Многие пытались поженить воришку
Гарретта с Ларой Крофт, но всякий
раз затея буксовала на месте.
Сначала была Picassio
от Promethean Designs, сразу напугавшая
народ пачкой скриншотов из пресс-релиза.
Позже за дело взялась Krome Studios, чья Kat Burglar
щегольнула розовым платьем,
украденным из гардероба Кейт Арчер,
и сгинула навеки — ее создатели
переключились на детские аркады.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 2.4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2.4 Гб на винчестере
Круг почти замкнулся в 2003-м: Core Design
снарядила знаменитую
исследовательницу гробниц на ограбление Лувра,
но в итоге рухнула лицом в
парижскую грязь. А год спустя с
треском провалилась электронная
версия Alias,
утянув за собой в могилу
издательство Acclaim Entertainment.
Даже сегодня, когда диски с
надписью «Stolen» с
первой космической скоростью
вылетают из форточек мира, а бывшие
сотрудники Blue52 ищут новую работу,
находятся люди, мечтающие поднять
тему «женского стелса» с
коленей — московская компания PIPE
Studio ваяет экшен «Искусство
ограбления». Ей мы и
посвящаем этот печальный рассказ.
Отчаянная домушница
На бумаге Stolen была
отличным проектом. Обольстительная
преступница в латексе, негодяи,
будто сошедшие со страниц
американского комикса, акробатика,
мини-игры, хитроумные ловушки,
высокотехнологичные гаджеты,
смертельные трюки с канатом в духе
«Mission: Impossible», киношная музыка —
всё кричало о блокбастере
пятизвездочного масштаба. Казалось
бы, вот он, готовый хит, который
положит начало мультимиллионному
брэнду, только помоги авторам и дай
им еще немного денег…
Сказка не стала явью. Мисс Ане
Романовой, что живет и ворует в
бандитском граде Forge City, не видать
большой лиги. Ее хрупкая фигурка не
украсит глянцевые обложки
популярных журналов, а очки в
модном стиле «Смотрите, меня
видно в кромешной мгле» не
вызовут жгучую зависть у
владельцев трехглазого Сэма.
Почему?
Для игры, где от умения прятаться
зависит жизнь героини, Stolen
обладает на редкость
отвратительным освещением. Кто
виноват — старуха PlayStation 2, выбранная
на роль наименьшего общего
знаменателя, или крюкоруки
программистов Blue52, — уже не
разберешь, но факт остается фактом —
в Forge City нет мягких теней. То, что
есть, напоминает лужи чернил,
вылитых неизвестным шутником в
корявые формочки. Перешагнув черту,
мисс Романова моментально
скрывается от любопытных глаз. А
Гарретт, бедняга, мучался…
Физика отсутствует, модель
распространения звука сводится к
формуле «не бегай быстро, а то
услышат», а лампы — внимание,
знатоки оптики! — не являются
источниками света. Они — не более
чем повод засунуть в очередную
локацию несколько лайтмэпов
диковатых оттенков.
Электромагнитные дротики, с
легкостью отключающие обычные
светильники с «грушами», не
влияют на флуоресцентные трубки.
Разноцветный индикатор видимости в
действительности знает лишь два
состояния: «всё спокойно» и «полный
капут», причем доверяться ему не
стоит — лживое устройство наврет с
три короба при первом удобном
случае. Колонны и прочие
препятствия нередко пропускают
лучи карманных фонариков, выдавая
местонахождение Ани. И это,
заметьте, после установки патча.
Главную скрипку в графической
какофонии Stolen играют
чудовищные текстуры. Четыре
доступные карты (да-да, их четыре!)
— музей, тюрьма, корпоративная штаб-квартира
и секретная база злодея, — выглядят,
вопреки ожиданиям, как сиамские
близнецы. Пол, стены и потолок
покрывает белесая масса, местами
переходящая в расплывчатую пародию
на кафель, мрамор, сталь и кирпич.
Трудно понять, чего не хватает
людям, ее рисовавшим, — вкуса или
зрения. Тоскливая муть расползлась
и по скудному убранству тяготеющих
к кубизму локаций, где бродят, спят
и болтают десятки копий одной и той
же модели жирного полисмена.
Миссия: не нужна
Stolen — это восемь часов
блужданий по комнатам-пазлам,
висящим в черном вакууме
межуровневого пространства. Лишь
карта да попадающиеся иногда
вентиляционные люки вяло создают
иллюзию единого мира. Задания
обычные — украсть, отключить,
сфотографировать, — а взлом замков,
вычисление компьютерных кодов,
вскрытие сейфов и художественное
вырезание дырок в стальных
пластинах выполнены в виде мини-аркад,
страдающих от медлительного
управления. Спецсредства позволяют
метить передатчиками охранников,
временно обесточивать камеры,
подсматривать за врагами сквозь
двери и устраивать небольшие
диверсии, но всегда можно обойтись
и без них. Наконец, нам разрешают
ковыряться в шкафах и мусорных
бачках, разбираться с
необязательными поручениями и
втихую обчищать карманы ничего не
подозревающего персонала в погоне
за бонусным концепт-артом.
Удовольствия, правда, не будет.
Вместо того чтобы предложить
свободу действий и альтернативные
пути решения задачек, Stolen
отправляет нас в прогулку по шпалам
абсолютно линейного геймплея.
Вариантов мало: долго и муторно
сидеть в темноте, запоминая
маршруты патрульных, дабы потом
сделать единственно верный шаг,
либо забыть об осторожности и
вихрем промчаться по коридорам,
оставляя повсюду горы трупов.
Впрочем…
В отличие от Гарретта, у которого
был выбор — оглушить, убить или
обездвижить несчастного гарда, —
тов. Романова предпочитает
гуманное отношение. Серьезная
ошибка, ибо придушенные, избитые и
парализованные стражи приходят в
себя через 5-10 секунд и немедля
зовут подмогу. Почему девушка, без
труда перетаскивающая бездыханные
тушки 120-килограммовых громил, не в
состоянии толком «вырубить»
хотя бы одного оппонента? Почему в
арсенале нет флакончика с
хлороформом? Да потому что это
глупое ограничение высосано из
пальца.
В общем, в драки лезть не стоит. Во-первых,
противник встанет на ноги быстрее,
чем вы успеете прочитать вслух
предыдущий абзац, и непременно
поднимет тревогу. Во-вторых, на
сражение порой уходит половина
здоровья — ИИ безнадежно туп, но
стреляет метко. В-третьих, анимация
немногочисленных боевых приемов
Аннушки вызывает стойкий рвотный
рефлекс.
Real bad news
В довершение всех бед оно
тормозит. И речь идет не о вычурных
режимах вроде 1920х1200, не о
заоблачных параметрах
полноэкранного сглаживания (оно
все равно не поддерживается
здешним движком), а о старом добром
800х600х32. Прыткий Pentium 4 3 ГГц хрюкает
от усердия уже в главном меню, не
понимая, как можно в 2005 году
показывать картинку уровня PlayStation
со скоростью 15 fps. Патч помогает не
лучше, чем мазь от насморка — при
переломе ноги.
Приструнить оператора,
снимающего это паралич-шоу, нельзя.
Он выбирает наиболее неуклюжие
ракурсы, бесцеремонно влезает в
тело героини, запоздало реагирует
на движения мыши и постоянно
напоминает, что ему глубоко плевать
на ваши шпионские страсти. Кстати,
вас привлекает перспектива
погибнуть в ходе просмотра
скриптового ролика по воле
дизайнеров, не посчитавших нужным
останавливать время для
драматических мизансцен?
А еще наша подопечная то и дело
«зависает» на ровном месте.
Представьте себе напряженный
момент: охранник уходит в дальний
конец холла, и мисс Романова
подкрадывается к Сюжетно Важному
Компьютеру. Внезапно включается
свет, а прямо над ней оживают сразу
две камеры слежения. Их «слепое»
пятно находится у самой клавиатуры.
В запасе — пара секунд. Аня пытается
протиснуться между столом и
креслом, но намертво прилипает к
мебели. Вторая попытка… безуспешно!
Гримаса ярости на лице, трясущиеся
руки, соседские дети, прижавшиеся к
стене, чтобы услышать отборную
ругань… После пятой загрузки
«чекпойнта» в голове возникают очень
злые мысли. Жаль, что у Blue52 Games
больше нет своего офиса.
Антисанитария
Stolen — одна из тех игр-неудачниц,
которым не следовало появляться на
публике. Хорошая идея, бодрый
вступительный ролик и симпатичная
музыка погребены под
многокилометровым слоем протухшей
графики, гнилого дизайна уровней и
программного мусора.
Господа разработчики «Искусства
ограбления», пожалуйста, не
проходите мимо полок со Stolen.
Всего за 200 рублей вы получите
наглядное пособие о том, как не надо
делать «стелс»-экшены.
P.S. По иронии судьбы, игра
сама предсказала свою участь —
пираты украли её за полмесяца до
официального релиза.
1021 Прочтений • [Рецензия на игру Stolen] [21.04.2012] [Комментариев: 0]