Секрет быстрого выхода Colin McRae
Rally 04 на PC раскрыть очень
просто. CMR3,
которую с аппетитом съели
непривередливые «приставочники»,
не прижилась в наших краях. Я бы не
стал утверждать, что для Codemasters это
было смертельно. Заядлые фанаты CMR вряд ли бы
дружно скончались от сердечных
приступов, — игра оказалась слишком
красивой, да и деньги уже были
уплачены.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 2.4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2.4 Гб на винчестере руль/педали
Но шила в мешке не утаишь. CMR3
— игра неудачная, хотя мы обошлись с
ней очень бережно. И не только мы.
Могло ведь быть намного хуже.
Видимо, запах жареного дошел-таки
до офиса Codemasters. От CMR4 я,
положа руку на сердце, хотел только
одного: черт с ним, с чемпионатом,
пусть сделают физику, как в CMR2 (при такой-то
графике), и все. Но желать такого,
наверное, поздно, паровой молот
революции уже запущен, совать под
него пальцы не рекомендуется.
У меня есть две новости: хорошая и
плохая. По традиции начну с плохой.
Плохая новость
Главная составляющая раллийного
симулятора — физическая модель. Ее
состояние в CMR4 не вызывает
противоречивых и спорных чувств.
Тут мнения как никогда едины — очень
средне. Однако даже для той части
аудитории, для которой раллийные
дела — не праздный интерес, разговор
на этом не заканчивается. Подождите
делать выводы.
Вот завсегдатаи онлайновых
чемпионатов, довольно популярных
не только на Западе, но и у нас,
наверняка пострадают. Впрочем,
старина CMR2 еще может в
полной мере удовлетворять запросы,
ограниченные исключительно
достойной физикой.
Матчасть
Чтобы не быть голословным,
затрону тему подробнее; к этому,
кстати, располагает выбор
автомобилей из трех классов: WRC (класс
— А8), Super 1600 (он же — JWRC) и культовая
группа Б, блиставшая в 80-х. Для серии
CMR выбор из трех классов —
настоящее достижение, если не
считать какие-то обрубки в первой и
третьей части, где на «суперах»
можно было ездить в одном зачете с А8
и даже набирать какие-то очки.
Расстановка сил в CMR4 очень
полезна для исследователя, так как
позволяет оценить уровень мышления
разработчиков на основе анализа
физики автомобилей определенной
компоновки и привода.
Самый младший класс (Super 1600) —
переднеприводные болиды без
турбины, моторы которых, впрочем,
развивают внушительные 200 л.с. (кстати,
в этом классе недавно дебютировала
наша «двенадцатая»; ее можно
увидеть на многочисленных
московских выставках).
А8 — вершина спортивного
автомобилестроения. По сложности
конструкции болиды WRC могут
поспорить и с «Формулой-1», а уж
по электронике они ее давно
превзошли. 300-сильный мотор,
работающий в паре с
шестиступенчатой секвентальной
коробкой передач, разгоняет болид
массой около 1300 кг до «сотни»
меньше чем за 4 секунды! И это притом,
что мощность принудительно
ограничена электроникой. (О чем,
похоже, в Codemasters не осведомлены —
авторы присваивают болидам разные
значения мощности, от 310 до 315 сил,
считая, наверное, что так маленьким
поклонникам серии будет понятнее,
почему в реальном чемпионате одна
машина едет быстрее другой. Спешу
разочаровать: за такие фокусы FIA
мгновенно дисквалифицирует
команду-нарушителя. История с Toyota
не даст соврать.)
Наконец, группа Б — легендарный
класс, где царила полная
техническая анархия. Не
дотягивающий и до двух литров,
двигатель Lancia Delta S4 выдавал
фантастические 480 сил! После успеха
Audi Quattro наступила эра полного
привода, к которому до этого
относились, как к дорогой и
неэффективной затее; Peugeot 205 Turbo 16
стал крестным отцом целого
семейства «заряженных»
гражданских Peugeot, до сих пор
пользующихся в мире огромной
популярностью. Но главное для нас —
не исторические реалии;
большинство автомобилей группы Б
обладали среднемоторной
компоновкой. С точки зрения
движения автомобиля — существенное
отличие от переднемоторной и
заднемоторной.
Полигон
Подозрения, что все здесь не так,
как у людей, появляются в меню
выбора авто. Про фокусы с мощностью
в группе А8 я уже говорил; в группе Б
проблем намного больше.
Мило смотрятся заявленные 550
лошадиных сил для Audi Quattro. Господа,
вы в своем уме? Не понимаю, на чье
воображение можно повлиять таким
образом. Меня подобные «факты»
только смешат, поскольку они сильно
расходятся с действительностью.
Как было отмечено ранее, мотор в
болидах группы Б стоял за креслами
пилота и штурмана (исключение — Audi
Quattro, у которой мотор располагался,
как и у гражданской машины, под
капотом). Хотелось бы отметить, что
это дает возможность посмотреть на
графический движок игры: сквозь
прозрачный пластиковый козырек
видно, как бьется раскаленное
стальное сердце.
Такая компоновка, прежде всего,
позволяет получить идеальную
развесовку по осям. Среднемоторный
автомобиль не стремится в повороте
«наружу», а зад не спешит
обогнать перед (о чем вам
непременно расскажет любой
владелец классического
заднемоторного Porsche). Кроме того,
доступ к двигателю максимально
облегчен, что, впрочем, для нас
принципиального значения не имеет.
Можно сказать, в игре все эти
нюансы вообще никак не реализованы.
Поворачиваемость в зависимости от
привода и расположения мотора не
меняется. Когда речь идет о попытке
«облизать» поворот, она во всех
перечисленных случаях компоновки
практически отсутствует, и
переходит в избыточную, если
возникает необходимость «помести
хвостом».
За группу Б мы все равно должны
сказать авторам спасибо. Только эти,
упакованные в гигантские
аэродинамические обвесы,
автомобили способны показать
некоторое подобие динамики. Но все
познается в сравнении. Если вам еще
не приходилось управлять монстром
из группы Б в Rally Trophy,
настоятельно рекомендую это
сделать; уверяю, сомнений в том, что
продукт, выдаваемый Codemasters за
раллийный симулятор всех времен и
народов, — халтура, у вас не
останется. Если же возможности
сравнить нет, можно
довольствоваться тем, что
получилось.
Особенно хорошо это понимаешь,
оседлав болид группы Super 1600. Нет
никаких сомнений: прямой конкурент CMR4,
за вычетом устаревшей графики, — Rally Championship 2000 с
его тепловозной, лишенной каких-либо
инерциальных характеристик,
физикой. Болид не едет, а будто
совершает какие-то движения на
месте.
Наверное, разработчики пытались
наглядно представить, что такое
несчастные 200 л.с. и могучие 300-480.
Получилось очень убедительно, но
неестественно. У «суперов»,
конечно, по сравнению с WRC мощность
меньше на добрых сто сил, нет
турбины и полного привода, но масса
меньше почти на триста килограммов.
Поэтому, если брать сухие цифры
динамических характеристик,
отличия не столь существенны. В
ралли нередки случаи, когда экипажи
«суперов» попадают в первую
десятку абсолютного зачета, обходя
несколько экипажей WRC. Одним словом
— это весьма и весьма серьезные
автомобили. Только в Codemasters, судя по
всему, ралли не смотрят. На этот год
в JWRC заявлен один MG ZR и ни одного Golf
IV. И они занимают место успешно
выступающих Suzuki и Renault. Спасибо.
В любом случае, не все потеряно:
интересна, главным образом, группа
А8. Так уж сложилось исторически,
что она в CMR играет роль
первой скрипки. В четвертой части
это намеренно подчеркнуто: режим
«Expert» с продвинутой системой
повреждений и наиболее сильными
соперниками доступен только для
класса А8.
Но добавить что-нибудь
существенное к сказанному все
равно трудно. Такая же пассивность,
неестественность в движениях
прослеживается и в самом сложном
режиме игры. Оговорка тут только
одна: это не касается асфальта. Хотя
и тут все далеко не идеально.
Динамика нулевая, даже Швеция в
целом «быстрее», чем любой
асфальтовый этап; вызвать
адекватное скольжение на асфальте
по этой причине оказалось сложно.
Мне особенно понравилось
реактивное усилие на руле (которое
почему-то пропадает на мокром
покрытии). Честно сделано
аквапланирование: лужа в повороте —
настоящий сюрприз.
Вообще-то с рулем все могло быть
гораздо неприятнее. Не могу сказать,
что я недоволен так же, как и в
случае с физикой. Получилось
однозначно хуже, чем в CMR2,
но положительные стороны у
упрощения тоже есть — ездить легче.
Иногда заторможенные реакции
спасают. В остальном — видели и
получше.
Лаборатория
Сравнить систему настроек болида
с чем-либо серьезным тоже не
удается. Куда там до «наскаров»!
Даже сравнение с NASCAR
Thunder 2003 будет не в пользу CMR4.
Мы к этому привыкли, а разработчики
не собираются что-либо менять. У нас
отняли возможность варьировать
величину крутящего момента по осям,
зато разрешили настраивать
амортизаторы и жесткость
стабилизатора. Негусто. Более того,
толку от настроек немного. Я,
например, не вижу принципиальной
разницы между предлагаемым выбором
покрышек, а максимально жесткий
стабилизатор делает движение
вконец угловатым, что как-то не
вяжется с его назначением.
Такая же полумера — система
повреждений. Визуальная ее часть не
обсуждается, она выше всяких похвал.
Хотя для того, чтобы серьезно
разбить автомобиль, нужно быть
инвалидом, так как степень
повреждения зависит не от силы
удара, а от частоты, за исключением,
пожалуй, режима «Expert», где
просчет ведется более добросовестно.
Встреча с деревом на скорости 100
миль в час обернется для вас
неприятным отскоком в ближайшую
канаву. И только жесткий прессинг
лесного массива придаст болиду
нетрадиционный вид, а из-под капота
повалит беловатый дымок, при
некотором старании приобретающий
черную окраску. В конце концов,
мотор начнет глохнуть. Существует
также риск потерять колесо, но и без
него машина почему-то неплохо
управляется.
Ремонт особо не раздражает:
времени на это всегда хватает, а
список повреждаемых узлов невелик.
По сравнению с Network Q
RAC Rally Championship и Rally Championship 2000,
где разбитая машина была очень
серьезной проблемой, в CMR4
сама возможность что-то сломать
выглядит исключительно
декоративным элементом, призванным
развлекать аудиторию. И она, что
характерно, в большом восторге.
Я все-таки не удержусь и кину,
основательно размахнувшись, еще
один камень в огород разработчиков.
Зачем было делать Peugeot 206 WRC бонусным
автомобилем, если его карьера в
группе А8 окончена? Почему Lancer
седьмой эволюции? Почему нет Skoda Fabia
WRC? Да, могли возникнуть некоторые
трудности с лицензиями, но целая
куча мусора, которая лежит в
отделении с бонусами, отняла,
наверное, куда больше сил и времени.
Жаль.
На этом о грустном закончим.
Теперь хорошие новости.
На сладкое
Впервые за много лет появился
нормальный чемпионат. С личным и
заводским зачетом. Фанаты ралли,
несомненно, должны клюнуть, даже
если физика для них — самое главное.
Почему нельзя было сделать это
раньше, я не знаю; возможно, Codemasters
сомневалась в необходимости такого
шага.
Разумеется, никаких реальных имен
в турнирной таблице вы не встретите
(МакРэя пересадили на «Ситроен»
— уже хорошо!), но подарок все равно
королевский. Теперь, чтобы продвигаться
по чемпионату, и в призовой группе
приезжать необязательно. Можете
вообще не набирать очки.
Исключением, пожалуй, является лишь
высший уровень сложности, но и там
формулировка, объясняющая причину
исключения из чемпионата, приобрела
цивилизованные черты —
профнепригодность. Правда, это мне
кажется очень странным, так как
контракт с пилотом заключается
либо на весь сезон, либо на
определенное количество гонок, и
демонстрируемые результаты на его
исполнении никак не сказываются.
Да, можно было бы сказать, что CMR4
— полноценный раллийный симулятор.
Но тут, видимо, вмешался
маркетинговый отдел. Где у нас игры
лучше продаются? В США? Отлично,
включим этот этап в игру! А меж тем
из календаря исчезли Франция и
Италия — целых два асфальтовых
этапа! Нет Кипра, Турции, Мексики,
Аргентины и Новой Зеландии.
Переживем, конечно, но в игре
чересчур много лишнего. И сделано
это в ущерб содержанию. Впрочем, тут
я обещал не ругаться…
Не менее привлекательной
оказалась и графика. Для симулятора
она, несмотря на консольное прошлое,
поистине роскошна, и скриншоты эту
роскошь передать не в состоянии —
нужно видеть своими глазами.
Несколько комично смотрятся только
сами автомобили, какие-то
приплюснутые и толстые, но их облик
проработан до мелочей. Даже
брызговики, очень натурально
болтающиеся на ходу, теперь есть у
всех. Анимации, кстати, намного
больше. Я уж не говорю про пилотов,
которым достались многочисленные
дифирамбы. Великолепны деревья;
трава, удостоившаяся отдельной
прорисовки (чем раньше могли
похвастаться только трехмерные RTS и
тактические шутеры), и оторванные
полосатые ленты колышутся на ветру;
зрители вдруг стали настоящими.
Когда смотришь повтор, сердце
радуется. Жаль только, что исчезли
облака пыли, висевшие над трассой в CMR3,
хотя их и заменил неподражаемый
туман, окутывающий греческие допы. CMR4
позволит игрокам, принявшим на
вооружение DX9-совместимые 3D-ускорители,
гордиться своим приобретением. Не
будут разочарованы и владельцы
дорогих звуковых карт: на Audigy 2 звук
такой, что мурашки бегут по коже.
Настоящее технологическое
пиршество.
* * *
Для снисходительного отношения к
игре хороших новостей достаточно.
Если не придираться к работе Codemasters
в надежде, что из-под ее крыла
выйдет НАСТОЯЩИЙ симулятор ралли, Colin
McRae Rally 04 можно считать
произведением искусства. Однако
для ценителей жанра оно совершенно
бесполезно.
1318 Прочтений • [Рецензия на игру Colin McRae Rally 04] [21.04.2012] [Комментариев: 0]