Рецензия на игру Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth,...
В 2004 году у классических RTS
начался затяжной кризис. Старые
идеи затерты до дыр, новые
воспринимаются в штыки
консервативно настроенной
публикой. «Периметр»
так никто и не понял. Blizzard ушла в
онлайновые прерии, оставив некогда
любимый жанр на растерзание клонам
вроде I of the Enemy
и Armies of Exigo.
Крепче всех на ногах держались Ground Control 2, его
брат-близнец Warhammer
40.000: Dawn of War, да Kohan
2, украсившие привычную
формулу достойным исполнением.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.3 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 3.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 3.5 Гб на винчестере
Что же до Battle for Middle-earth,
то для нее приготовлена особая
папка — «RTS Lite».
Поп-игра
Battle for Middle-earth — массовое
изделие до мозга костей. Electronic Arts
умеет доить дорогостоящие
кинолицензии, ибо четко знает, в
кого следует целиться,
разрабатывая игру. Ее основная цель
— получить прибыль, «уговорив»
на покупку как можно больше
потребителей. И не важно, знают ли
они сокращение «RTS».
В конечном итоге все сводится к
наименьшему знаменателю.
Поп-продукт не должен пугать
залетных «чайников»
навороченным интерфейсом или
необычными новинками, и при каждой
возможности обязан тыкать их носом
в заветный брэнд, показывая сцены
«чтобы как в фильме».
Стандартная схема постройки базы,
знакомая еще со времен Dune
2, сдана в утиль — она смущает
новичков и запутывает глупый ИИ,
который даже на уровне сложности
«Hard» не представляет
сколько-нибудь весомой угрозы.
Взамен нам предлагают концепцию
цитаделей. В центре комплекса —
шпиль главной башни, опоясанный
«горячими точками», где мы
возводим казармы, фермы, кузницы,
конюшни и прочие полезные здания.
По периметру предусмотрены места
для охранных вышек и потайных
выходов.
Терзаться раздумьями на тему
«что бы мне тут отгрохать» не
приходится — число сооружений почти
всегда равно числу отведенных зон,
а крестьяне годятся исключительно
для ремонта. Сельскохозяйственные
угодья и апгрейды — в тыл, дешевые
«лечилки» — ближе к воротам,
между ними — штамповочная
индустрия. Универсальный рецепт
для всех четырех «рас».
Ресурс один — золото, причем дают
его много и часто. Дабы увеличить
приток денег, можно захватить еще
несколько «точек», в изобилии
разбросанных по холмам и долинам, и
построить запасные фермы (в
ключевых районах дозволяют разбить
форпост — миниатюрную базу с тремя
зонами). Строения растут, как грибы
после дождя, и столь же легко
рассыпаются в пыль под ударами
вражеской стали, поэтому борьба за
влияние быстро превращается в
перетягивание каната. Вот и вся
экономика.
Властелин очков
Бич игры — система «command points»,
чье предназначение — заставить
игрока ощутить острую нехватку
войск. Подобно Dawn of War и Ground
Control 2, BfMe оперирует
отрядами, позволяя при надобности
объединять их в более крупные
группы. Хотите отряд конников?
Готовьте «двадцатку».
Драгоценные очки улетают так же
стремительно, как дым — в трубу.
Конечно, по мере прохождения
кампании «потолок» плавно
поднимается, однако и на 300 баллов,
выдаваемых недалеко от финала, не
развернешься. У Сарумана и Саурона
лимит вдвое выше, но их подчиненные
уступают по силе союзу людей и
эльфов, и поневоле вынуждены
упирать на количество. До
воссоздания сцены обороны
Минас-Тирита из «Возвращения
короля», где за будущее
Средиземья сражались 350 тысяч
компьютерных персонажей, игре
далеко.
Сильнее всего от «command points»
пострадала идея переноса войск из
миссии в миссию. Разумеется,
приятно начинать уровень с
натренированной, до зубов
экипированной гвардией. Проблема в
том, что игра тащит всю армию на
следующую стадию, не спрашивая
игрока, нужны ли ему вон те два
батальона неоперившихся
кавалеристов.
«Нужны!» — воскликнут
читатели и будут неправы. В Battle
for Middle-earth опыт накапливают не
только живые люди, но и… здания.
Выпуская новых бойцов, постройки
постепенно «прокачиваются» и с
каждой ступенью (3 штуки) открывают
игроку свежие технологии и юнитов.
С фермами и кузницами дело проще —
им «экспу» дают за выслугу лет.
Поскольку мы почти всегда стартуем
с уже забитым до упора счетчиком
«командных очков», на первых
уровнях приходится сознательно
жертвовать частью воинства,
зарабатывая «бонусы» для тех,
кто не успел получить их на
предыдущих заданиях.
Самым дорогим подарком является,
как ни странно, простой знаменосец.
Если «прикрепить» его к
новорожденному отряду, тот будет
автоматически восстанавливаться
после потерь в бою. Сравните эту
«находку» с Dawn of War,
где гибель половины группы была
серьезным испытанием для казны, и
вы поймете, кто не делает скидки на
IQ, а кто играет в песочнице.
Но, страдая от бессмысленных
условностей, баталии BfMe не
вызывают на лице кислую мину.
Доработанный движок C&C:
Generals с легкостью выдает
симпатичные ландшафты с
качественными текстурами, не
сходит с ума при виде двух сотен
умело прорисованных юнитов и в
необходимые моменты выдавливает из
глотки «wow!». Его
производительность не падает в
массовых стычках благодаря
грамотному масштабированию
моделей1, а крупное зверье
вроде мумаков и балрогов выглядит
на твердое «пять».
Together we'll conquer
Увы, экранная патока не спасает от
монотонности геймплея.
Пространство между сюжетными
эпизодами заполнено миссиями по
«зачистке» отдельных районов.
В считанные мгновения игрок
возводит полноценную базу,
заполняет фермами все бесхозные
«точки», выводит народ на
позиции, а затем битых полчаса
«качает» любимое войско.
ИИ не хочет думать, ибо его
терпение и финансы бесконечны.
Словно хамоватый спаммер, он
регулярно бросает на нас хлипкие
пачки врагов, не понимая, что все
попытки пробиться через заслон
(будь то конница Рохана или фильтр
вашего почтового клиента) обречены
на провал. Всласть поупражнявшись в
избиении малолетних, зевающий
полководец ведет отряды в
молниеносную атаку на
неприятельскую цитадель. Все, идем
дальше.
(Дис)баланс
Обязательные пункты
увеселительной программы BfMe
— бесхитростные головоломки на
угадывание единственно верной
цепочки действий. Сцена спасения
Боромира (sic!), Хельмова Падь,
Минас-Тирит, шахты Мории, логово
паучихи Шелоб развивают у игрока
умение предугадывать дизайнерские
подлости и пользоваться опцией
«Load». Человек сообразительный,
единожды одолев такого рода
задание, получает порцию
удовольствия, но при этом
избавляется от всякого желания
возвращаться к нему еще раз.
Отличительные черты участников
конфликта почти незаметны. Это в Warcraft 3
сражались четыре по-своему
уникальных расы, а здесь
экономическая модель одна на всех,
и разница ощущается лишь в
количестве и габаритах юнитов.
Впрочем, мумаки, энты и пещерные
тролли — бойцы «второго
эшелона»; викторию куют всадники
(на лошадях или варгах), лучники с
огненными стрелами и
тяжеловооруженная пехота.
Остальные типы войск — дань фильму,
украшение, позволяющее употреблять
в пресс-релизах слово
«разнообразный». Орлы, балроги,
говорящая древесина и армия
мертвых — аналоги ядерной бомбы из Red Alert.
Понятно, что пинать следует
злосчастную кинолицензию. BfMe
молча плетется в кильватере
оскароносного флагмана Питера
Джексона (Peter Jackson) и не пытается
увильнуть в сторону — юристы Vivendi
Universal Games, в чьих руках сейчас
находятся права на создание игр по
мотивам книг Толкина, не спят на
посту. Придуманную с горя кампанию
за «плохишей» удачной не
назовешь — лишенная, в отличие от
похождений Братства Кольца,
сценарной поддержки и
разношерстной оравы героев, она
теряет динамику и сдувается уже к
третьей миссии.
Кроме того, надо что-то делать с
роханцами. Обзаведясь продвинутыми
броней, клинками, луками и
пиротехникой, конные отряды
стрелков и рыцарей превращаются в
огромную галопирующую мясорубку.
Пока одни разбираются с толпами
урук-хаев и орков, другие с
безопасного расстояния отправляют
в небытие копейщиков и вселяют ужас
перед огнем в крохотные мозги
клыкастых слонов. А когда к отряду
присоединяются герои, призрачный
баланс растворяется в пелене
умопомрачительных спецэффектов.
В жанре, где победу от поражения
зачастую отделяет пара неудачно
нажатых «горячих» кнопок,
очень странно видеть игру,
предлагающую выделять героев
щелчками мыши. Хуже того,
спецумения Арагорна и компании
«размазаны» по всей
клавиатуре, поэтому лучше ткнуть
курсором в значок, чем вспоминать, к
какой букве приписан боевой клич
«Элендиль!». «F1-F8» тем
временем отвечают за фиксацию
точек обзора камеры. Учитывая
сравнительно скромные масштабы
локаций и наличие под рукой
неплохой мини-карты, трудно
представить, кому может
понадобиться эта функция. А
переназначить ее нельзя.
Nothing 'bout you
Казалось бы, все при деле —
красивые картинки, звучный брэнд,
сюжет популярной книги, голоса
актеров из фильма, великолепная
музыка Говарда Шора (Howard Shore), но
воедино они не срастаются.
«Пока народ безграмотен, из
всех искусств для нас наиболее
важными являются кино и цирк», —
изрек однажды Владимир
Ульянов-Ленин. ЕА верна заветам
коммунистического вождя — в Battle
for Middle-earth есть и то, и другое.
Только не ждите от нее ни богатой
атмосферы, ни стратегической
глубины.
1Некоторые владельцы мощных
компьютеров жалуются на
периодически возникающие
«тормоза». Планировать апгрейд
не стоит — виноват не процессор, а
ограничитель частоты расчета
кадров. Отредактируйте вручную
файл настроек игры либо надейтесь
на патч.
1309 Прочтений • [Рецензия на игру Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth,...] [21.04.2012] [Комментариев: 0]