Сериал Myst
во многих отношениях стоит считать
уникальным. До недавнего времени
самый продаваемый в истории
компьютерных игр, он фактически
создал и развил поджанр puzzle-adventure,
безмерно обожаемый одними игроками
и ненавидимый остальными. Myst
и все его клоны можно ругать, можно
превозносить, но нельзя не признать,
что сегодня они — явление куда более
значимое, чем вышедшие из моды «сюжетные»
адвенчуры.
Системные требования
Pentium III/Athlon 700 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 3.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 8 Гб на винчестере
Первые три части воспринимались
поклонниками с неизменным
восторгом — создатели, помимо
беспрецедентных на момент выхода
этих игр графических достижений,
демонстрировали развитие идеи
смыслового оформления наполненной
головоломками той или иной
вселенной.
По сути, Cyan сотворила лишь первый Myst
и Riven, отдав
разработку Exile
студии Presto. Вероятно, поэтому
третья серия ощутимо
контрастировала с предыдущими в
плане подачи загадок и сюжета. Что
касается Uru,
то странная идея перенести
действие в 3D, да еще и взять курс на
онлайновый рынок, не могла не
потерпеть фиаско. Успех Ages Beyond
Myst и всех его дополнений столь
скромен, что на фоне продаж
остальных продуктов, изданных под
данной торговой маркой, это
равносильно самому настоящему
провалу. Но два года назад мы не
знали, что в недрах Ubisoft готовится
подлинный сиквел Exile,
продолжающий главную сюжетную
линию.
О Revelation до самого выхода
было известно совсем немного. Нам
рассказали про завязку сюжета,
показали пяток скриншотов и в день
релиза вывалили коробку с двумя DVD9-дисками,
до отказа забитыми роскошными
пейзажами. Для персональных
компьютеров, да и консолей тоже,
дело неслыханное. Даже Black
Dahlia и X-Files: The
Game скромненько помещались
на одном DVD5-диске, хотя и были
наполнены часами видеоматериалов.
Но объем решает далеко не все.
Адамсы
Не везет семейке Атруса. То
сыновья взбунтуются и сожгут почти
все книги-эпохи, над которыми отец
корпел годами, то сам папашка
вступит в единоборство с
собственным родителем. Или
придется защищать от полоумного
дикаря фолиант с только что
написанной вселенной. И всякий раз
писатель умудряется загребать жар
чужими руками, заставляя
безымянного главного героя (героиню)
спасать его от последствий
допущенных ошибок.
Через двадцать лет после того, как
Атрус уничтожил книги с
заключенными в них сыновьями
Сайрусом и Акенаром, его совесть
внезапно проснулась. Он решил, что
детки «отсидели» своё, пора бы
им предстать пред царственными
очами батюшки. Однако сам пойти на
разведку и узнать, стоит ли
раскрывать врата «камер»,
хитрец традиционно не решается,
приглашая нас возиться с вечно
ломающимися механизмами и
рисковать головой.
Неудивительно, что, когда во время
настройки перемещения в тюремные
эпохи, где отбывают свой срок
братья, оборудование снова выходит
из строя, Атрус под благовидным
предлогом бросает нас наедине с
нерешенными проблемами. В
довершение всех зол в скором
времени происходит несчастный
случай, а потом пропадает его
любимая дочка Йиша (именно с ней мы
общались в Uru).
Девчушка обронит медальон,
который позволит в «нужных»
местах воспроизводить былые
события. С его помощью можно
услышать разговоры, получить
подсказки к решению задачек и даже
посмотреть немногочисленные сцены,
где главные роли исполняют
постоянно убегающая от невидимого
преследователя Йиша, а также
плетущие интриги и пытающиеся
выбраться на свободу Сайрус и
Акенар. Очень напоминает включения
специального оборудования для
общения с потусторонним миром в
серии Dark Fall.
Случайность?
Три карты
Поплутав по резиденции
злополучной семейки, Tomahna, мы
обнаруживаем-таки необходимые
книги и отправляемся исследовать
три новых мира. Haven представляет
собой выжженные солнцем джунгли,
Spire — парящие в воздухе
полуразрушенные готические
постройки, а финальная Serenia удивит
каменным лесом и храмом, населенным
хранительницами сотворенной
природой благодати.
Практически все загадки идеально
вписаны в окружающую среду, их
существование подкреплено
рассказами о буднях братьев, а
разбросанные подсказки тонко
намекают на пути решения. Но здесь и
кроется главный недостаток Revelation.
Мы понимаем, ПОЧЕМУ сюда помещен
тот или иной пазл, однако далеко не
всегда очевидно, ЗАЧЕМ он нужен
лично нам. Например, в одном случае
ясно, что облепившие тотем мартышки
мешают увидеть часть кода, и их надо
как-то отпугнуть, но в эпизоде с
усыплением хищника приходится
рвать на себе волосы и лезть в опции,
где теперь разрешается открывать
более-менее приличные подсказки.
Если же и этого окажется
недостаточно, поможет лишь
Интернет или, на худой конец,
солюшен.
Причина в том, что догадаться
загнать мечущегося между сидящими
на высоких укрытиях макаками зверя
в яму — это полдела. Затем нужно
успеть быстро совершить ряд
манипуляций с круглыми тумблерами,
дабы особая «белая»
разновидность приматов швырнула в
животное неким снарядом и
отправила в объятия Морфея. При
этом надо еще и выстроить
комбинацию: обезьяна-альбинос
должна очутиться в определенном
дизайнерами месте и выполнить свое
предназначение за те несколько
секунд, пока злобное плотоядное
выбирается наружу.
Испанский сапог
Задачу усложняет зачем-то
переделанный авторами интерфейс.
Отныне курсором-рукой мы «захватываем»
рычаг, чтобы его дернуть, «перелистываем»
страницы книг и совершаем тому
подобные действия. Поначалу
процесс кажется даже забавным, но в
случае с вышеописанной
головоломкой он становится сущей
пыткой. Одно неловкое движение
мышкой в финале, и все можно
начинать заново.
Не менее назойливая головоломка находится
в эпохе Spire. Мы должны сделать так,
чтобы четыре кристалла звучали в
унисон. Для этого следует 12 раз
установить три ползунка на
определенные значения. Разумеется,
идиотское неотзывчивое управление
жутко мешает — выполнить задание
нередко удается только после нескольких
десятков попыток. Иногда ползунок
не останавливается на нужной
отметке и скатывается вниз на одно
деление, или курсор оказывается
слишком близко от оконца с видом на
кристалл, «превращаясь» не в
руку для оперирования рычагом, а в
лупу. Вариантов масса, но, что хуже
всего, настроить кристаллы
требуется, опять же, за очень
короткий промежуток времени, иначе
один из них перестанет звенеть, и
операцию придется повторить.
Третий дурацкий момент —
подношение духу стихии. Нам
надо взять в «руку», допустим,
каплю воды и бережно отнести ее к
месту возможного обитания божества.
Резкое движение курсора или долгое
пребывание в пути повлечет
исчезновение «дара». Вдобавок
к этому духи могут находиться в
нескольких точках, поэтому, блуждая
по лабиринту каменного леса, о
конкретном их местонахождении
можно лишь догадываться.
Такие трудности с интерфейсом и
порой возникающее непонимание, что
делать в той или иной ситуации,
выставляют Myst 4 далеко не в
лучшем свете. Введение действий,
совершаемых на время, — это вообще
потенциально опасный элемент,
независимо от жанра. И если, скажем,
в 11th Hour нам
хотя бы не мешал неуклюжий курсор,
то здесь степень неудобства и
дискомфорта возведена в абсолют.
Как ни странно, пазлов за всю игру
встречается немного. Видимо,
сыграло свою роль желание брать не
количеством, а органичной связью с
окружающим миром. До кучи процесс
усложняется пиксель-хантингом,
когда мы рыскаем мышкой по каждому
экрану и выискиваем активные точки.
Однако диалог с пользователем не
характеризуется одними
недостатками. Можно отметить
удобную кнопку «zip mode»,
позволяющую быстро перемещаться
между участками, или камеру,
избавляющую нас от необходимости
что-то зарисовывать и записывать.
Hit! Miss…
Полагаю, не стоит отводить
слишком много места графическому
оформлению, все и так видно на
скриншотах. Картинки великолепны и
насыщены всевозможной анимацией (в
частности, различными
представителями фауны, скачущими,
летающими и прохаживающимися по
просторам почти каждой эпохи). Миры
наконец-то перестали быть мертвыми
и безжизненными. С другой стороны,
все свои силы разработчики почему-то
направили на «джунгли» эпохи
Haven, лишив Spire вообще какой-либо
живности. Что касается Serenia, то там
нам придется удовлетвориться видом
полупрозрачных птичек. К сожалению,
разумная идея не была доведена до
совершенства.
Максимальное разрешение довольно
невелико — 1024*768. Поначалу у многих
игроков вызывает возмущение
неприятное замыливание экрана,
возникающее из-за стремления
авторов добиться контраста между
приближенными к главному герою и
удаленными от него объектами. Если
вас подобное положение вещей не
устраивает, отключите данную
функцию в настройках, и изображение
станет более четким.
Ubisoft не удалось достичь
идеального сочетания цветовой
палитры видеороликов и статичных
картинок. Резковато смотрится,
скажем, сцена проникновения в дом
Атруса, когда картинка внезапно
светлеет, резко исчезают туман и
прочие спецэффекты, а по окончании
ролика происходит обратная
метаморфоза. Не очень вписываются в
кадр и вышеупомянутые животные,
нечаянно оказавшиеся неподалеку.
На скриншотах они еще более
уродливы.
Разработчики попытались создать
объемное звучание простыми
методами, не прибегая к технологиям
вроде ЕАХ. Со своей задачей они
справились практически блестяще,
панорама всевозможных шумов служит
замечательной приправой к
атмосфере. Постарался и композитор Джек
Уолл — некоторые мелодии
бесподобны. Кроме того, еще на
стадии официального анонса было
известно, что в создании звукового
сопровождения поучаствует Питер
Гэбриэл, который не только
написал для игры песню «Curtains» (на
мой вкус, ничего особенного, да и
вплетение в игру клипа с ней
выглядит пришитым белыми нитками),
но и подарил свой голос одному из
персонажей.
Myst 2004
Разумеется, Myst 4 — лучшая
на данный момент puzzle-adventure, и вряд ли
кто-нибудь в ближайшем будущем
составит ей конкуренцию. Но прорыва
опять не получилось. Действия на
время, старая проблема с
прозрачностью назначения загадок и
неудобное управление сводят на нет
многие достоинства. Откровенно
говоря, перед нами просто еще один Myst
с поправкой на современные
стандарты. Ubisoft следует перенять
практику Atari и после названия игры
бесхитростно ставить год выпуска.
К тому же довольно тривиальная
история вряд ли заслуживает
высокого балла. Ее предсказуемость
и глуповатая «хорошая»
развязка не добавляют в копилку
плюсов даже медяка. Неприятно, что
на концовку (всего их три) влияет
банальный выбор рычага, который мы
должны дернуть в финале, а не
действия по мере прохождения.
Наконец, очень жаль, что эпохи Spire и Haven
нужны лишь для одного —
предоставить нам два ключа к
загадкам в Serenia.
Если вам нравится Exile,
обязательно поиграйте в Revelation
— удовольствие от прохождения вам
гарантировано. Если же к
ориентированным на решение пазлов
квестам вы относитесь
прохладно, будьте осторожны — часы,
проведенные с Myst 4, могут
оказаться потраченными впустую.
1283 Прочтений • [Рецензия на игру Myst 4: Revelation] [21.04.2012] [Комментариев: 0]