Если дорогая редакция просит меня
сердечно написать об очередном
проекте Paradox Entertainment, я оказываюсь в
непростом положении. Так обычно
бывает, когда общаешься с играми,
изготовленными по технологии
изящного клонирования. В Hearts of
Iron 2 можно играть несколько
месяцев, год или два. Игроки еще
обсуждают HoI
1.06, а уже вышла вторая часть. К чему
это я? К тому, что хорошо бы найти
десять отличий.
Повторение пройденного
Системные требования
Pentium III/Athlon 800 МГц 128 Мб памяти 600 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium III/Athlon XP 1.2 ГГц 256 Мб памяти 600 Мб на винчестере
Серия HoI — вариант для
законченных милитаристов. «Линейка»
игр, по духу близкая к старой доброй
Europe Universalis, не
сверкает на солнце налетом
пацифизма, но в то же время более
требовательна к талантам
экономиста.
Война — плоть и кровь HoI.
Все здесь подчинено накоплению «мышечной
массы». Экономика существует
исключительно для обеспечения
игрока достаточными
производственными мощностями,
участвующими в создании армии. Как
только напряжение военного
противостояния спадает, становится
неуютно и хочется, чтобы с той
стороны нечаянно стрельнули из
гаубицы по мирным пограничникам.
Те, у кого военной доктриной
всегда была миролюбивая
оборонительная политика, вряд ли
что-то унесут с богатого поля HoI
2. Не обольщайтесь примерами
странных людей, играющих за
Монголию или Соломоновы острова с
целью скопить для потомков баррель
нефти. Это бывшие кровавые
диктаторы, поработившие половину
мира на уровне сложности 5/5 и
сошедшие с ума от своей
безграничной власти. Да, Hearts of Iron 2
— по-прежнему та самая игра, где
разыгрывается карта обыкновенного
человеческого безумия и жажды
расширения жизненного
пространства.
Разработчики, конечно, пытались
умерить пыл зарвавшихся агрессоров,
создав некоторые трудности. Отныне
ресурсы — не роскошь, а сплошная
головная боль. У стран вроде США и
СССР с ними, естественно, все в
порядке, но государствам поменьше
приходится туго. Торговля — вот к
чему склоняют игроков хитрые шведы.
Торговля и политика. Нужно
крутиться волчком, запасаясь впрок
— иначе не выжить. Война, неизбежно
втягивающая к концу 1941 года чуть ли
не весь мир, требует жертв и на
фронтах, и в тылах. Разумеется,
ловкачи умело избегают открытого
военного столкновения, умудряясь
при этом еще и обогащаться. Учитесь.
Hearts of Iron была бы
значительно скучнее, если бы все
сводилось к банальной мясорубке.
Все для фронта
Экономическая система — тяжелый
объект для критики. Игра,
наполненная духом гремящей стали,
интересна другим. Фронты в HoI 2
могут простираться на сотни
километров. Поэтому привычный
тактический/оперативный масштаб
заменен стратегическим. Окружение
пары десятков дивизий — всего лишь
радостное событие, не более того.
Разгром врага — последнее звено в
цепочке сложных манипуляций, где
необходимо думать на много ходов
вперед, угадывая поступки
противника и опережая их.
Так в действие вступает наука. И
теперь мы не просто изучаем какие-то
технологии — этим занимаются
конструкторские бюро или ученые. Порше
проектирует танки, Крупп —
стрелковое оружие и артиллерию; Курчатов
корпит над водородной бомбой; КБ Туполева
разрабатывает новые модели
самолетов.
Впрочем, внедрение методов
управления подвижными
механизированными соединениями
можно доверить хоть КБ
Сталинградского тракторного
завода. Только потом не удивляйтесь
медленным темпам работы. У всех
организаций и отдельных
высоколобых личностей есть «скиллы»,
соответствующие специализации, и
каждому следует присваивать задачу,
исходя из реальных возможностей.
Чеканным шагом
Итак, маршалы-идиоты расстреляны,
ученые трудятся в поте лица над
новыми танками и самолетами, а
ресурсы вроде бы позволяют
отобрать у соседа кусок территории.
Будьте готовы к тому, что
прогрессивная мировая
общественность обязательно осудит
любую агрессию. Вас обвинят в
попрании демократических
ценностей и прав человека.
Возмутятся диссиденты, начав
вербовать в свой стан новых
сторонников с удвоенной силой.
Одним словом, с бухты-барахты
напасть на кого-либо не удастся.
Войну в HoI нужно
планировать на уровне политика и
экономиста. Иногда завоеванные
площади ничего не стоят по
сравнению с потерянными торговыми
соглашениями и авторитетом.
Если столкновение неминуемо, пора
подключать старший офицерский
состав. Маршалов и генералов,
конечно, много, а вы, несравненный
их повелитель, — один. И заботиться
обо всем тоже вам. Правда, ношу
непосредственного ведения боевых
действий разработчики всячески
старались облегчить. Получилось
плохо — в крупных военных
конфликтах по-прежнему полно
сумбура. Но некоторые алгоритмы
стали проще и понятнее. Например,
огневая поддержка.
Не смогли в Paradox побороть и
распространенные проблемы. Роль
авиации нивелирована. Окруженные
дивизии противника, как и прежде,
начинают активно делиться и
рыскать по тылам, совершенно не
обращая внимания на исчезновение
снабжения. Зато пробиваться к своим
им в голову не приходит, хотя по ту
сторону котла товарищи отчаянно
штурмуют позиции в надежде
прорвать кольцо.
Закрывая глаза
И все же очевидных достоинств у Hearts
of Iron 2 гораздо больше, чем
недостатков (от некоторых из них
игре таких масштабов никуда не
деться). Это настоящий
стратегический мастодонт. Очень
серьезный проект.
1253 Прочтений • [Рецензия на игру Hearts of Iron 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]