В недавнем интервью сайту Boomtown
президент LucasArts Джим Уорд (Jim Ward)
пожаловался на плачевное состояние
современных игр. Мол, нет в них
ярких, запоминающихся героев,
исчезли куда-то захватывающие
сюжеты, остался лишь голый
геймплей. Видимо, запамятовал
высокий руководитель, что за
последнюю пятилетку его компания
задушила немало проектов с
интересными персонажами и
разогнала одну из самых
талантливых адвенчурных команд в
индустрии.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 3.9 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 3.9 Гб на винчестере 16-кнопочный геймпад
Часть того коллектива во главе с
создателем Grim FandangoТимом
Шефером (Tim Schafer) осела в студии
Double Fine Productions и четыре с лишним года
корпела над Psychonauts, в
которой есть всё, чего не хватает
мистеру Уорду — колоритные
типажи, отличные диалоги и киношный
сценарий.
«My name is Rasputin. But everybody calls me Raz»
С первых секунд великолепного
шестиминутного «интро» Psychonauts
четко дает понять, кто рисовал
гротескные физиономии и
угловатые «задники». Художники
Double Fine набили руку еще в эпоху Day
of the Tentacle, и это ощущается в
каждом кадре. Экстравагантности
тут в избытке и без черно-белых
масок Дня Мертвых. Задумай
«старая LucasArts» сделать
классическую аркаду с прыжками,
гимнастикой на брусьях, бонусами и
злобными «боссами», всё
выглядело бы именно так.
Изломанный сырно-желтый
полумесяц и свернувшиеся улитками
облака над частоколом еловых
конусов отсылают к Secret of Monkey
Island. У подножья Шепчущей Горы,
где ягуары владеют пирокинезом, а
рыбы ходят на двух ногах, работает
летний лагерь для детей с
необычными дарованиями. Здесь
готовят будущих сотрудников
секретной правительственной
службы «Psychonauts»1.
Юный Распутин, он же — Раз, попал
сюда без приглашения. Свалился с
дерева прямо во время всеобщего
сбора, испугав детвору очками
потомственного сталевара и вызвав
неподдельное любопытство
наставников. Конечно, непрошеного
гостя надо вернуть родителям, но
особо торопить события не стоит —
нечасто ведь к вам в ученики желает
податься вундеркинд с задатками
суперпсионика!
В тот момент ни инструктор
Олеандр, ни знаменитые агенты Саша
Найн и Милла Воделло не подозревали о
том, что всего через 24 часа Распутин
избавит новых друзей (да что там —
всю планету!) от жуткой угрозы…
«In Russia, bears much smaller. Also more hair. Less
lurking»
Впрочем, пока злодей только
вынашивает коварные планы, мы можем
познакомиться с лагерем и его
обитателями. Вот скучающая
отличница Лили, мгновенно
«запавшая» на Раза; свои
чувства она прячет за колючим
забором едких острот. Грустно
перебирает короткими ножками
неудачник №1 — пухлый малыш Доген в
серебряной панаме, спасающей
окружающих от его взрывоопасного
умения. Ему достается больше всех
тумаков от главного забияки Бобби
Зилча и его трусоватого прихвостня.
Возле столовой загорают модницы с
повадками взбалмошных кинозвезд;
их волнует лишь маникюр и новые
прически.
Чуть поодаль отдыхает… Михаил
Булгаков — долговязый юноша в
пионерском галстуке и гигантской, с
шесть голов высотой, шапке.
Коверкая английские слова, он
рассказывает о заветной мечте —
найти лысого медведя и победить его
в рестлинге. Что сказал бы на это
его тезка?
Все присутствующие ругаются,
спорят и разговаривают, наполняя
окрестности Шепчущей Горы жизнью. Шефер
& Co. сотворили великое множество
смешных сценок и диалогов,
превращающих даже n-цатую прогулку
в развлекательное шоу, полное
удивительных открытий. А еще немало
веселья доставляет использование
способностей и предметов не по
назначению! Попробуйте щекотать
перьями, поднимать в воздух и
поджигать всякого, кто попадется
под руку — услышите немало занятных
фраз и снова насладитесь отменной
озвучкой в традициях
лукасартовской школы.
Хм… и почему дворник, продавец из
лавочки пси-барахла, лесничий и
смотритель лодочной станции словно
две капли воды похожи на
легендарного агента Круллера,
живущего в тайной подземной
лаборатории? Ответ не настолько
тривиален, как кажется.
Scavenger hunt
Мелкие шалости и увлекательные
беседы — верхушка айсберга. Вирус
собирательства, присущий всем
хорошим аркадам, поражает в Psychonauts
со скоростью молнии. И дело не
столько в том, что каждый найденный
бонус приближает Раза к
«левел-апу», сколько в
стремлении добраться, наконец, вон
до той хитро спрятанной карты,
чтобы пойти в магазин, купить Psi Core,
сделать из него и девяти клочков
картона Challenge Marker и заработать
очередной ранг.
Мало? Тогда возьмитесь за
выполнение «Scavenger Hunt»,
продвигающей самоучку на целых 8
ступенек. Эта охота за шестнадцатью
раритетами требует акробатической
ловкости (у нашего протеже, чье
детство прошло в бродячем
цирке-шапито, ее хоть отбавляй) и
смекалки. Попытайтесь отнять орех у
параноидальной белки и выдернуть
череп, намертво застрявший в
гейзере!
Пламя азарта раздувает блокнот,
куда, помимо текущих целей,
автоматически заносятся последние
сводки о добыче полезных предметов
в районе. Ничто не подстегивает
сильнее, чем надпись «Challenge Cards: 14
of 16». Беспокоиться, если что-то
никак не удается поймать, не стоит:
значит, у Раза пока нет нужной
способности. Левитационная сфера,
появляющаяся в арсенале к середине
игры, позволит забраться в самые
труднодоступные уголки уровней.
Без денег, разумеется, не
обошлось. Роль валюты исполняет
пситаниум — таинственное вещество,
пробивающееся на поверхность из
горных недр. (Благодаря ему и
мутировала вся местная фауна.)
Собирать розовые «стрелки»,
торчащие из земли, просто, но
муторно, поэтому при первой же
возможности следует приобрести
специальный локатор2. Бегая с
ним, точно заправский
«лозоходец» в поисках воды,
Распутин извлекает по 80-100
«у.е.» за раз.
Позже в записной книжке возникнет
еще один объект
коллекционирования, но о нем лучше
умолчать. Ибо, «продав» хотя бы
толику сторилайна Psychonauts,
я рискую совершить смертный грех.
«Is there, like, a climax to this story?»
Шеферу не откажешь в
изяществе, с которым он подает на
стол, казалось бы, донельзя
линейный сюжет, создавая иллюзию
свободы. И ежу понятно, что с
намеченного пути не свернуть, что
за прогулкой по территории лагеря
обязательно последует визит в
чей-нибудь мозг, но за все 20 часов,
затраченных на спасение мира, скука
ни разу не поднимает свое уродливое
лицо.
А уж что творится в головах!
Каждая из десяти вселенных —
мини-шедевр с собственной
концепцией, структурой, визуальным
рядом и физикой. Даже цензоры —
назойливые бюрократишки, очищающие
память от всех ненужных вещей и
посторонних вроде Распутина, —
всякий раз выглядят иначе.
Странные существа, населяющие
«котелки» наших
«пациентов», — отнюдь не
кислотный трип сценариста. Идея Psychonauts
зародилась у Шефера, когда он
учился в университете города
Санта-Круз. В рамках курса
«Психология снов» студенты
изучали связь между проблемами,
преследующими людей в реальной
жизни, и образами, что формируются в
подсознании. Гроздья мяса,
свисающие отовсюду в голове
Распутина, — дикое зрелище, но и у
него есть вполне четкий смысл!
Арт-отдел Double Fine подхватил
необычные идеи и ушел «в
отрыв». Представьте себе знойный
мексиканский городок с узкими
улочками, бельевыми веревками меж
балконов и… розовым, словно
лепестки шиповника, быком,
нарисованный яркими неоновыми
красками на матово-черном бархате.
Здесь строят лестницы к небу из
карточных домиков, собаки рисуют
портреты, а канализация
подозрительно смахивает на залитые
акварелью школьные коридоры.
Вы не задумывались над тем, каково
живется юнитам в пошаговом
историческом воргейме? Выгнать
народ из домов на хексовую
пастораль — это вам не мышью два
раза ткнуть! Одним оружие подавай,
другие экзотической пищи требуют,
третий — расписку о компенсации… а
поблизости еще Наполеон скачет.
Довольный, зараза, подсказки не
выдает.
Сильное впечатление производит
тихий пригород, зависший в
пастельном вакууме 1950-х, где по
залитому «блумом» асфальту
колесят гёрлскауты с пристальным
ленинским взором, объезжая шпионов,
неумело притворяющихся
сотрудниками коммунальных служб.
Обыденно? Тогда взгляните на
детский утренник в декорациях
«Призрака оперы» с участием
безжалостного критика, чьи меткие
фразы-клише разят наповал, и на
редкость неженственной
примадонной. А чего стоит ехидная
пародия на «Годзиллу» с
Распутиным в роли гигантского
монстра!
При этом вычурность здорово
сочетается с геймплеем. Каждый из
«миров» задает свой тон и
способы прохождения, не оставляя
тоске ни единого шанса. Мы катаемся
по линиям электропередач,
разбрасываем телекинезом колонны
танков, карабкаемся по небоскребам,
деремся с феноменально тупыми
рестлерами, выручаем кроликов,
летаем на мысленном воздушном шаре
и сражаемся с негодяем, видя себя
через его же глаза… Кроме того, не
забудьте собрать плоды
воображения, прочистить
пылесосом заросшие паутиной
закоулки памяти, вскрыть парой
мощных ударов тайники разума,
пополнив коллекцию
концепт-рисунков, и подобрать ключи
к истерично рыдающему эмоциональному
багажу.
И не надо засматриваться на
рейтинг «Teen», думая, будто мы
обсуждаем сопливо-махровую детскую
муть. Psychonauts — все равно что
слоеный пирог. Молодое поколение
заманивают на хрустящую корочку —
эффектные трюки и бодрый расстрел
врагов. Люди постарше смогут
оценить полет фантазии художников,
получить удовольствие от
многочисленных отсылок к массовой
культуре и, наконец, насладиться
высоким штилем шеферовских
текстов. Ценителям первейшего из
искусств достанутся 40 с гаком минут
отличной режиссуры в роликах, а
знатоки игровой музыки промокнут
шелковым платочком
ностальгическую слезу — Питер
МакКоннелл (Peter McConnell), известный
по Full Throttle и Grim Fandango,
написал как всегда потрясающий
саундтрек.
«Okay, Mr. Bun. You and I are going to be tight»
Дружелюбия к пользователю
дизайнерам не занимать. Потеря
«жизней» в мире снов ничем не
грозит — Раза просто выбрасывают из
чужой черепушки в суровую
реальность, предварительно
запомнив все его достижения. Быстро
вернуться в нужную часть мозга
помогают вездесущие зеленые
червяки, смачно жующие
«бубль-гам». Да и с воздушной
эквилибристикой не придется
воевать заново — после очередной
локации игра создает пружинящую
платформу, позволяющую проскочить
трудное место. Ну, а если попался
чересчур гнусный противник,
взмахните вынутым из кармана
беконом, и старикан Круллер
мгновенно примчится с подробным (и
главное — дельным!) советом.
Все предыдущие зоны доступны
вплоть до прощального занавеса.
Прерванный поиск «вкусностей»
можно продолжить в любой момент,
уже не отвлекаясь на «боссов» и
головоломки. Плюс кое-где
открываются ранее закрытые районы
(хинт: особенно у Молочника). Psychonauts
— редкий случай, когда отсутствие
традиционных «сейвов» не
воспринимается как плевок в душу.
Лишь последний уровень, в котором
сложность возрастает в
геометрической прогрессии,
заслуживает порки. Прилюдно. Его
нельзя назвать плохим — в конце
концов, с картинкой, шутками и
оригинальностью там порядок, — но
кактусы из комнаты с компьютером
лучше выставить, иначе они впитают
в себя годовую дозу негативных
эмоций. Рекомендуем заранее
закалить нервы, отточить глазомер,
«раскачать» героя до 90-го
ранга, превратив его в
регенерирующего терминатора, и не
забывать о невидимости.
Техническое исполнение
соответствует всему остальному.
Конечно, четыре года разработки под
Xbox не прошли даром — модели и
антуражи частенько балансируют на
грани примитивизма, но
превосходное чувство меры
художников и общий настрой спасают
игру от провала. Претензий к камере
нет. Смотрит куда надо, в стены без
спросу не лезет, при наличии патча
v1.02 перестает заглядываться на
важные цели и поддерживает честный
«mouselook». Движок шустрый,
раскладка удобная, звук
многоканальный, с геймпадом —
дружба навек. Идеальный порт.
«When are you going to shut up and kiss me?»
Финал, ведущий в потенциальный
сиквел, настораживает. Тим Шефер
неоднократно говорил о том, что
предпочитает заниматься
исключительно своеобразными
проектами.
Раз, не смей идти за Джейд из Beyond
Good & Evil! Слышишь?..
1Прочтите вслух название
агентства. Получится
«Psycho»+«nuts». Тонкий
фонетический юмор.
2Обязательная покупка номер
два — магнит, притягивающий
разбегающиеся «аптечки»,
«ману» и «патроны».
705 Прочтений • [Рецензия на игру Psychonauts] [21.04.2012] [Комментариев: 0]