Silent Hunter 3 я ждал с
особенным чувством. В голове
вертелись названия симуляторов,
«зарезанных» еще на стадии
разработки, перед глазами вставала
чудесная картинка (чему активно
помогали роскошные скриншоты), а
разум отказывался от счастливого
будущего в пользу здорового
прагматизма. Делать симуляторы
сегодня немодно и невыгодно. В
отличие от воздуха, где дело пока
обстоит неплохо, на море давно уже
царит полный штиль.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.5 Гб на винчестере
Догадки неожиданно подтвердили
ребята из Sonalysts, выпустив-таки
многострадальную Dangerous
Waters. Роды оказались
трудными. Ни один приличный
издатель не взял бы такой проект. В
итоге мы получили превосходный
симулятор и посредственную игру.
Кто следующий?
Но Ubisoft изначально находилась в
выигрышной позиции. Главным
образом потому, что нынешняя война
на море — очень непростая тема (вы же
знаете, что стало с Harpoon
4). Со Второй мировой все
гораздо проще. Во всяком случае, Silent Hunter и Silent Hunter 2 — игры
довольно популярные, чего никак не
скажешь о 688(I)
Hunter/Killer. А вообще сейчас
можно издавать хоть симулятор
мотоцикла BMW с пулеметом на коляске
— сожрут не глядя.
Впрочем, оставим лирику в покое. SH
3 вышла, и это по-настоящему
радостное событие.
О чем-то лучшем
От Ubisoft никто не требовал
подвигов. Всем хотелось увидеть
аналог первой части в современной
графической оболочке.
Авторы разумно начали с
восстановления вида центрального
поста. Во второй части он почему-то
исчез, что вызвало волну народного
гнева. Кстати, ЦП (а также отделения
радиста и оператора сонара) — акт
чистого искусства.
Тяжело оценить, сколько сил и
времени отняли художества, — все-таки у
лодок внутренний вид зависит от
типа. Несмотря на несопоставимую
сложность задач, попробуйте
представить авиасим не с кабиной, а
с набором приборов в окошках.
Правда, распоряжаться таким
богатством на протяжении игры не
приходится. Работа проведена
серьезная, но… бесполезная.
Эстетика во всей красе. Зато если вы
хотите знать, что такое игры —
бизнес или ремесло, — взгляните на SH
3.
Это касается и графики. Серия
никогда не была обделена
передовыми графическими решениями,
и Silent Hunter 3 — не исключение.
Рассказывать тут особо не о чем —
надо видеть1. Рассматривать
свою красавицу — истинное
удовольствие. Субмарины изображены
даже не с тщанием, а с любовью. До
мельчайшего пятнышка ржавчины.
Естественно, все апгрейды
отражаются на облике лодки.
Ради такой красоты не жаль и
нескольких процентов реализма,
пожертвованных внешней камере.
Разработчики хорошо потрудились
над деталями. Взрывы, столбы воды,
обломки, летящие во все стороны, —
неповторимое ощущение морского
боя. Ночью — еще лучше. Огонь вышел
на загляденье, осветительные
снаряды неподражаемы.
На палубе матросы…
В механике игры изменений
немного. Серьезная ставка сделана
на менеджмент команды и
модернизацию лодки. Над этим
корпели, пытались, видимо, отойти от
рутины бесконечного
патрулирования. Задумка симпатичная, и ее
воплощение мне понравилось.
Атмосфера игры чувствуется всеми
порами. Проходит время, и ты уже
знаешь всех по именам; возишься с
ними, награждаешь. Ведь каждый член
команды — личность. К тому же от
опытности экипажа в целом зависит
успех похода. Если вы предпочитаете
руководить, то расчет торпедного
треугольника должен выполнять
бывалый офицер, равно как и вести
цель. И так везде. Стрельба из
зенитных автоматов или орудия,
загрузка торпед и обслуживание
моторов… Чем опытнее люди, тем
больше шансов на победу и тем выше
вероятность пришвартоваться в
желанном порту.
Устранение неисправностей и
оперативная починка отныне
осуществляются экипажем. Для этого
даже выделена отдельная
специализация. Бывает, ломается
какое-либо оборудование — ремонтной
бригаде все по плечу. Между прочим,
ремонт наружных повреждений —
занятие рискованное. Хотя рабочих
на корпусе лодки не видно, их могут
убить. Да и внутри лодки слесарям
тоже приходится несладко. Особенно
в затапливаемых отсеках.
Трудовые будни
Выход в море никаких сюрпризов не
приносит. Все родное, знакомое.
Похоже, разработчики симуляторов
подводных лодок нашли единое
решение для интерфейса,
подходящего для таких игр.
Контекстные меню с иконками —
идеальный вариант.
Все претензии в основном к карте.
Маркеры подписывать нельзя,
поэтому их ценность стремится к
нулю. Ну, и транспортира нет
(добавляется патчем). А если в
настройках убрать подсветку целей,
не очень удобно работать только по
пеленгу.
Организация кампании базируется
на специфике предыдущих серий.
Выдаются какие-то задания на
патрулирование, но их можно
игнорировать — никто не обидится. С
одной стороны — жесткие миссии, с
другой — свобода действий. И опять
разрешили сохраняться там, где
захочется.
Впечатления от кампании двоякие.
Свобода — это, несомненно, хорошо, но
слишком уж безжизненным кажется
игровой мир. Пустые порты, полное
отсутствие союзников (настоящие
«волчьи стаи» — в сетевой игре)
и вражеских подводных лодок. Даже
радиосообщения носят крайне
лаконичную форму. Максимум —
подскажут координаты крупного
конвоя. Частично проблема
выправляется патчами, помогают
модификации умельцев, и все же
заметно, что авторы мало заботились
о нюансах.
История одного противостояния
Остается играть, полагаясь на
фантазию либо используя игру в
качестве учебного пособия.
Во втором случае SH 3
можно доверять, но не во всем.
Напомню: речь идет исключительно о
немецких подлодках. Основной ТВД —
Атлантический океан. В самом начале
что-то происходит в северной его
части, чуть позже эпицентр
переносится (по желанию) в
Средиземное море. Лично я считаю
такой расклад наиболее
привлекательным. Битва за
Атлантику — неисчерпаемая тема,
хоть романы пиши. И кое-что у Ubisoft
получилось неплохо.
Если проводить исторические
параллели, то напряжение в борьбе с
силами ПЛО нарастает к 1943 году, а
ближе к 1944-му игра принимает
драматический (для подлодок)
оттенок.
Лодку, как было сказано выше,
можно модернизировать. Дело
нехитрое, но в некоторых вопросах
усердствовать не стоит. Например,
вы постепенно поймете, что
увеличение мощи зенитной
артиллерии все равно не позволяет
справиться с самолетами
противника, поэтому бессмысленно
тратить «очки», начисляемые за
успехи, на ерунду. Лучшая тактика в
такой обстановке — быстро
погрузиться, не заигрывая с
авиацией (вот в SH 2 с ней
особых сложностей не возникало).
Что же до кораблей ПЛО, то тут
разработчики из огня сразу
прыгнули в полымя. Раньше зверству
охотников за подводными лодками не
было пределов, будь то миноносец
или судно береговой охраны.
Глубинными бомбами по рубке
доставалось в обязательном
порядке. Теперь играть в
кошки-мышки стало проще. До конца 1942
года об эсминцах можно забыть.
Более того — топить их пачками.
Здесь начинается самое интересное.
Наиболее действенный способ
разорения конвоя — всплыть на
поверхность и разбить единственный
корабль охранения. Конечно же,
вообразить такую ситуацию в
исторической реальности нельзя.
Однако бывает и хуже. Мне
удавалось перестреливаться с парой
эсминцев одновременно, попутно
отбиваясь от самолетов. Что могло
бы заставить командира подводной
лодки поступить так добровольно? Но
в SH 3 это рядовое,
обыденное явление. Отчасти в том
виноваты послабления в модели
повреждений самой лодки, обычно
отличающейся отменной живучестью,
и неоправданная эффективность
палубного орудия. Точность нашей
стрельбы великолепна даже в
сильную качку. Зато ИИ с
удовольствием мажет.
Тем не менее, рано или поздно с
такими фокусами придется
попрощаться. Дуэлянты по-прежнему
будут чувствовать себя привольно,
но настойчивость эсминцев к 1943 году
ощутимо возрастает, и возможностей
избежать наказания, как на раннем
этапе войны, появляется все меньше.
Стреляем веером
Трудности вообще идут SH 3
на пользу. Автоматический расчет
торпедного треугольника отбирает
львиную долю адреналина высшей
пробы. Отключите его — тогда каждая
единица потопленного тоннажа будет
вызывать непомерный восторг.
Бороться придется и с плохой
погодой, и со стрелкой секундомера,
которая крадет драгоценное время
на подготовку к залпу, и с
многочисленными капризами
ненадежных немецких торпед.
В общем, в Silent Hunter 3
всегда найдется занятие. Это очень
редкий случай, когда недовольных и
равнодушных просто нет. Как написал
бы уставший музыкальный критик:
пленных игра не берет.
1Учтите, что на видеокартах
без поддержки пиксель-шейдеров v1.1
(минимум) сделать этого не удастся.
Игра крайне требовательна к
ресурсам компьютера. Готовьте
процессор покрепче и гигабайт
оперативной памяти.
1281 Прочтений • [Рецензия на игру Silent Hunter 3] [21.04.2012] [Комментариев: 0]