Когда неоперившиеся разработчики пытаются сотворить «игру всех
времен и народов», это редко
приводит к чему-то хорошему.
Шикарная идея, которая сделала бы
честь любому мэтру игропрома,
сталкивается с неурядицами
реальности, обрастает пучками
грязноватой шерсти и к счастливому
дню релиза превращается в
малопривлекательный шутер с
устаревшей графикой и несуразным
геймплеем.
«Если я буду болтать, у меня
будут неприятности»
Системные требования
Pentium III 500 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 16 Мб памяти 1.8 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 1.8 Гб на винчестере
Игра начинается с выбора главного
героя. Кого бы вы ни предпочли —
суровую бой-бабу или рыжего детину,
— на игровые события это не повлияет.
А события между тем развернулись
эпохальные. Великая Империя
слабеет с каждым днем. Стоящие у
власти пижоны-аристократы долго не
верили очевидному. До тех пор, пока
около трети подконтрольных планет
не объявило о создании
Конфедерации Независимых Миров,
сбросив с себя иго имперских
налогов и амбиций. Военная операция,
призванная вернуть отщепенцев на
путь истинный, обернулась провалом
— повстанцы успели собрать
громадную армию и отразить атаку.
Всё больше политиков и
обыкновенных людей отказывалось от
идеалов абсолютизма, и некогда
могучая Империя внезапно оказалась
перед угрозой полного распада.
Только четкие и сильные действия
могли переломить исход конфликта.
Сообразив, что прямая конфронтация
вряд ли закончится победой,
имперские генералы решили провести
серию хирургических ударов по
самым чувствительным точкам
противника. С этой целью в тыл
Конфедерации заслали нескольких
профессиональных агентов. Одним из
них и является наш «протеже».
Первый же взгляд на игру
расставил все на свои места.
Отличная многообещающая задумка,
подобно дешевому шампанскому,
хлопнула пробкой, зашипела и
растеклась по столу липкой
непривлекательной лужицей.
Голодранец, прибывший на планету
без денег, оружия и связей — это и
есть межгалактический Джеймс Бонд.
Видать, дела у Империи идут совсем
худо, поэтому из всех шпионских
радостей нам выделили лишь
записную книжку с заданием по
уничтожению фабрики, производящей
синтетическую пищу.
Чистого разделения на уровни нет.
Огромный Город Чудес открыт для
исследовательских экскурсий — если
бы не экран загрузки, всплывающий
при переходе из одного района в
другой, все было бы замечательно.
Система отдельных участков-карт
подозрительно напоминает Postal 2 в худшей
его ипостаси. Ходим, помахиваем
электродубиной и наводим страх на
окрестных панков. Тех, кто слишком
увлекается геноцидом мирных
горожан, ждет принудительное
свидание с полицией, армией и
спецподразделениями (по
нарастающей). Правда, стряхнуть
неповоротливых копов со своей шеи
довольно просто. Чуток побегали по
пустынным подворотням, посидели за
углом, и столбик «wanted»
рассосался сам собой.
Перестрелки — важнейший
ингредиент шутера. К сожалению, «Саботаж»
не исключение, ибо этот аспект
реализован крайне убого. Пожалуй,
более глупые виртуальные злодеи в
минувшем году нам не попадались.
Поразительный факт: враги убегают
не от героя, а от точки прицела на
экране! Подводите
прицел слева направо — супостат «стрейфится»
справа налево, и наоборот.
Незатейливо, но работает.
Существенная часть магазина
стабильно улетает в «молоко».
Пристрастие авторов к «хедшотам»
носит явно маниакальный характер.
Можно выпустить десяток патронов в
тушку полуголого бомжа с ножиком,
прежде чем тот испустит дух, тогда
как пара метких выстрелов в голову
навечно освободят беднягу от оков
телесной оболочки. Заметьте — одной
пули обычно недостаточно. Шлемы
пусть носят трусливые стражи
порядка, настоящие герои всегда
обходились природной прочностью
черепушки.
Если вы успели заглянуть в графу
«похожие игры», спешу ответить
на закономерный вопрос. Grand
Theft Auto 3 очутилась там
неспроста — в «Саботаже»
тоже есть машинки. Угонять их
нельзя. К услугам потенциальных
гонщиков салон Miracle City Motors. Платишь
в кассу — получаешь ключи. Цены —
запредельные (честные саботажники
до пенсии ездят на службу на метро),
но восторг от обладания заветным
брелоком стремительно испаряется.
Антигравитационное авто — отнюдь не
роскошь, а суровая необходимость.
Некоторые карты как будто нарочно
созданы с таким расчетом, чтобы до
цели приходилось бежать минут
десять. Ехать, конечно, быстрее, чем
скакать на своих двоих, но что нам с
того? Все равно развить идею до
пристойного уровня не удалось.
Графика идеально соответствует
общей атмосфере игры. Я не покривлю
душой, если скажу, что в стародавней
Deus Ex, откуда
родители «Саботажа»
черпали вдохновение, картинка была
симпатичнее — детище Ion Storm Austin, по
крайней мере, могло похвастать
наличием зеркал. Игровая вселенная
от Avalon Style аскетична во всем. Дома,
смахивающие на коробки из-под обуви,
примитивные эффекты, аутичные NPC-клоны
(на диване запросто могут сидеть
две совершенно одинаковые девушки),
отсутствие каких-либо теней,
разговоры с закрытым ртом…
Модели дружно плачут от
патологической нехватки полигонов.
Страшенных теток не спасает даже
сильно декольтированный костюмчик
из захолустного секс-шопа и
выкрученное до упора FSAA. Взгляните
на скриншоты, и вы поймете, почему
герой в самый ответственный момент
отказался переспать с угловатой
проституткой.
Звук тоже хромает. Постоянное
кривляние актеров раздражает,
выстрелы чересчур игрушечные,
фоновая музыка занудная (бывает,
она вообще не включается), и лишь
бодрая заглавная песня сглаживает
негативные эмоции.
«Попробуйте сзади…»
Модные ролевые элементы
проявились в стандартной форме. За
каждого подстреленного негодяя на
наш счет начисляют очки опыта,
впоследствии трансформирующиеся в
новые уровни и увеличение «внутривенных»
параметров. Сила, ловкость,
интеллект, выносливость, живучесть…
Все и так понятно без пространных
комментариев. А вот специальные
умения — это интересно. Владение
разными видами оружия (специалисты
обзаводятся солидным бонусом к
убойности), самолечение, маскировка.
Самое полезное — «slo-mo», отчего-то
названное «гала-спешка». Весь
мир замирает, а мы волчком крутимся
вокруг противников (именно
сверхчеловеческая вертлявость
иродов была единственной проблемой),
поливая их свинцом и плазмой. Не
забывайте об энергии, запасы
которой расходуются при активации
талантов, и массовое побоище
превратится в легкую прогулку по
грибы.
Наиболее сложные приключения
можно найти в «Подземельях
смерти», находящихся неподалеку
от «Логова хакеров» (местные
кибер-ковбои не слишком заботятся о
конспирации). Сложные не потому, что
дизайнеров посетила спасительная
мысль. Все куда тривиальнее. На
старте у нас отнимают любимую пушку,
броню и прочие манатки. Неумолимо
тикает таймер, рядом беснуется с
полсотни врагов, и я судорожно
пытаюсь сообразить, кой черт занес
меня на эти галеры, ведь никто не
заставлял лезть в дурацкий люк
посреди арены. Честное слово, хоть
бы предупредили!
Помимо традиционной «экспы»
увеличить характеристики
персонажа помогут разнообразные
импланты и… татуировки. Я рад, что
создатели «Саботажа»
играли в Planescape: Torment,
но при чем тут киберпанк, чьи
огрызки равномерно разбросаны по
всей игре? Жители не проявляют
особой набожности, поэтому не
совсем понятно, что за таинственные
духи покровительствуют хозяину
шикарных «татушек». Впрочем,
это не последний стилистический
казус. «Культовый» кабак «Все-таки
Изя» или пошловатая шутка про
Гарри Поттера (будучи в книжном
магазине, не поленитесь посмотреть
по сторонам) в игре тоже очень к
месту, да.
Еще одной неотъемлемой
составляющей жанра RPG являются
квесты. Скучно, серо и вторично —
бесконечная беготня по городу
удручает. Получив задание собрать
компромат на высокопоставленного
промышленного деятеля, наш
протагонист, словно ветер, мчится в
бордель, оттуда к знакомому хакеру,
снова в бордель, потом к заказчику (несправедливо
уволенному работнику упомянутой
где-то выше фабрики), к его супруге и,
наконец, опять к заказчику — дабы
забрать заслуженную награду и
майку марафонца. Стрельба? Разве
что в пределах самообороны и для
развлечения.
Боевые миссии ничуть не лучше.
Разборка в заброшенном гараже,
установка бомбы рядом с важным
конвейером, проникновение в
федеральную тюрьму — все выливается
в необременительные перестрелки.
Принципиально бессмертные
напарники оказывают прекрасную
огневую поддержку. Вот бы они еще
научились бегать с нормальной
скоростью — нам вообще не пришлось
бы расчехлять футуристического
вида ружье.
Что касается диалогов, то и здесь
«Саботажу» не повезло.
Оригинальный текст написан на
английском (над ним трудился
носитель языка), а на нашу долю
выпал перевод — корявый и кое-где
неточный. Заметно, что игру не
прогоняли на русском, либо делали
это невнимательно. Согласитесь,
фразы «найти агентов» и «обыскать
агентов» (только что убитых)
имеют разный смысл. О путанице в
обращениях на «вы» и на «ты»
я даже не заикаюсь, поскольку это —
форменное проклятие всех
начинающих переводчиков с
английского.
Свобода перемещения породила
немало проблем, большую
часть которых разработчики и не
собирались решать. Вы думаете,
известные студии из вредности
выпускают линейные игры? Дело в том,
что загнать игрока на рельсы
гораздо проще. Свобода — дикий зверь,
и с ним мало кто умеет совладать.
Увы, сотрудники Avalon Style — не
исключение. Убить ключевого NPC — раз
плюнуть, а итогом вполне может
стать насильственный рестарт всего
приключения. Вывод: нечего без
нужды давить на курок. При попытке
заговорить «пациент»
подозрительно отмалчивается?
Значит, это и есть ценный груз!
Беречь и сдувать пылинки!
Общая несбалансированность
геймплея и нагромождение ошибок на
корню губит желание проходить «Саботаж»
до конца. Если легкое «манчкинство»
не чуждо вашей утонченной натуре,
то, приземлившись в космопорте, вы
уже через пару часов, не прибегая к
грубому жульничеству, разживетесь
крутой броней, кучей
дорогостоящего оружия и, возможно,
личным автотранспортом. Кстати, на
его приобретение, по замыслу
авторов, необходимо копить чуть ли
не пол-игры. Разбросанные там и сям
сундуки с патронами умиляют, а
магазины служат для реализации
ненужных трофеев.
Тестирование (а было ли оно?)
проводилось абы как — «русский Deus
Ex» полон разномастных «тараканов»,
от разбитых скриптов, мешающих
выполнить сюжетные квесты, до
фатальной несовместимости с
отдельными конфигурациями. Сегодня,
спустя полгода после релиза, патчем
и не пахнет.
«Кто тебя послал»?
Вердикт был ясен с самого начала,
и дальнейшее общение с игрой лишь
подтвердило опасения. Я искренне
надеюсь, что полученный опыт когда-нибудь
пригодится разработчикам, но
сейчас перед нами — слабый,
изобилующий массой недоделок
продукт. Банальный сюжет, занудные
диалоги, плохонькая озвучка,
отсутствие баланса, вялые миссии,
худший в своем классе ИИ — даже
краткое перечисление недостатков
занимает немало драгоценного места.
Однако самое поразительное
заключается в том, что, несмотря на
описанные безобразия, в «Саботаж»
все равно играют и будут играть.
Пока на свете существуют
сексуально озабоченные подростки с
маломощными компьютерами, всегда
найдутся «умельцы», способные
выкатить им два вагона квадратных
сисек. Это не «наезд», дамы и
господа. Это — констатация
общеизвестного факта.
P.S. В качестве
подзаголовков использованы
стандартные фразы, которыми
отделываются от игрока гуляющие по
округе NPC-персонажи. Представьте
себе, что нечто подобное вам выдаст
реальный прохожий, у которого вы
спросили время!
508 Прочтений • [Рецензия на игру Sabotain: Break the Rules] [21.04.2012] [Комментариев: 0]