Перед нами хит, господа. Или, если
хотите, блокбастер. Причем от такой
связки «разработчик-издатель»,
что поверить в подобное невозможно.
DreamCatcher никогда не издавала шутеры
от первого лица, а поляки никогда не
делали игр, которые могли бы
вырваться за границы определения
«просто хорошая». Но —
произошло. Смогли. Heaven's Got a Hitman. Gamers Got
a Painkiller. Лучший «мясной»,
тупой, кровавый, прямолинейный
шутер со времен Doom.
Сэм? Вы серьезно?
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 384 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1.2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Амбиции сотрудников студии People Can
Fly обозначены в ее названии. Авторы PK,
в свое время потрудившиеся над Gorky
17, RoboRumble
и рядом других проектов, без тени
смущения заявляли в десятках
интервью о своем намерении позаимствовать
все самое вкусное из Doom и Quake — лучших
шутеров id Software. Поляки выполнили
обещание, обскакав хорватов по всем
параметрам. Дух тех самых времен
вернулся.
Knocking on heaven's door
Эксклюзивное видео
Дэниел Гарнер по-дурацки застрял
между Раем и Адом, угодив вместе с
женой в автокатастрофу. Увы,
попасть вслед за своей супругой в
парадиз ему не удалось — помешали
какие-то незаконченные дела.
Посланник Света Самаэль встретил
Гарнера и поручил ему вполне
простое задание — не дать силам зла
в лице четырех Генералов во главе с
самим Люцифером сотворить нечто
ужасное. После выполнения миссии
герой сможет воссоединиться с
супругой и жить счастливо до никогда
не наступающего конца мира.
Подобный сюжет мы уже видели в
третьесортном TPS-боевичке Archangel, но, к
счастью, на этом сходство
заканчивается.
Сюжет в Painkiller подается
строго дозированными порциями, в
виде плохо отрендеренных
видеовставок между главами, коих
тут, по числу Главных Супостатов,
ровно пять. Вы можете свободно
пропускать все ролики, ибо полезной
для прохождения информации они не
несут, да и сделаны явно «для
галочки». Между уровнями вообще
никакой интриги не наблюдается, так
что забудьте о сценарии, словно его
никогда и не было.
Blood simple
24 уровня доверху наполнены
кровищей и жестокостью. Вы не
найдете в Painkiller «чернухи»
Postal, но
сможете всласть полюбоваться на
забрызганные кукурузным сиропом
стены и рассмотреть останки,
которыми будут завалены особенно
«мясные» уровни. А если
наберете в консоли волшебные слова
PKKEEPBODIES и PKKEEPDECALS, то при
соответствующей мощности вашего
компьютера почувствуете, каково
ходить по чавкающему от крови полю
битвы.
Здесь нет психоделических тварей
а-ля KISS: Psycho Circus
и примитивных врагов в духе Serious Sam. Облик
жителей Ада и его предместий
укладывается в общепринятые рамки
готических романов и примкнувших к
ним трэш-«ужастиков» —
вооруженные топорами монахи-культисты;
сардаукары, размахивающие мечами;
ниндзя, плюющиеся бумажными
шариками; милые собачки, парящие в
огненном вихре, и еще пара дюжин
подобных типчиков. Особое блюдо —
хитрые скелеты, прикрывающие свои
хрупкие косточки тушками младших
«собратьев». Выглядят отменно,
затекстурированы на пять, мозгами,
как и положено, обделены. То бишь
двигаются обычно строго по прямой,
иногда включая крошечный ИИ и
отбегая с линии огня. Впрочем,
недалеко.
Процесс прохождения прост до
неприличия и напоминает, не к ночи
будь помянуты, Devil May Cry и Chaos Legion. Зашли
в комнату (будем называть так некое
пространство, ограниченное стенами
или дверьми), замучили до смерти три
десятка уродцев — открыли двери в
другие «комнаты» —
проследовали по «рельсам»
дальше.
Казалось бы, примитивней некуда,
но «мясо» и физика творят
чудеса. Убиение гадливых скопищ
полигонов поставлено в Painkiller
на широкую ногу — тряпичная модель
кукол, как и вся прочая физика от Havok
2.0, «прикручена» к игре
мастерски, да так, что Max
Payne 2 и DMH
могут только позавидовать. О
коломете, осиновые поленья из
которого прикалывают к стенам
зомбиков и прочую нечисть не хуже
булавок маньяка-энтомолога, не
рассказали в своих рецензиях
только ленивые.
Но не колом единым. Остальные виды
оружия (общим числом пять)
действуют не хуже — отбрасывают,
раскалывают, разрывают в клочья.
Массовая резня превращается в
пиршество ньютоновой механики,
когда трупы один за другим
разлетаются в стороны, картинно
размахивая конечностями и
правильно «реагируя» на
препятствия. Кроме врагов, под
раздачу попадают предметы
окружающей обстановки — «случайные»
стенки не разлетаются (чай, не Geo-Mod),
но вазоны, сундуки и прочий хлам
вполне адекватно реагируют на
пальбу.
Вы огорчились, узнав о скромном
арсенале? А зря. Ибо каждая «пушка»
обладает альтернативным режимом
стрельбы, и почти каждая — комбо.
Граната, выпущенная из-под коломета,
при должном умении может
насадиться на выпущенный секундой
позже кол и превратиться в
средневековый аналог ракеты.
Крутящаяся бензопила «единички»,
совмещенная с альтернативным
выстрелом, отправляется в
путешествие по прямой, превращая в
ошметки хилых тварей (см. наш
эксклюзивный ролик). Сочетание
молние- и сюрикеномета
выстреливает липкой и мощной
светящейся субстанцией, способной
практически мгновенно убивать
мощных врагов. Классический
дробовик при поддержке «замораживателя»
очень помогает во время нападений
«крупняка». Оружие
переключается мгновенно, открывая
тем самым простор для
издевательств над живыми и
мертвыми врагами. Ракету под ноги,
после чего пришпилить летящее тело
к потолку — один из множества
местных трюков.
Количество врагов на уровне
всегда строго ограничено. И уж если
вы обнаружили за спиной толпу
мутантов в противогазах, знайте —
так и задумано, рано или поздно поток назойливых «триффидов»
иссякнет. Во всяком случае, до
следующего чекпойнта, кои тут
разбросаны повсеместно и на 99%
заменяют функцию «сейвов» (она,
впрочем, присутствует во всех
приличных комбинациях, включая как
«Quick Save», так и неторопливый
«Quick Load»). Проблема «последнего
алиена» решена дьявольски просто
— в верхней части экрана находится
компас, который указывает игроку на
следующую цель: недобитого монстра
или чекпойнт. Есть даже альтиметр,
указывающий, куда бежать дальше —
вверх или вниз. Очень удобно.
Need for eat
При убиении монстров из них через
несколько секунд вываливаются души
— «сферы», которые в PK
заменяют аптечки, а также являются
единственным способом получения
кайфа под названием «Demon Morph
Mode». Если вы достаточно
расторопны и собираете любые, даже
самые завалящие душонки, то при
достижении заветного числа «66
souls» автоматически превращаетесь
в демона. Мир теряет краски,
наступают сумерки, и неуязвимый
Дэниэл легкими кликами мышки рвет
на куски защитников Ада. При этом
расстояние и сила монстров
значения не играют. Умирают все!
Жаль только, длится эта эйфория
недолго.
С особой любовью хочется пройтись
по мини- и просто боссам. Если
первые — просто слегка откормленные
версии обычных тварей, то Большие
Боссы — это действительно БОЛЬШИЕ
БОССЫ. Махины высотой с
десятиэтажный дом шустро двигаются
и причиняют хлопоты игрокам, пока
те не найдут ахиллесову пяту.
Каждый из четырех Генералов
уникален как по внешнему виду, так и
по манере сопротивления; расправа
над этими красавцами — истинный
праздник для старого борца с
нечистью. Только Люцифер портит
общую картину, несмотря на хорошую
задумку процедуры его уничтожения.
Скриншоты не передают и десятой
доли шарма этих милых персонажей.
Поверьте, ЭТО лучше увидеть живьем.
Wishing I was there
Дизайн карт в Painkiller
бесподобен. Вот тут-то и
пригодилось авторам отсутствие
жестких сюжетных рамок. Гарнер
скачет из прошлого в будущее, из
будущего — в средневековые антуражи,
а вместе с ним меняются и уровни, в
создание которых поляки вложили
душу и сердце. За исключением пары
не совсем удачных образцов, каждая
карта радует глаз не только
качеством и разрешением текстур, но также общей продуманностью и
детализацией. PK стоит
пройти хотя бы ради финального
уровня «Hell», даже если игровой
процесс вам противен — увидите, с
КАКОЙ фантазией стоит подходить к
созданию локаций.
Движок собственного изготовления
успешно масштабируется и позволяет
выдавать хорошую картинку на
слабых компьютерах с «дохлыми»
GeForce MX и великолепную — на более
приличных. Шейдеры, пусть и
использованы в терапевтических
дозах, свою работу над волнами на
воде выполняют исправно.
Hard rock ambient
Все, что слышит игрок в PK,
выполнено на твердую четверку с
плюсом. Почему так? Проблема
кроется в боевой музыке. Лязг и
грохот оружия, вопли монстров,
эмбиентный шум на всех уровнях
превосходны, но стоит лишь
завязаться потасовке (а они тут на
каждом углу), как в дело вступает
монотонный, немелодичный,
однообразный «металл». Вашему
покорному слуге даже под пытками не
удастся воспроизвести по памяти
хотя бы один из таких треков. Зато
все остальное не вызывает
нареканий. Отличное
позиционирование саунда в
пространстве и атмосферные
звуковые эффекты помогают вжиться
в мир игры на короткие минуты
затишья. Побывайте разочек в
«Asylum» или на уровне «Hell» —
проникнетесь. С другой стороны,
хардроковые композиции и не портят
настроения, просто они слишком уж
простенькие. Но в ритме держат.
Tarotiny
Заботу о повышении replayability игры
взяли на себя так называемые «карты
Черного Таро». Суть в следующем:
на каждом уровне вам предлагается
выполнить специальное условие.
Например, пройти этап, не собирая
души. Или наоборот, собрав ВСЕ души
убитых врагов. Или не использовать
броню. Или убивать только кольями.
Наградой за усидчивость станет
золотая или серебряная карта Таро,
дающая некий бонус: увеличенное
здоровье, замедление времени (в 2, 4
или 8 раз), усиленные повреждения,
возможность собирать души издалека
и т. д.
Перед началом следующего уровня
вы можете, заплатив за карты
трудовой монетой (деньги выпадают
из трупов и сундуков, а также
спрятаны в потайных уголках под
видом драгоценностей), вставить ее
в свою «руку» из «колоды».
Серебряные карты (одновременно не
более двух) действуют на протяжении
всего уровня. Золотые (уже три штуки)
активируются строго по вашему
приказу один раз за уровень. Правда,
работают они недолго и только все
сразу, т.е. нет никакой возможности
задействовать их одну за другой.
Впрочем, для борьбы с теми же
Боссами такие комбо даже лучше. «Буллет-тайм»,
«озверин» и улучшенная защита
от укусов — мечта настоящего
пейнкиллера!
Всего в игре 24 карты, ровно по
числу уровней. Правда, чтобы
открыть уровень сложности
«Trauma» (именно там доступна
альтернативная игровая концовка),
необходимо собрать 23, а это
возможно только при прохождении
игры на «Nightmare» (в остальных
случаях некоторые территории
заблокированы). Так что если вы не
желаете терзать игру лишний раз,
начинайте именно с «Кошмара».
Правда, из-за
своей относительной
медлительности (самое время
вспомнить бешеных камикадзе из Serious
Sam с их шахидскими воплями) особого страха монстры на
вас не нагонят.
Unnecessary thingy
Мультиплеер в Painkiller
делался если и не на скорую руку, то
уж точно в свободное от шлифовки
«сингла» время. Ограниченное
количество крохотных, явно
дуэльных по сути карт по сравнению
с UT 2004
смотрится вяло.
Многопользовательскую часть не
спасают ни забавные режимы
«Voosh» (все игроки бегают с одним
и тем же видом оружия, которое
периодически меняется) и «People Can
Fly» (убивать соперников можно
только в тот момент, когда они
находятся в воздухе), ни по-аркадному
моментальная смена оружия, ни
привычные со времен Quake
рокет-джампы. Слишком скромно по
меркам 2004 года. Впрочем, до выхода
локализованной версии от «Акеллы»
большинству российских игроков Painmultikiller
не грозит вовсе, ибо «левые»
релизы соединяться с фирменными
серверами все равно не будут. Так
что… back to UT, mainstream!
Keep on killing
В целом стабильная игра иногда
ведет себя странно — то компас вдруг
перестает работать как надо, то «забывает»
сработать какой-нибудь скрипт, не
позволяющий пройти игру дальше.
Особенно это касается уровня «Old
Monastery», вопросы о «затыке» на
котором поднимаются чуть ли не в
каждой посвященной PK теме
в мировых форумах. Обычно проблема решается откатом на
несколько «чекпойнтов» назад,
максимум — перезапуском уровня.
Мелочь, но если не знать о решении,
весьма неприятная.
К типично субъективным
недостаткам можно отнести
некоторую монотонность игрового
процесса. Нет, игру не хочется
бросить на середине, но… я не
рекомендую людям с тонкой душевной
организацией проходить за вечер
более одного эпизода, иначе
впечатления смажутся. Свою лепту
вносит и отсутствие мотивации. Пары
строчек сопроводительного текста
на уровень вполне бы хватило.
Хотелось бы увидеть официальную
поддержку модов и редактор (впрочем,
согласно данным разведки, он
появится после выхода патча v1.1). А
еще… всё. В общем, всё.
Если вы не любите тупые «мясные»
шутеры, то все равно будете
плеваться от PK, каким бы
прекрасным в своем окружении он ни
был. Но эта игра — подлинный шедевр в
своем жанре. Сэмы, Уиллы
и прочее старье переходного
периода мирно спят в пыльном углу. И
не факт, что хорваты смогут сделать
свой Serious Sam 2
лучше. Хотя… время покажет. DIXI.
941 Прочтений • [Рецензия на игру Painkiller] [21.04.2012] [Комментариев: 0]