Рецензия на игру Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay,...
Перед вами — рассказ о том, как
приставочный шутер, созданный по
мотивам двух безвкусных фильмов,
подкрался к великой троице
претендентов на звание лучшего
шутера-2004 и вырвал у них победу в
метре от пьедестала.
Confidence Man
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 3.7 Гб на винчестере Windows XP SP1
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 4.4 Гб на винчестере Windows XP SP1
Секрет успеха уголовника Ричарда
Риддика — в свободе его создателей.
Дайте разработчикам лицензию и
деньги, не вынуждайте их слепо
шагать по сценарию ленты, не
урезайте сроки, и они сделают
хорошую игру.
Первым делом Starbreeze Studios ушла от
канвы обеих картин. Ее «Риддик»
предваряет события к/ф «Pitch
Black», но не топит зрителя в
сугубой мифологии мира,
придуманного Дэвидом Туи (David Twohy).
Это не приквел, а отдельный проект с
самодостаточной завязкой: далекое
будущее, пустынная планета, охотник
за головами сдает в тюрьму строгого
режима убийцу-рецидивиста.
Большего и не требуется.
Тем, кто считает «PB» и
«TCoR» бездарной тратой
нескольких километров пленки,
автор этих строк советует оставить
ненависть на пороге — шведские
сценаристы, в отличие от
голливудских, умеют работать. Даже Вин
Дизель (Vin Diesel), чья актерская игра
начинается и заканчивается на
кирпичной физиономии Риддика,
чувствует себя здесь как рыба в
воде, вытягивая сюжет за счет
бульдожьей харизмы.
Chronicles of Riddick непохожа на
большинство своих консольных
собратьев. Лишь гигантских
размеров шрифт да призыв «Нажмите
кнопку» в главном меню
напоминают о ее приставочных
корнях. Она медленно
раскручивается, тратит время на
экспозицию, персонажей и диалоги.
Так же, как Half-Life 2
и Tribes: Vengeance,
она ртутью переливается из одной
формы в другую. Но ее метаморфозы —
еще более дерзкие, чем у детища Valve.
10 to life
10 часов в колонии «Butcher Bay» —
прекрасная возможность увидеть всю
палитру красок современных экшенов.
Риддик прячется в тени, сворачивает
шеи зазевавшимся стражам и
скрывает трупы, иногда зависая на
трубах, дабы потом в стиле Сэма
Фишера рухнуть на чью-то башку. Он
бьет лампочки и слушает, как
ругаются охранники, включающие
подствольные фонари своих винтовок
(привет безымянным морпехам!).
Тюремщики — не гении, но они не прут
напролом, а методично прочесывают
местность, осматривая мрачные
закутки. Когда Риддик чудесным
образом получит «ночное видение»,
человек с фонарем по-прежнему
останется его противником numero uno.
Ибо нет ничего обиднее, чем
ослепнуть от бьющего в лицо яркого
света и сгинуть под градом пуль.
Атмосфера накаляется до предела,
и тягучий «стелс» переходит в
рукопашную стычку. В бою годится
всё: кулаки, заточки, отвертки,
железные прутья… Пропустите выпад,
и экран начнет пошатываться вместе
с героем, давая прочувствовать силу
удара. Выгадав с нашей помощью
удачный момент, Риддик
перехватывает направленный на него
ствол дробовика, почти втыкает его
в шею оппонента и жмет на курок.
Вспышка, грохот, алые полосы на полу
и соседней стене. Руки отпускают
обмякшую жертву, и та с глухим
звуком падает оземь. Это как «фаталити»
в Mortal Kombat —
любовь с первого взгляда.
В прогулочной зоне и столовой
такие шалости быстро ведут к
«quickload». Помимо стражей, чьи «стволы»
привязаны к ДНК владельца и жалят
током при попытке взять их, сектор
патрулируют зоркие мини-турели.
Тычка по затылку товарища
достаточно, чтобы угодить к
праотцам. Поэтому самое время
заняться… квестами.
Конечно, здешние задания —
совершенный примитив по меркам
даже средненькой RPG. Найти очки для
арестанта по кличке «Шурик», по-тихому
совершить заказное убийство,
стянуть из чужого тайника
ворованные вещи и вернуть их
хозяину… Больше половины «миссий»
— необязательные; о них можно
спокойно забыть, если нет желания
копить на покупку дубинки или
собирать сигаретные пачки,
открывающие арт, ролики и другие
бонусы в «секретном меню». Это
не столько «федексы», сколько
увлекательные мини-игры,
помогающие проникнуться духом
тюремной жизни.
«You can't kill me, asshole!»
Но, дорвавшись до настоящего
оружия, Риддик из вежливого
почтальона-убийцы, крадущегося по
вентиляционным шахтам,
превращается в коммандо,
сметающего всё на своем пути.
Жесткий экшен в TСoR — и тот
многолик. В самый разгар битвы с «усмирительными»
отрядами авторы бросают на нас
бесконечные полчища подземных
людей. Визит в глубинные тоннели
продлится совсем недолго, но вы
никогда не забудете визг
пучеглазых мутантов и приятный
женский голос, предупреждающий о
садящейся батарее фонарика.
Как только нам наскучивает
точечный отстрел скучающих
охранников «Башни-17», в поле
зрения появляются роботы со
злобным «I am bulletproof, motherfucker», и
юркие алиены, взрывающиеся
фонтанчиками светящейся слизи.
Словно Хищник из AvP 2,
Риддик бродит по балкам и
перекрытиям, с безопасной
дистанции наблюдая за стычками
монстров и пехотинцев.
Кульминация шоу — слонообразный
HeavyGuard, заряд бодрости и веселья на
целый день. Неуклюжая махина
прокладывает путь к свободе, кроша
в труху колонны и кости истерично
вопящих солдат. Борьба с назойливым
автоприцелом, изрядно досаждающим
на протяжении всей игры, стоит
затраченных нервов — более
зрелищной кровавой бани вам не
предложат как минимум до выхода Postal 3. Тем
временем бортовой компьютер с
чопорными манерами английского
слуги дает советы. «Пожалуйста,
не врезайтесь в объекты». «Экономьте
патроны, давите живую силу ногами».
И с легкой обидой: «Похоже, пилоту
глубоко безразлично всё, что я
говорю». К этим кадрам хочется
возвращаться снова и снова. Как
хорошо, что есть и «quicksave», и
«чекпойнты»!
Arrested Development
TCoR — один из самых
честных шутеров последних лет:
скрипты, заменяющие в прочих
экшенах первое, второе и десерт,
всплывают лишь в самые важные
минуты. Тут не принято толкать
игрока в сторону Верного Пути.
Авторы указывают в блокноте
текущие цели, объясняют правила,
ограничивают место действия
естественными барьерами и
оставляют Риддика наедине с
проблемой. Три локации с постоянным
(но не особо раздражающим) «респауном»,
несколько предсказуемых ловушек —
вот и все подлости. Остальное —
сообразительные враги и тонкий
аромат нелинейности.
Желаете вырезать весь район с
надсмотрщиками? Трудно, но
выполнимо. Хотя гораздо проще
переодеться в костюм рабочего и
погулять по пустынной базарной
площади, слушая забавные беседы
подвыпивших граждан, а если в
кармане есть лишние деньги — купить
модную броню (увы, ненадолго). Не
хотите сражаться с зеками на
импровизированной арене? Что ж,
существует и менее опасный способ
привлечь внимание тюремного
начальства. Как разобраться с
роботом в погрузочном доке? На
выбор — три варианта. Для полного
счастья не хватает разве что
гравипушки.
Густую атмосферу «Риддика»
можно резать ножом. Она ощущается в
безупречно кинематографической
постановке роликов, в плавной,
изумительно достоверной «mocap»-анимации,
в следах крови и граффити на
потрескавшихся стенах, в общем
впечатлении от «живой» тюрьмы.
Ее нагнетают тревожный эмбиент,
гулкий шум вентиляторов и обрывки
великолепно озвученных диалогов,
гуляющие в сумраке коридоров.
Последний штрих — чистый от
интерфейсного мусора экран.
У Starbreeze получилась термоядерная
«чернуха», разбавленная
язвительной иронией сценаристов,
добротным сюжетом и
бескомпромиссной,
неполиткорректной жестокостью в
лучших традициях культовой
кинофантастики 80-х. Здесь всё на
своем месте: от сдавленного голоса
«лечилки», цитирующей
рекламные слоганы, до гигантских
хвостатых уродцев и
шварцнеггеровских прогулок с
миниганом наперевес.
Попутно шведы посрамили id Software,
ухитрившись за два с половиной года
втиснуть в Xbox знатный бамп-мэппинг,
столь любимые Кармаком «настоящие»
тени, шейдерные спецэффекты, четкие
текстуры и красивые (пусть и
попахивающие пластиком) модели, а
затем перенести их на РС и удержать
планку скорости на отметке «50
fps» там, где Doom 3
скребет брюхом землю. TCoR
технологична, но не кичится своими
достижениями и использует их
строго по назначению.
Да, «персональщики» ждали
дольше. Зато в качестве компенсации
за задержку нам преподнесли два
подарка. Один вы обнаружите в «Башне-19».
Его рост — под три метра, громко
лязгает при ходьбе, обожает палить
почем зря. Второй — особая кнопка в
меню уровня сложности, впервые в
истории позволяющая пройти игру с
комментариями её создателей.
Правда, в DVD-фильмах закадровая речь
звучит на протяжении всего
просмотра; в TCoR пришлось
сделать интерактивные «горячие
точки». Игрок подходит к такому
месту и, наслаждаясь покоем,
вкушает очередную порцию
подробностей о ходе разработки
игры, сдобренных жутким
скандинавским акцентом.
Rise and shine, Riddick…
Лыс, как бильярдный шар, но не
Агент №47. В очках, но не Фримен.
Ловкий, но не Гарретт. Груда мышц с
хриплым басом, но не Дюк Нюкем.
Преступник. Убийца. Злейший враг
общества. Антигерой на все руки. И
прекрасный пример для тех, кто
хочет сотворить яркий,
захватывающий, умный шутер.
821 Прочтений • [Рецензия на игру Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay,...] [21.04.2012] [Комментариев: 0]