищи
даже цепляют к коробке числовой
индекс и машут платочками,
приветствуя «абсолютно новую
игру».
С дополнительными миссиями
ситуация гораздо проще. Занимаются
подобным все, кому не лень. Но если
за дело взялись сами создатели —
тогда держись! Всё будет, как
минимум, не хуже оригинала. В Nival же,
похоже, не сильно утруждают себя
заботой о собственных
многочисленных фанатах. В первом
случае (речь идет о «Смертельной
схватке») подобное
поведение было как плевок в лицо.
Такое, увы, возможно только в нашей
противоречивой стране. Ничего, мы
утерлись и приготовились к новым
испытаниям.
И они не заставили себя ждать.
«Операция „Север“»
— просто набор из 20 дополнительных
миссий от сторонних разработчиков.
Веселая компания, выпустившая сие
творение, признаться в этом в
полный голос почему-то поленилась.
Интересно, почему?
В «Смертельной схватке»
было много приятных моментов,
скрытых, правда, ужасной на вид
оберткой. Это привлекало. И тут же
грубо отталкивало.
«Операция „Север“»
многого не обещает: две кампании,
никаких излишеств. Впрочем, после
«Смертельной схватки»
всё выглядит гораздо интереснее.
Удовольствие ведь познается в
сравнении. Впрочем, и тут мы имеем
поделку, — при всем качестве
материала, который можно
разглядеть, — не имеющую морального
права продаваться в магазинах.
Не исключено, что у нас разные
взгляды на то, какой должна быть
игра, претендующая на звание
исторически достоверной. Я не
настолько болен, чтобы придираться
к мундирам и опознавательным
знакам на танках, но к «Операции
„Север“» термин «историческая
достоверность» не применим
вообще. Ни в каком качестве. Историю
Второй Мировой достаточно трудно
знать в мелочах, но еще труднее
реализовывать эти мелочи в игре.
Особенно если делать не воргейм.
Однако есть вещи, о которых человек,
живущий в России, должен быть
осведомлен. Лица же, ответственные
за «Операцию „Север“»,
не знают истории Второй Мировой
войны (да и Великой Отечественной,
как у нас называется главная ее
фаза, тоже).
Или они делают то, что им говорят.
Что делать?
Две кампании укладываются во
временной период с лета 1941 года до
весны 1943-го. Период, надо заметить,
интересный. Весна 1943 года — уже
конец войны для Германии. До этого
противостояние было куда более
напряженным.
Откуда эти даты? С коробки. А вот в
игре ни одной даты нет. Когда
происходит то или иное сражение —
тайна. Тайна, имеющая под собой
основание в виде вопиющей
безграмотности. Достаточно весомый
аргумент.
А начинается всё очень даже мило.
Для РККА — оборона Ленинграда, затем
деблокирующая операция и рывок
через Прибалтику в Восточную
Европу. Здорово! Внушительно.
Интересно. Вот что мне хотелось бы
видеть в аддонах.
Впрочем, давайте еще раз взглянем
на заявленный временной отрезок.
Согласитесь, масштабы глупости
впечатляют. Надо было очень
постараться, чтобы назначить штурм
Праги на весну 1943 года. Может,
разработчиков, плохо учившихся в
школе, злые издатели закрыли в
офисе, не снабдив соответствующей
тематике литературой, и запретили
пользоваться поиском в Интернете?
По-моему, именно так и было.
В немецкой кампании чудес
значительно меньше: Прибалтика —
Смоленск — Ленинград. Верю. Однако
чем дальше вглубь СССР
продвигались войска вермахта, тем
быстрее уменьшалась моя вера.
Миссии отличаются высокой
сложностью, и это правильно. Но тут
зарыта большая собака: чем эту
сложность обеспечить? Если брать
немецкое наступление, то в самом
начале войны немцы одерживали
исключительно тактические победы.
Одним словом — маневром. У
разработчиков свое видение
ситуации. По их мнению, РККА стояла
в глубокой обороне с траншеями в
два ряда, километрами колючей
проволоки и противотанковыми ежами.
И нам предстоит на протяжении
большей части представленных
двадцати миссий грызть такую
оборону. Тут примешана еще и страсть к
стандартным ходам: речка, мост, который, понятное дело, заминирован и
прикрывается противотанковой
артиллерией… Идеальная
оборонительная позиция. Что
касается города… обилие
заградительных приспособлений и
малое количество пехоты делают его
взятие огромной проблемой. Кроме
того, разработчики советуют брать
города преимущественно
бронетехникой. Ага, одним десантно-парашютным
полком. Как Грозный.
Но таковы особенности «Блицкрига».
Без окопов (и возможности
захватывать здания) мы получили бы
другой проект. Изобретение
ниваловцев вывело тактические игры
в реальном времени на новый уровень.
И теперь сами авторы стали
заложниками своего детища.
Встречного маневренного боя в «Блицкриге»
практически не бывает. Ну, разве что
случится неожиданная контратака
обороняющегося ИИ. Если
обороняется игрок, то всё очень
просто, можно даже не принимать в
игре никакого участия.
Теперь давайте вспомним: имели ли
немцы в начальный период войны
оружие прорыва, кроме полевой
артиллерии и немногочисленных
штурмовых орудий? Главную роль в
прорыве обороны играют тяжелые
танки, а у немцев их не было. Поэтому
они не смогли взять Ленинград и
Сталинград. К сожалению,
разработчики решили эту проблему
самым пошлым из возможных способов.
Фокусы
Итак, что же может в наступлении
на эшелонированный УР основной
танк вермахта начала войны — Pz.Kpfw III
с 37мм пушкой? Ровным счетом ничего.
Но был еще Pz. Kpfw IV с 75мм
короткоствольной пушкой (который в
Nival со времен «Блицкрига»
именуют тяжелым, хотя весил он
почти двадцать тонн). Вот отсюда и
следовало танцевать. Какая разница,
что их было мало? Зато правда. По
сути, это штурмовой танк.
Разумеется, нормальные герои
всегда идут в обход. И, не моргнув
глазом, разработчики ввели в игру Pz.
Kpfw G (судя по
длине ствола, речь идет о поздней модификации с пушкой L48). Напомню, что панцерваффе
получили эту машину… в 1943 году. Как
она могла поднимать пыль в степях
Украины в 1941-м — вопрос риторический.
Соблазнила, наверное,
бронепробиваемость пушки: целых 70-90 мм
с километровой дистанции. Движок
«Блицкрига»
рассчитывает бронепробиваемость,
исходя из расстояния 500 метров. Так
что КВ-1 простреливается на счет раз.
Вот он — баланс!
А ведь Nival много ругали за такие
фокусы. В «Блицкриге»
их, конечно, было намного меньше, но
все же. «Операция „Север“»
в этом отношении — непризнанный
шедевр. Тут вы увидите САУ Wespe,
участвующие в боях под Смоленском
летом 41-го, ИС-3, истребитель танков
«Элефант» и «Королевский
Тигр». Да и «Тигры» до
Курской дуги лишь ограниченно
использовались осенью 1942 года под
Ленинградом. В общем, не стоит
удивляться, если ваш КВ-1 подобьет 100-миллиметровая
противотанковая пушка, которой в то
время у немцев и быть не могло.
Просто здесь так видят историю.
Кто виноват?
Да, если вы готовы смириться с
таким количеством неприятных
условностей, играть в «Операцию
„Север“» можно. Мне не
особо хотелось ругать небольшой
авторский коллектив, скрывающийся
под именем Dark Fox. Ибо свою работу
граждане выполнили хорошо (при
условии, конечно, что от них
требовали именно такого результата).
Ребята сделали карты, на которых
интересно играть, с ограниченным
количеством артиллерии/авиации и
редко встречающимися «читерскими»
снайперами. Хотя действие со
временем и становится излишне
затянутым, это, пожалуй, максимум,
чего можно требовать от
разработчиков дополнительных
миссий. А главное — на фоне их
самоотверженного труда все яснее
проступает осознание банкротства
ниваловской (и ненасытной «1С»)
стратегии по завоеванию внимания
публики. Ибо даже что-то
качественное и достойное, пройдя
через их руки, начинает
разочаровывать.
P.S. Должен предупредить
всех, кто страдает паранойей. К
компании Nival я отношусь с большим
уважением. За тот же «Блицкриг».
Но под их непосредственным
контролем сейчас выходит настоящая
халтура, достойная лишь
подзатыльников. Причем далеко не
дружеских.
1129 Прочтений • [Рецензия на игру Блицкриг. Операция "Север"] [21.04.2012] [Комментариев: 0]