Появление серьезного
тактического шутера — событие,
способное в плане уникальности
соперничать с парадом планет или
солнечным затмением. После Raven Shield мы не
видели ничего по-настоящему
достойного (Hidden &
Dangerous 2 не в счет; уж слишком
велика пропасть между современным
спецотрядом и диверсантами времен
Второй мировой войны).
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
SWAT 4, как часто случается
с хорошими проектами, пришла
незаметно. Почти шесть лет минуло с
премьеры предыдущей части, и армии
поклонников помаленьку
рассосались. По сравнению с
совместным детищем Ubisoft Montreal и Red Storm
наша гостья выглядит и
функционирует иначе, но это не
имеет значения. Ведь даже без
благословения Тома Клэнси (Tom Clancy)
можно делать классные игры.
Специальные солдаты
Не нужно быть Нострадамусом,
чтобы догадаться — в SWAT 4
игроку отведена роль командира
элитного спецподразделения,
выполняющего задания, которые для
обычных полицейских чреваты
потерями в личном составе.
Освобождение заложников, захват
особо опасных преступников,
усмирение разбушевавшихся
гангстеров…
И никаких баек про неонацистов и
латиноамериканских диктаторов,
вздумавших поработить весь мир.
Миссии не связаны единым сюжетом —
перед нами суровые будни
американского «омоновца».
Читаем развесистый брифинг (для
желающих максимально погрузиться в
атмосферу игры предусмотрен
поминутный хронометраж — от звонка
в «911» до прибытия нашего
автобуса), выбираем оружие,
спецтехнику, способ проникновения
на объект и окунаемся в пучину
городского боя. Пяти человек вполне
достаточно для критических
ситуаций. У противника небогатый
выбор — поднять лапки к потолку или
схлопотать дозу свинца. Нечаянных
свидетелей операции тоже
необходимо заковывать. В мировой
практике нередки случаи, когда
бандиты, осознав безвыходность
положения, сами притворялись
заложниками.
Управление — не последнее
достоинство игры. В систему
контекстно-зависимых приказов
влюбляешься сразу и на всю жизнь.
Наводишь прицел на дверь —
зажимаешь правую кнопку мыши —
получаешь список героических
поступков. Ворваться, метнуть
гранату (есть слезоточивый газ,
давно знакомые «флэшбэнги» и
интереснейшая модель с
разлетающимися резиновыми
шариками), вскрыть замок, навесить
заряд С2, заглянуть в щель с помощью
диковинной оптической штуковины —
командир, как и должно быть,
руководит, а не пытается на
собственном примере показать
ошибки. Для пущего удобства отряд
поделен на двойки — «красную» и
«синюю». Рекомендую постоянно
держать двух бойцов при себе (для
охраны), а другую пару отправить
выполнять мелкие военно-тактические
поручения.
Меня распирало от радости, пока я
наблюдал за тем, с каким
профессионализмом и грацией
спецназовцы закидывают в комнату
гранату. Они располагаются по обе
стороны проема. Один из них достает
гранату и выдергивает чеку…
Заметьте, лишь после всех
приготовлений его напарник
открывает дверь! Взрыв, «ошпаренные»
враги и полная победа здравого
смысла над маразмом, процветавшим в
рядах «Радуги шесть».
Заранее написанные скрипты
всегда работают «на ура», а вот
AI (в любой ипостаси) подвержен
традиционным недугам — «заторам»
в дверях и нежеланию переключаться
на «второстепенное» оружие.
Злодеи, в случайном порядке
распределенные по помещениям,
сидят на заднице и покорно ждут
смерти. Самые умные понимают, что
против пятерки профессионалов им
не устоять, и с истеричным воплем
«Копы!» улепетывают в
ближайшую дырку. О минимальной
координации и взаимодействии с
особенностями интерьера мечтать не
приходится. Помнится, наткнувшись
на нескольких автоматчиков,
засевших в банковском хранилище с
одной-единственной крошечной
дверкой, я решил, что без кучи
дымовых шашек (в игру почему-то не
попавших) и «поллитры» здесь не
обойтись, но все оказалось проще.
Вместо того чтобы организовать
нормальную оборону, паникеры
выскочили под пули, а кто
поскромнее — забились в угол в
ожидании справедливого возмездия.
Во времена Raven Shield
инфантильное поведение можно было
простить, но сегодня хочется чего-нибудь
более сложного.
Перестрелки по-прежнему
молниеносны. Когда врываешься в
комнату, счет идет на десятые доли
секунды. Крики, мечущийся луч
подствольного фонарика — если
осоловевший от вспышки световой
гранаты боевик слишком долго
размышляет, бросать ему свой «Калаш»
или нет, поможет хитрый
электропистолет либо аккуратный
выстрел в ногу. Игроки, воспитанные
на идеалах Rainbow Six,
рискуют потерять добрую половину
очков за немотивированную
жестокость. В руководстве к игре
ясно сказано, что использование
табельного «ствола» допустимо
только в целях самообороны. Точка.
Израненный, но живой преступник
нравится начальству больше, чем
бездыханная тушка в луже крови. И не
ленитесь регулярно докладывать по
радио о местонахождении
обнаруженных заложников,
обезвреженных злоумышленников и
тяжелораненых членов отряда.
Пальба пальбой, однако о
бюрократических тонкостях
забывать не стоит — непоседливую
старушку придется облить из
газового баллончика, а полумертвую
от издевательств жертву маньяка
уложить носом в пол.
Детализация уровней сделала бы
честь любому высокобюджетному
шутеру. У пригородного домика, в
подвале которого бесчинствует
психопат с садистскими
наклонностями, нам ухмыляется
октябрьская тыква. В подсобке
подпольного тотализатора свалено
развлекательное оборудование. Над
разгромленным пунктом охраны
мелькает красная надпись «security
breach». В ночном клубе на входе
продаются фирменные футболки. В Raven
Shield я искренне восхищался
кривой лестницей на зимней карте.
Поверьте, тут обстановка еще
реалистичнее. Разве что
выключателями щелкать нельзя.
Наши соратники и бандиты из
трехмерных фигурок превратились в
живых людей и при случае не ленятся
комментировать игровые события.
«Ты еще пожалеешь», — шипит
сквозь зубы скрученный негодяй. «Ты
не первый говоришь мне это», —
нехитрые угрозы не мешают потуже
затянуть наручники. «А я-то думал,
что уже все повидал», — бормочет
один из бойцов, окидывая взглядом
мрачное логово сектантов… Мелочь,
а сколько удовольствия!
К внешнему виду никаких претензий.
Не Doom 3, но на
фоне нынешних портов смотрится
конкурентоспособно. Качественные
модели, простенькие, но стильные
световые эффекты, симпатичные
текстуры — несомненный талант
дизайнеров Irrational Games позволил
сотворить из банальных
урбанистических «коробок»
замечательные декорации. Очень
жаль, что в игре нет музея. Карта в
духе первой миссии Raven
Shield: Athena Sword не помешала бы.
На страже человеколюбия
Стихийным бедствием для SWAT 4
стало поразительное человеколюбие
напарников. Из-за того и мрут.
Доктрина ответного огня себя
оправдывает, если нас просят
захватить парочку ценных
бандюганов, но когда за стеной
поджидает компания боевиков в
бронежилетах, начинаешь скучать по
команде «огонь на поражение».
Ближе к финалу «мясо» ничуть не
хуже, чем в Rainbow Six, и вопли
«руки вверх» становятся
неуместными. Проблему усугубляет
то, что электрошокером и газовым
баллончиком, похоже, умеет
пользоваться лишь главный герой.
Да-да, в игре есть «мирное»
оружие. Брать иродов живьем
необязательно, но почетно — только
так вы заработаете рейтинг «100 из
100». К услугам гуманистов «шотган»
с резиновыми пулями, пейнтбольное
ружье, заряженное шариками с «перцем»,
и упомянутый баллончик. Ласково
ткнуть тугодума прикладом в живот
не разрешают, всякий раз приходится
убирать автомат и тратить
драгоценное время.
Знакомство с вооружением
вызывает закономерное возмущение.
Маловато. Штурмовая винтовка М4А1 (укороченная
версия М16), помповый дробовик, его
полуавтоматический собрат М4 Super 90 (удивительно
неточный и бестолковый), немецкая G36
и два безымянных SMG, в чьих
очертаниях узнаешь знаменитые
H&K… Имеется вариант с глушителем,
но толку от него немного. А вот над
правильным выбором боеприпасов
стоит подумать. Кстати, абстрактное
действие «secure weapon» наводит на
всевозможные мысли. Конечно,
оставлять связанных врагов в метре
от АК-47 — верх беспечности, но я не
понимаю, куда наши бойцы девают
весь этот арсенал.
Применение снайперов —
традиционный элемент спецоперации,
но уж больно неоднозначно он
реализован. Мы не можем отдать
команду стрелять и спокойно
продолжать штурм. Игроку придется
активировать снайперское «окошко»
и лично продырявить пару чересчур
горячих голов. В Raven Shield
было удобнее и реалистичнее. Нажал
кнопку — стрелок открыл сезон охоты.
Со сложностью вышла промашка.
Численность врагов, скорость
реакции, сверхчеловеческая
меткость — удел конкурентов. В SWAT
4 важны очки, начисляемые за
профессиональное поведение (и
снимаемые за ураганную пальбу). Мы
заранее выбираем нижнюю планку и
стараемся вписаться в нужную сумму.
Захватили всех преступников? Ни
один гражданин не пострадал? Не
забывали постоянно докладывать
статус командованию? Поздравляю —
это и есть «elite». Не хватило
пары баллов? Не беда — количество
переигрываний не ограничено.
Раздражает неимоверно. На высокой
сложности противник сдается совсем
неохотно, а убивать гадов — себе
дороже. Остается установить
позорный «normal» и наслаждаться
собственной крутизной. Захотите
настоящего экшена — включайте «быстрые
миссии».
Убийства «понарошку» —
очередная уступка в пользу
геймплея. Потеря сознания — худшее,
что может произойти с
оперативником. Для ветерана Rainbow
Six гибель опытного штурмовика
нередко означала рестарт уровня.
Сравнительно незамысловатая
тактика — не недостаток, а, скорее,
особенность SWAT 4. Забудьте
о слаженной работе групп и мудреном
планировании из Rainbow Six.
Здесь от нас не требуют синхронно
запрыгивать в комнаты с разных
сторон и стрелять через закрытые
двери. Теоретически можно
заставить боевую двойку
действовать самостоятельно,
наблюдая за ней на специальном
экране, но лишние трудности, как
правило, себя не окупают.
Эффективнее бороться с
преступностью совместно, методично
«зачищая» территорию.
Тактика года
Проведя за игрой уйму времени, я
признаю, что незначительные
придирки не помешают SWAT 4
стать лучшим тактическим шутером
2005 года. Учитывая неведомую судьбу Rainbow Six: Lockdown,
это более чем вероятно — Close
Combat: First to Fight, Delta
Force Xtreme и прочим
неоперившимся представителям
жанра до такого уровня далеко.
Правда, слегка огорчает
продолжительность. «Чертова
дюжина» миссий пролетает за два
дня, хочется больше. Больше оружия,
больше видов заданий, больше
свободы в управлении подчиненными.
Тогда игра станет идеальной.
886 Прочтений • [Рецензия на игру SWAT 4] [21.04.2012] [Комментариев: 0]