Стратегии в реальном времени —
удивительно гибкий жанр. Можно по
вкусу добавлять орков и гоблинов,
злодеев и героев, ведьм и русалок,
космические корабли и драконов;
переносить действие в космос и под
землю, на море и на сушу. И сразу
видно, где town hall, пеоны и спайс.
Очей очарование
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1.4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 384 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.4 Гб на винчестере
Если RTS, пусть и сильно
видоизмененные, пока еще
существуют, то с TBS дело обстоит не
самым лучшим образом. Если бы не Massive Assault,
триумфально шествующая по
винчестерам, можно было бы подумать,
что жанр пора выносить вперед
ногами.
Скрещивать TBS и RTS — не новая идея,
но относительно свежая. По
описанным выше причинам очень
немногие разработчики могут
сотворить в приличном виде и то, и
другое по отдельности, не говоря
уже о непрактичном симбиозе.
Сколько бы я отдал за смесь
воргейма от Григсби или Тиллера
с «Блицкригом»?
Много. Уверен.
Не хотелось бы испытывать ваше
терпение рассуждениями на тему,
затрагивающую панибратское
отношение разработчиков к истории,
и все-таки, видимо, придется. Потому
что игра, чьи создатели не знают,
как пользоваться книжкой с
картинками, ущербна по определению.
Вот бы кто-нибудь с высоких трибун
предстоящей в апреле КРИ завел
разговор с авторами, объяснив
наглядно, что в RTS, ориентированных
на историю, историческая точность —
элемент геймплея. Все бы не
услышали, но особо сообразительные
рассказали бы потом коллегам.
Танки в A&A имеют равные
характеристики лишь потому, что они,
например, тяжелые. Выбор тактики в
зависимости от качественного
состояния войск противника —
лишенная смысла затея. Когда под
Сталинградом части 4-й танковой
армии Манштейна, имеющие на
вооружении «Ягдпантеры» и «Тигры»,
ударят во фланг маршалу Жукову (он
примерил маршальские погоны в
январе 1943 года, а участия в
окружении 6-й армии вообще не
принимал), не пугайтесь — ваши
верные Т-34 будут готовы. Так им
приказал генералиссимус тов. Сталин
(ставший генералиссимусом, кстати,
в 1945 году).
Любой мало-мальски
интересующийся историей человек
поймет, что это — полный бред.
Личное дело
Ну, хорошо. Допустим, в
многочисленной команде людей,
делающих (я подчеркну) историческую
игру, никто не знает предмета. Его
сейчас никто не знает. Что же они
тогда умеют? Да ровным счетом
ничего.
Есть такая болезнь — шизофрения.
Это когда человек спит на
раскладушке в «бытовке», но ему
постоянно кажется, что он — Абрамович
или Билл Гейтс. Axis & Allies
робко тянет на себя одеяло,
принадлежащее Rise of
Nations, однако стоит хозяину
проснуться, как объект спора тут же
возвращается на место, обнажая
скрюченное, тщедушное тельце
конкурента.
Со стороны TimeGate было очень мило
отделить мух от котлет: массивный
режим TBS + RTS живет по соседству с
обычной кампанией за союзников и
Ось, где события следуют в четкой
хронологической
последовательности. К счастью,
заболевание зашло не так далеко.
Не будем касаться кровоточащих
ран графики, сотрудники TimeGate еще
получат от воинствующих критиков
справедливую порцию стрел. Такое
художество достойно прощения в
глобальной стратегии, какой
изначально должна была стать A&A,
но никак не в современной RTS.
Уродство — вот все, что я могу
сказать.
По существу
Защитники игры, конечно,
обязательно приведут в качестве
аргумента незаурядную игровую
систему. Обойдемся без лишней
патетики — замысловато, и только.
Мысль проста — поставить
локомотив войны на локальные
экономические рельсы. Можно,
конечно, вспомнить, сколько лет
назад вышла Dune 2,
но внутри-то ведь почти воргейм.
Несмотря на существование «лайфбаров»
и бесстыжего клика, отделение
пехоты в состоянии дать отпор
превосходящим силам противника.
Дабы облагородить появление
подопечных на поле боя,
разработчики выдумали штабы, где и
формируются пехотные, десантные,
механизированные и танковые
дивизии. Потрепанная бригада может
быть восстановлена в радиусе
действия линий снабжения и снова
брошена в бой. Таким образом, «постройка»
юнитов — редкая необходимость,
возникающая при полном уничтожении
отделения. Количество дивизий,
выделенных на каждый род войск (они,
в отличие от конкретных механизмов
с одинаковыми ТТХ, имеют плюсы и
минусы), ограничено.
Экономическая мощь опирается на
финансы, топливо и боеприпасы. С
началом активных боевых действий
на обширном фронте потребление
последних двух сильно возрастает, а
значит — приходится строить новые
склады. Возня со снабжением на
стратегическом уровне ставит под
вопрос жанровую принадлежность A&A,
метающейся между RTS и тактической
стратегией. Тактике тут
развернуться негде, а стратегия на
самом деле решает многое.
Великий тупой
ИИ своими действиями старается
убедить нас, что с ним очень даже
интересно. Это действительно так.
Компьютерный оппонент может
доставить немало неприятностей,
концентрируясь на важных
направлениях, появляясь в самых
неожиданных местах и даже малыми
силами захватывая города глубоко в
тылу.
Способности вражеского ИИ
выделяются благодаря бездействию
дружественного. Как говорится, все
познается в сравнении. Целая
дивизия может спокойно наблюдать
расстрел части, находящейся в
арьергарде, не предпринимая вообще
никаких действий. Когда речь идет о
крупной карте и столь шустром
противнике, это становится
невыносимым. Войска нужно тыкать
носом в стреляющих врагов, иначе —
смерть.
Резюмируя подбор ингредиентов
для блюда, которым нас собирались
соблазнить, должен признаться, что
не испытываю большого желания
ковыряться в некрасивой и
исторически некорректной игре.
Добиться где-то решающего
преимущества только за счет
материального превосходства, что
нередко случалось во Второй
мировой, в A&A нельзя.
Вместо этого — глупые бонусы,
божественным светом внушающие
оптимизм воякам и сеющие панику
среди противника, смертоносные
ракеты Фау-1 и перевозящие
продовольствие самолеты Ли-2.
Без вариантов
Из рукава A&A показался
последний туз — глобальный режим, но
там все уныло. Начиная с карты,
напоминающей глобус для детей, и
заканчивая той самой RTS. Никто и не
заставляет сопровождать каждое
движение оловянных солдатиков
битвой в тактическом режиме — и так
надоедает. Для особо
интересующихся есть возможность
подробно рассматривать сражения
союзников. Впрочем, стоит ли
тратить на это время, если играть
скучно?
Чтобы совсем не скиснуть,
подумайте о Hearts of Iron
2 и продолжении
«Блицкрига». А цирк под
названием Axis & Allies пусть
проваливает подобру-поздорову.
974 Прочтений • [Рецензия на игру Axis & Allies (2004)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]