Портированные консольные шутеры
уже давно окопались в эшелоне
продуктов второй свежести.
Протухшие идеи, непростительные
ошибки в ходе переноса на «персоналки»
и устаревшая графика год за годом
мутным потоком льются на экраны
мониторов. Крупные издательства, не
желающие тратить деньги на
разработку разных версий одной и
той же игры, адаптированной под
всевозможные платформы, всё чаще
объединяют релизы для PC, PS2 и Xbox,
порождая уродливых
мутантов.
Все любят Вьетнам
Системные требования
Pentium III 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 2.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2.5 Гб на винчестере
ShellShock: Nam '67 — типичный
экспонат приставочного зверинца от
малоизвестной голландской
фирмочки Guerrilla Games. Впрочем, в
консольных краях товарищи
пользуются определенной славой — на Е3 '2004 западная пресса облобызала с ног до головы их футуристический шутер Killzone.
Не успела публика пресытиться
отстрелом фашистов, как все — от EA до
трижды проклятой ValuSoft — стали
лепить из самой позорной военной
кампании США лихую «стрелялку».
Затоптанных в корягу сынов
Лотарингии сменили дистрофичные
вьетконговцы в соломенных шляпах.
Guerrilla и Eidos пришли на праздник в
числе последних, но смело взялись
за работу, ибо держали в рукавах
сразу два козыря.
Во-первых, владельцев PS2 и Xbox еще
не тошнит от упоминания Юго-Восточной
Азии. Во-вторых, к участию в «спектакле»
был привлечен призрак исторической
достоверности. «Шокирующие
подробности кровавой войны! Только
у нас! Завидуй, Оливер Стоун!»
— кричали PR-глашатаи Eidos на каждом
углу, помахивая скриншотами
объектов, отдаленно напоминающих
джунгли.
Тяжелые будни
Разумеется, козырь с правдой-маткой
про Вьетнам на поверку оказался
обычной гримасой маркетинга.
Плохой геймплей и корявую графику
лучше всего подавать со
скандальной подливкой — так, по
крайней мере, есть шанс заработать
денег на людском любопытстве.
А ужасов тут и впрямь навалом.
Правда, относятся они к самой игре. ShellShock
беззастенчиво копирует структуру
миссий Vietcong,
чередуя 11 вылазок в тропические
чащобы с прогулками по родной базе.
Личности персонажей, включая
главного героя, никакого значения
не имеют, равно как и наспех
придуманная история о борьбе со
злобным партизанским боссом по
кличке «Кинг-Конг».
Бег и лихорадочная стрельба по
безмозглым «чарли» —
единственный пункт нашей программы
визита. Даже «стелс» проще
одолеть грубой силой. Попытки
прицелиться усложняет неудобное
управление — игра реагирует на
поползновения мыши с ощутимой
задержкой, а камера норовит
приземлиться на загривок игроку и
резко меняет поле обзора при
переходе с улицы в закрытое
помещение. Благодаря этому
финальная миссия, большая часть
которой проходит во вьетконговских
тоннелях, превращается в форменный
ад. Нормальное сохранение, конечно
же, не подвезли — довольствуйтесь
«чекпойнтами».
Время от времени нас развлекают.
Чу! На экране появился огромный
оранжевый череп с костями и
подписью «Booby Trap». Пора играть в
сапера — снятие гранат на растяжках
выполнено в виде глупой мини-игры,
тренирующей безусловный рефлекс.
Другие виды ловушек придется
обходить стороной либо
преодолевать ползком. Перепрыгнуть
гиблое место нельзя, поскольку
навыка «jump» наш боец лишен
напрочь. И правильно — вдруг
заберется в непредусмотренный
разработчиками уголок? Пусть
носится вместе со скриптовыми
напарниками по тесным коридорчикам
из непроходимых камней и деревьев!
К слову, тоннели слабо напоминают
узкие кроличьи норы, которыми нас
потчевали чешские умельцы. В
здешние лабиринты, генерирующие
бесконечные толпы бешеных партизан,
спокойно проехал бы «Запорожец».
Обезвреживание происходит
следующим образом: с улюлюканьем
вбегаем в просторные чертоги,
прорываемся в Самую Большую
Комнату и устанавливаем заряд
взрывчатки. Спустя 4 секунды «респаун»
прекращается раз и навсегда. Ох уж
этот суровый реализм!
Желтый туман
Масштаб карт — просто
микроскопический. Вьетнам от Guerrilla
Games мало чем похож на реально
существующую страну. Помните
захватывающую панораму,
открывавшуюся с холмов в первой
миссии Vietcong? О таком
уровне детализации и глубине
рендеринга ShellShock может
только мечтать. Местные джунгли,
опрысканные, судя по всему, особо
ядреным дефолиантом, уже через
десять шагов теряются в желтом
мареве плотной дымки.
Качество моделей деревьев и
прочих объектов меняется буквально
на глазах (говоря народным языком,
их сильно «колбасит»), а все
виды растительности можно
пересчитать по пальцам одной руки. Battlefield Vietnam,
которую давно пора переименовать в
«Битву за Нечерноземье», по
сравнению с Nam '67 выглядит
образцом реалистичности.
Лишь иногда ShellShock
выходит из комы, чтобы показать
красивый кадр вроде зарослей
бамбука на фоне алого диска
предзакатного солнца или тумана,
укутавшего долину Бан-Чери, но
затем очень быстро вновь
погружается в приправленное «нойзом»
уныние.
Вечеринка с «колесами»
Обещанная в пресс-релизах «чернуха»
демонстрируется уже в стартовой миссии.
От одного взгляда на «ватную»
анимацию и примитивные модельки
персонажей становится не по
себе. Размытые текстуры,
символизирующие кровь, вызывают не
столько отвращение, сколько
жалость к художникам, вынужденным
прогибаться под астеничный движок.
Физика и баллистика отсутствуют.
Вместо хруста костей и «тряпочных»
смертей нам предлагают поверить,
будто пуля из М14 отрывает жертве
руки, ноги и голову. По замыслу
авторов, дальнейший столбняк
должен наступить от частого
употребления героями слова
«fuck» и возможности обменять
снятые с трупов трофеи на декседрин,
темазепам, открытки с
американскими красотками и
посещения военно-полевого борделя.
Порой мы оказываемся свидетелями
жестоких сцен, утянутых
разработчиками у Стоуна с Копполой,
однако они не пробуждают и десятой
доли тех чувств, что возникают во
время просмотра «Взвода» или
«Апокалипсиса сегодня».
Пререндеренные ролики угнетают
не меньше. Помимо дурной постановки,
они отличились некорректным
форматом изображения —
широкоэкранная картинка
бесцеремонно растягивается в
пропорции 4:3. Куда смотрели бета-тестеры,
непонятно.
No Shock
Вот так всегда: обещали
исторически достоверный,
захватывающий шутер, а получилась
технически отсталая проконсольная
аркада, которую не стоит трогать
даже десятиметровой палкой.
Хочется сильных впечатлений?
Запустите Vietcong, а лучше — возьмите в видеопрокате вышеупомянутые киноленты. Позарез
необходим шок? Посмотрите
документальный фильм с кадрами
исторической хроники. ShellShock
не в состоянии предложить вам ни то,
ни другое.
P.S. Радует лишь музыка,
играющая в ретрансляторе на
территории базы. Впрочем, эти песни
нельзя считать заслугой разработчиков.
1413 Прочтений • [Рецензия на игру ShellShock: Nam '67] [21.04.2012] [Комментариев: 0]