Рецензия на игру Вий: История, рассказанная заново
Вий — есть колоссальное
создание простонародного
воображения.
Таким именем называется у
малороссиян начальник гномов,
у которого веки на глазах идут до
самой земли.
Н.В. Гоголь
Вийяние времени
«Horror» — пожалуй, одно из тех
направлений, на которые прогресс
влияет крайне отрицательно.
Сошедшие с пожелтевших страниц
сюжеты, некогда бравшие за горло
одним тоном повествования, со
временем выродились в дешевые
кинопостановки, грубые музыкальные
течения и островки виртуальной
реальности, а затем выбрались из
подполья и стали частью
масскультуры.
Системные требования
Pentium III 700 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 1.6 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.4 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1.6 Гб на винчестере
Последний писк моды — т.н. «фильмы
ужасов», напичканные
компьютерной графикой и не
способные навредить даже
эпилептикам и беременным женщинам.
А ведь как все начиналось…
Поющие в темноте
1809 год подарил свету сразу двух
гениев, впоследствии давших мощный
толчок развитию мистической
литературы: американского писателя
и поэта Эдгара Аллана По и…
нашего соотечественника Николая
Васильевича Гоголя. Да простят
меня дорогие читатели, но иначе как
классиком русского «хоррора» Гоголя
не назовешь.
Такие мрачные произведения, как
«Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Майская ночь» и, конечно же,
«Вий» мастерски нагнетают
атмосферу, до сих пор завораживая
читателя и затрагивая самые
чувствительные струнки его души.
Тут же присутствует и целый
перечень потусторонних,
дьявольских существ — черти,
вурдалаки, ведьмы, подземные
чудовища и прочая, и прочая…
А в 1967 году на экраны советских
кинозалов взошел первый
отечественный ужастик —
великолепный «Вий». Надо
заметить, что по качеству съемок/декораций
и зрелищности фильм практически ни
в чем не уступал западным аналогам.
Год 2004-й ознаменовался появлением
первой русскоязычной horror-адвенчуры
уже на прилавках наших магазинов.
Забудьте про «Черный
оазис», этот дилетантский
недотриллер, перенасыщенный пошлым
«черным юмором». Настоящий
первопроходец носит гордое имя «Вий:
История, рассказанная заново».
Молился ль на ночь ты, Хома?
Откровенно говоря, в успех
проекта верилось с
трудом. Очередная «игроизация»
отечественной классики, заявления
о «нашем ответе „Фантасмагории“»,
устаревшие FMV-технологии… Отрадно
сознавать, что почти все опасения
оказались напрасными.
Прежде всего, ребята из CrazyHouse не
стали перекраивать общеизвестный
сюжет на свой лад, как это любят
делать некоторые российские
разработчики. История,
рассказанная заново, — ни больше ни
меньше. Нет, собственных идей и
наработок в игре хватает, есть
несколько альтернативных концовок.
Однако все эти дополнения к
гоголевской повести носят скорее
косметический характер, всячески
разбавляя и продлевая достаточно
скоротечный геймплей.
Разумеется, нам отводится роль
Хомы Брута, молодого бурсака,
которому судьба подкинула нелегкое
испытание — в течение трех ночей ему
предстоит отпевать панночку, по
совместительству являющуюся
ведьмой.
Следуя своему книжному (а заодно и
«киношному») прототипу,
приключение строго поделено на три
дня. Каждый из них, соответственно,
оканчивается ночью в церкви. Отсюда
же вытекает и ограниченность
игрового пространства — действие
разворачивается в пределах
небольшой деревеньки. Но и в
окружении пяти домов да винного
погребка в качестве бонуса герой
умудряется развить весьма активную
деятельность по сбору нужной
информации и ключевых предметов.
Без спешки не обойтись: последняя
ночь — решающая, и чтобы выжить, Хоме
нужно разыскать все необходимые
средства по борьбе с нечистой силой.
Седина в голову, Вий в ребро
С самого начала замечаешь,
насколько органично загадки (хотя «загадками» их в
большинстве случаев назвать сложно)
и общение с персонажами привязаны к творению Гоголя.
Все происходит настолько
непринужденно, что вопросов вроде
«А что делает полуголая девушка в
курятнике?» (внимание, цензура!)
или «Где достать ключ от погреба?»
не возникает. Единственный спорный
момент, заставивший в задумчивости
почесать затылок, — приготовление
соленой воды (довольно хитроумным
способом).
Язык в «Истории» —
красивый, книжный, с примесью
украинских словечек и оборотов.
Даже комментарии главного героя,
написанные самими разработчиками,
приятно послушать; нет ненужного
изобилия глупых шуточек, что у нас —
не редкость.
Впечатление несколько портят
мини-игры, подчас вызывающие
недоумение. Скажем, очень неплохая
головоломка — «воссоздание» церковной
иконы из отдельных фрагментов (смесь
«Сокобана» и классического
пазла) с маленьким Хомкой,
мечущимся по лабиринту среди
огромных раскрашенных блоков, — выглядит нелепой вставкой.
Вот игра в городки — совсем другое
дело! Тут нужно учитывать силу
удара, направление ветра и
расстановку фигурок, да и сноровка
не помешает. Честно признаюсь —
постоянно тянет сыграть еще партию.
«Поднимите мне веки!»
Но настоящая сказка — атмосфера.
Зловещие ночные сцены сменяются
яркими дневными, однако тревожное
ожидание грядущих событий не
исчезает ни на минуту. То
незнакомая старушка обратится с
пугающим советом, то внезапно
черная курица на голову свалится…
Общему настрою немало
сопутствует и игра актеров, тем
более что половина из них —
заслуженные артисты Украины. Михаил
Озеров прекрасно справляется с
ролью Хомы Брута, а панночку играют
и вовсе две актрисы — мать и дочь Качан.
Все действующие лица блестяще
вписаны в игровой мир и преспокойно
в нем живут. Правда, сам он… как бы это сказать… смахивает
на дешевый довесок к персонажам.
Добрая половина «задников» —
отрендеренные фотореалистичные декорации, в
основном представленные
простенькими деревянными
постройками.
Самое же удивительное
заключается в том, что нарочитая
простота и грубость локаций не
только не противоречат, но даже
способствуют усилению гнетущего,
безрадостного ощущения. А уж под
сопровождение завораживающей
музыки (композитор — народный
артист Украины Владимир
Золотухин) и отличных звуковых
эффектов стопроцентное погружение
гарантировано.
Сонный хутор тихо воет
Не стоит пытаться разглядеть в
«Вие» признаки
классического «квеста», с
обилием диалогов, зубодробительных
задач, путешествием вокруг земного
шара и прочих радостей. Игра
успешно балансирует на очень
тонкой грани между адвенчурой и
интерактивным кино.
При этом «История,
рассказанная заново»
прекрасно обходится без дорогих
спецэффектов (часть роликов —
просто нарисованные от руки черно-белые
картинки), без кровавых рек и
откровенных, шокирующих сцен а-ля Phantasmagoria.
Она берет другим, тем, чем в свое
время брали и книга, и фильм, и чем,
по моему глубокому убеждению,
должен в первую очередь обладать
любой уважающий себя «хоррор» —
постепенно нагнетаемым страхом,
основанным на мелких деталях и,
казалось бы, естественных вещах и
событиях.
Благодаря этим достоинствам
такой старомодный ужастик (и в
сюжетном, и в графическом плане),
как «Вий», смотрится
на фоне остальных современных
проектов более чем достойно. С
хорошим почином тебя, CrazyHouse!
1553 Прочтений • [Рецензия на игру Вий: История, рассказанная заново] [21.04.2012] [Комментариев: 0]