Рецензия на игру Victoria: An Empire Under the Sun
В наших краях водятся
представители древних и
многочисленных династий, богатый
внутренний мир которых скрывает от
посторонних глаз заурядная, с
трудом поддающаяся временной
идентификации внешность. Пусть вас
не смущает мелкобуржуазный пафос: Victoria:
An Empire Under the Sun — это не продукт,
сделанный на скорую руку циничными
прожигателями многомиллионных
бюджетов, а всего лишь очередная Europe Universalis со
всеми своими ответвлениями,
разветвлениями и обширной корневой
системой. Но если конь хороший, то и
за борозду предки завещали не
волноваться. Проверено.
Системные требования
Pentium II 300 МГц 64 Мб памяти 600 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium III 500 МГц 128 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Сотрудники Paradox Entertainment совершили
поступок, требующий героического
самоотречения. Жаль, что в наши
полномочия не входит ежегодное
награждение выдающихся деятелей
игровой индустрии, — мы отдали бы
немало сил для того, чтобы
сотрудники Paradox получили приз «За
личное мужество».
Теперь, когда стало ясно, что Crown of the North и Hearts of Iron были
всего лишь репетицией перед
грандиозным спектаклем, логика
создателей нетленной EU
проступает все отчетливее. Конечно,
это мы и хотели увидеть в «Европе»
нашей мечты — роскошную графику Crown
of the North, пугающей своей
бездонной пустотой, и
стратегическое обаяние HoI,
отталкивающей эстетической
инвалидностью. Для воспитанного
скандинавами стратега — раздолье,
для обозревателя — миллионы
выживших нервных клеток.
Кому — война, а кому — мать родна
При всем богатстве внутреннего
мира Victoria необыкновенно
дружелюбна к игроку,
соблазнившемуся на слово «стратегия».
Все-таки бум RTS конца 90-х сделал свое
черное дело: это слово окончательно
и бесповоротно скомпрометировано.
Если относиться к делу без лишней
серьезности, то Victoria — одна
из тех «стратегий», которые
всучивают в магазинах любителям
пошевелить мышкой на выходных.
Однако стоит углубиться в игровой
процесс, и трясина из возникших
проблем утягивает на самое дно. EU
была больна. Игра, где боевые
действия являются единственным
способом вести дела, — конформизм,
если, конечно, за клавиатуру не берутся
какие-нибудь последователи
творчества Atomic Games.
Теперь же — чудо! Номинально
присутствующая в EU
экономическая модель уступила
место «монстру» из HoI
со всеми невидимыми щупальцами и
коготками. Никогда не думал, что
щекотка может так действовать на
нервы.
И чем дальше, тем больше поражают
воображение открывающиеся виды.
Тут и изменения в боевой системе, и
расширенные возможности работы с
бюджетом, включающие в себя
потребность в социальной
активности и борьбу с криминалом, и
— в кои-то веки! — дерево наук. Даже
торговля отныне имеет полное право
называться таковой.
Свалившееся счастье кажется
безразмерным, обескураживает, хотя
потом, естественно, привыкаешь — это
старая добрая EU.
Но! Чтобы по нашим лицам от
излишнего удовольствия не пошли
трещины, разработчики
предусмотрели высокую степень
защиты: временной период по-прежнему
избирателен. Какими бы сладкими ни
были сны, где объединение Руси
неизбежно заканчивается битвой за
Берлин, реальностью в ближайшее
время они, похоже, не станут.
Хорошего понемногу. Всем, кто
испытывает страсть к преданиям
старины глубокой или
стратегическому искусству Второй
Мировой войны, следует обращаться к
EU2 и HoI.
Victoria — это возрождение в
духе Imperialism,
кошмар начинающего бухгалтера.
Только кажущаяся наглядность
принесена в жертву всепоглощающему
молоху скрупулезности.
И все-таки… временной период в
сотню с лишним лет… попахивает
предательством. Мало! Всему,
конечно, есть разумное объяснение:
дерево наук не резиновое, но мы, как
заправские максималисты, имеем
право требовать большего.
Мечты нефтеэкспортера
Оставим пока в стороне разные
обиды по поводу масштабов. Что еще в
Victoria вызывает
разочарование? Да, по большому
счету, ничего. Геймплей серии —
величина постоянная, вопрос только
в эмоциях.
И главное — забота о нас. Paradox
заставляет свою аудиторию думать.
Совершать действия, в которых все
продумано до мелочей. Впрочем, без
курьезов не обойтись, страны вроде
России, Индии или Китая — легкий
путь к абсолютному успеху. Россия
шведам почему-то не удается. Не
могут они понять, как с такими
территориальными ресурсами можно
вечно сидеть на задворках
цивилизации. Можно. А Victoria
— всего лишь игра. Поэтому каждая
лишняя клеточка — кирпичик в
монолитной стене экономически
богатой империи. Где происходит
дело, не так уж и важно.
На фоне иных экономических
ухищрений, цель которых —
растормошить игрока, это смотрится
довольно странно. Мне вообще
показалось очень необычным ходом,
скажем, изымание выручки от
экспорта путем сбора налогов с
населения. Такое нашим либералам и
не снилось. Не совсем понятно, при
чем тут население, если речь идет,
по сути, о тоталитарном государстве.
Как обычная ботва может
участвовать в распределении
доходов от экспорта — большая
загадка.
Механизм сбора налогов — грамота
на листе формата А4. Хорошо еще, что
добрые люди посчитали и поделились,
а то быть бы всем чертям в гипсе. Но
без этого никуда. Если доходы от
международной торговли приходится
собирать в виде налогов, нужно
разбираться.
Пули-дуры
Ну и ладно, Суворов не даст
соврать: тяжело в учении — легко в
бою. Намаявшись с точными
экономическими науками, можно
переходить к главному, без чего EU
следовало бы считать лишь
глобальной версией Capitalism,
— к войне.
Тут я был удивлен. В EU мне
нравилось понимание
разработчиками вопросов подлинной
стратегии. Полководца постоянно
одолевает множество задач, но одна
из них — наиболее важная. Как
снабжать армию? Снабжение в те
пещерные времена из-за слабости
коммуникаций происходило в
определенной степени за счет так
называемых местных ресурсов. Жрали,
в общем, что под руку попадется. Из-за
этого поход гигантской армии
длительное время не представлялся
возможным даже в теории. И в EU
дело обстояло именно так. Можно
было передвигаться по достаточно
широкому фронту, но для
генерального сражения приходилось
концентрировать силы (помните Наполеона:
двигаться — раздельно, атаковать —
вместе?). К тому же всегда
сохраняется риск, что разделенные
армии будут разбиты поодиночке (опять
вспоминаем Наполеона).
Иными словами, понятия линии
фронта до Первой Мировой войны как
такового не существовало. По
крайней мере, в стратегическом
масштабе. А в Victoria переход
от войны маневренной к войне
позиционной, когда развитие
стрелкового оружия поставило
тактическую мысль в тупик, ощутим.
Тут-то и появляется сплошной фронт
со всеми его преимуществами и
недостатками.
Возросший экономический
потенциал, развитые коммуникации —
все это позволяет вести войну, где
одновременно сражаются миллионы, а
не мобильные армии по 200-300 тысяч
человек. Victoria, будучи
настоящей стратегической игрой, в
состоянии дать почувствовать
разницу.
* * *
В итоге остаются самые
благоприятные впечатления. Правда,
с небольшой оговоркой: Victoria
— всего-навсего — проект класса «три
в одном». И трудность заключается
лишь в том, готовы ли вы платить за
блюдо, в котором вкусовые качества
всех компонентов уже знакомы.
680 Прочтений • [Рецензия на игру Victoria: An Empire Under the Sun] [21.04.2012] [Комментариев: 0]