…Зинедин Зидан своим
фирменным финтом уходит от двух
защитников сборной Англии,
обманывает ложным замахом третьего
и выдаёт остроумный пас на Тьерри
Анри. Тот, элегантно прокинув мяч
между ног у Эшли Коула, входит в
штрафную и мягкой подсечкой
отправляет мяч на дальний угол
вратарской, где Давид Трезеге,
положив корпус, сходу вколачивает
его под перекладину. UEFA Euro 2004.
Теперь не только на телеэкранах.
Исправляя ошибки
Системные требования
Pentium III/Athlon 800 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Подход EA Sports к изготовлению
футбольных симуляторов (ставший
уже притчей во языцех) всегда
напоминал мне рисунок игры
футбольного клуба «Милан»: в
обоих случаях чётко виден чисто
математический подход — добиться
как можно большего, сведя затраты к
минимуму. Ежегодно (ну, или почти
ежегодно) нам продают старую версию
FIFA под видом новой. Игроки
всё это дело ругают, но исправно
отдают деньги за коробку с игрой.
Тем временем боссы EA подсчитывают
прибыль: минимальная стоимость
разработки (хотя как называть
разработкой внесение пары
изменений в.ini-файл и обновление
формы и составов команд?) при
гарантированных продажах — что
может быть выгоднее? Пожалуй,
только торговля наркотиками или
оружием… Баланс несколько
пошатнулся лишь с выходом Pro Evolution Soccer 3,
расколовшей любителей
компьютерного футбола на две
враждующих группировки, до одури
спорящих на форумах и в гостевых
книгах о том, что же всё-таки «круче»
— FIFA или PES. Хотя
сравнивать эти игры, по меньшей
мере, глупо — они принадлежат к двум
разным жанрам, у каждого из которых
своя специфика, задачи и аудитория.
Мы же не будем зря сотрясать
воздух, а сразу расставим все точки
над «i». UEFA Euro 2004 (далее
Euro 2004) — это «пропатченная» FIFA Soccer 2004,
выпущенная аккурат за месяц до
начала главного футбольного
турнира года. Все нововведения
укладываются в 40-мегабайтную
модификацию, которую вполне мог бы
сделать Ариэль Сантарелли (более
известный как Производитель),
главный поставщик патчей для FIFA
в мире. На этом я бы с чистой
совестью закончил описание игры, но,
боюсь, главный редактор не оценит
моего благородного порыва…
Онопко и колобок
В Euro 2004 присутствует
больше полусотни команд,
принимавших участие в групповом
этапе отбора на Евро-2004 (куда там PES
с исковерканными фамилиями игроков
и названиями клубов, когда у EA Sports
есть толстая и дорогая лицензия на
всё и вся). Таким образом,
возможность выиграть Евро-2004
появилась даже у футбольных
карликов вроде Люксембурга, Сан-Марино
или Уэльса. Что касается составов
команд, то в EA Sports сделали, пожалуй,
самый умный ход: разработчики
просто включили в список игроков
сборной всех футболистов (примерно
40 человек), заявленных на участие в
матчах отборочного этапа; другой
вопрос, как это было реализовано.
Рассмотрим, например, сборную
России. В ней есть всего три игрока с
проработанной внешностью (Онопко, Мостовой и Кержаков),
остальных можно узнать только по
фамилиям на футболках.
Характеристики наших футболистов и
вовсе занижены: у Онопко,
лучшего центрального защитника
российской команды, 64, у Овчинникова
— 67, у Каряки — 61… За державу
обидно. Самые высокие показатели
почему-то у игроков питерского «Зенита»,
что мгновенно породило множество
домыслов у российской футбольной
общественности, точнее, той её
части, которая увлекается
компьютерными симуляторами
футбола («Мешки опять всё купили!»).
Но больше всего меня поразил Вадим
Евсеев: overall skill у него равен 37, т.е.
примерно соответствует уровню игры
безногого инвалида. Поговаривают,
здесь не обошлось без футбольной
ассоциации Уэльса и Райана Гиггза
лично. Впрочем, выглядят эти слухи
настолько неправдоподобно, что
дальнейшего рассмотрения не
заслуживают.
В ведущих сборных ситуация с
лицами обстоит куда лучше, но, опять
же, детальной внешностью наделены
лишь игроки основного состава, а
дублёры обходятся стандартными
типажами. Можно, конечно, ещё
придраться к тому, что Смертин с Игнашевичем почему-то стали
блондинами, в сборной Швеции нет Хенрика
Ларссона, а причёска Дэвида
Бекхэма не соответствует
действительности, но все это мелочи
по сравнению с тем, как в Euro 2004
представлена сборная Голландии.
Узнать футболистов невозможно, а
вместо фамилий у них стоят
порядковые номера, так что отличить Давидса от Зеедорфа, а ван
Нистелроя от Макая нельзя в
принципе. О запутанных отношениях
футбольного руководства этой
страны и EA Sports вы прекрасно знаете и
без меня, но… Всё-таки очень
неприятно видеть такое в
официальной игре Чемпионата Европы
по футболу.
Бей, Хохлов! Спасай Россию!
Пожалуй, самая заметная деталь в
геймплее — переработанная система
ударов. Помнится, в FIFA 2004 в
ворота залетало всё, что только
можно — игроки с видимой лёгкостью
клали мяч впритирку со штангой
практически с любого расстояния.
Вратари старались изо всех сил и
пытались сделать хоть что-нибудь,
но шансов отбить мяч у них было
очень мало. Реалистично? Нет.
Интересно? Не думаю… К счастью,
разработчики всё учли, и теперь
повтор с голом, забитым из-за
пределов штрафной, впору сохранять
на жестком диске и с гордостью
показывать друзьям. Сначала я
подумал, что во всём виноват
официальный мяч соревнований,
«Roteiro», на смещённый центр
тяжести и нестандартный вес
которого успели пожаловаться,
кажется, все футболисты, принимающие участие в Евро-2004:
он летит куда угодно — в небо, на
боковые трибуны, к угловому флажку,
но только не в ворота. Рефлексы,
выработанные полугодом игры в FIFA
2004, можно смело выкидывать на
помойку — с кнопкой удара теперь
следует обращаться как с любимой
девушкой: нежно и ласково. Но, к
счастью, EA Sports не впала в другую
крайность, и забить издалека не так
сложно, как кажется на первый
взгляд. Необходимо лишь немного
попрактиковаться; благо, в игре
есть встроенный режим тренировки,
такой же, как и в FIFA 2004 (кроме
того, есть возможность пробить
серию пенальти).
Также из новых игровых режимов
можно отметить «Fantasy mode», в
котором предлагается собрать «команду
мечты» из 16 лучших игроков Европы: Кан, Фигу, Зидан и Шевченко
против Буффона, Бекхэма, Недведа
и Анри — товарищеская встреча
двух команд в смешных цветастых
футболках с картой Европы на груди.
Эдакая благотворительная игра в
духе матча «Schumi's Friends vs. Figo's
Friends». В режиме «Home and away» мы
играем дома и в гостях;
победитель определяется по итогам
двух поединков. Особый интерес
представляет режим «Situation», в
котором можно воссоздать любую
игровую ситуацию — установить время,
прошедшее с начала игры, счёт,
количество жёлтых и красных
карточек и попробовать, например,
за 70 минут забить два гола России и
вывести-таки Уэльс в финальную
часть Евро-2004.
Приятно удивляет AI. Многие
возмущались поведением защитников
в FIFA 2004: мол, стоят стеной,
не дают войти в штрафную, а обвести
игрока обороны практически
невозможно. Теперь же уровень
сложности «Semi-Pro» в Euro 2004
примерно соответствует «World
Class» в FIFA 2004: компьютер
демонстрирует командную игру
высочайшего уровня, действует
слаженно, чётко, спокойно.
Соперники грамотно выбирают
позицию и перекрывают зоны, гася
атаку уже на подступах к штрафной.
Приходится изворачиваться — пасами
растаскивать оборону, идти в
обводку, подключать крайних
защитников, навешивать с флангов…
Тупо проломиться через центральную
зону не получится, необходимо
думать, искать варианты. В атаке же
AI и вовсе безупречен: каждая ошибка
сразу же наказывается, а рвущийся к
воротам Зидан смахивает на
скорый поезд. По крайней мере,
остановить его так же сложно.
Ещё один штрих в игровой механике
— система финтов. Тут авторы
вернулись к варианту из FIFA
Soccer 2003: сближаешься с
защитником, жмёшь клавишу, и игрок
выполняет заранее заготовленный
приём, который либо проходит, либо
нет, как повезёт. В Euro 2004
игроки научились прокидывать мяч
между ног у защитника, совершать
ложные замахи… Делать финты легко,
и они очень разнообразят игру. При
этом всегда есть выбор — пойти в
обводку или не рисковать, сыграв
попроще и понадёжнее. С одной
стороны, есть вероятность получить
контратаку, что при злобном AI и
отсутствии кнопки «Restart match»
зачастую фатально; с другой стороны,
если обыграть защитника, вариантов
развития атаки будет намного
больше.
Графика? Звук? Об этом можно
почитать в рецензии на FIFA 2004.
Изменений минимум: Euro 2004 —
это отшлифованная до блеска FIFA
2004, которая, в свою очередь,
является немного улучшенной FIFA
2003… Впрочем, разработчики не
поленились и добавили несколько
вариантов погодных условий (день,
закат, ночь, дождливая ночь и т. д.),
влияющих на физику мяча и игроков. И
стадионы здесь очень красивые.
Комментарии в исполнении Джона
Мотсона и Элли Маккойста
выполнены на традиционно высоком
уровне, но… Многие фразы успели
надоесть ещё во время игры в FIFA
2004, откуда ловкачи из EA Sports, не
мудрствуя лукаво, перетащили почти
все отрывки. Правда, иногда мастера
микрофона разражаются
пространными рассуждениями на
полминуты, но случается это крайне
редко.
Vive o 2004!
Осталось двоякое впечатление. Да,
в «новинку» от EA Sports все уже
поиграли, причём давно; ничего
особенного, кроме пары свежих
режимов, в UEFA Euro 2004 нет. Однако мы имеем дело с качественным проектом, за которым
не стыдно скоротать пару вечеров,
да и других игр по Чемпионату
Европы 2004 вроде бы не ожидается.
Решать вам.
1004 Прочтений • [Рецензия на игру UEFA Euro 2004] [21.04.2012] [Комментариев: 0]