В сентябре далекого 1997-го, на заре
трехмерных ускорителей, московская
компания «Никита» выпустила
удивительный гибрид
шутера с космосимом. Он не
был шедевром, но завоевал сердца
тысяч людей. Пилоты похожего на
бумеранг крейсера «Паркан»
покоряли форпосты, штурмовали
корабли, торговали и разыскивали
научное судно «Wanderer»,
затерявшееся в аномальном секторе
Лентис.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2.1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2.1 Гб на винчестере
Приключения закончились внезапно.
Жаркая перестрелка в
неприятельском логове поставила
многоточие в судьбе героя, породив
массу противоречивых теорий и
надежду на сиквел.
[empty]
Восемь лет спустя вакуум ожидания
сменился пустотой геймплея.
Энтузиазм, возникающий, когда
вокруг пресс-релизов начинают
витать обещания огромной вселенной,
свободы действий и смешения жанров,
умирает в агонии тягостной рутины
уже через час игры.
Беда в том, что в «Паркане 2»
нечего делать. Заявленные «более
500 доступных для исследования
звездных систем» безжизненны.
Сонную череду гиперпрыжков и
прогулок с автопилотом нарушают
пираты-«таможенники»,
требующие мзду за пролет по «их»
космосу, да вылезающие из ниоткуда
экспресс-купцы. Иллюзия настоящего
мира с нескриптовыми баталиями,
плотным потоком грузов и
ежеминутно меняющейся экономикой,
окружавшая нас в X2: The Threat,
еще не добралась до этого кармана
Галактики. Около планет висят
бессмертные станции, а рядом
шныряет парочка местных граждан.
Жизнь бьет ключом!
Сражения (а именно из них на 99%
состоит любой уважающий себя
симулятор) провалены по всем
пунктам. Это не аркада и не
симулятор, а виртуальный тир,
усложненный конвульсиями движка,
увядающего при появлении в кадре
пяти врагов и их тридцати трех
ботов. Модели повреждений (хотя бы
наподобие той, что была в X-Wing)
нет, а ИИ слепо прёт на рожон,
щеголяя нулевыми познаниями в
пилотировании футуристических
тостеров. Командная тактика для
него — нечто из области квантовой
физики. В итоге все расправы
сводятся к схеме «сними щиты —
пробей обшивку самонаводящимися
торпедами».
Простейший способ избавиться от
«эскорта» — призвать личную
гвардию беспилотных истребителей.
Их сила — не столько в меткости,
сколько в быстроте ваших пальцев.
Жонглируя F-кнопками, игрок мигом
посылает в док покореженных юнитов,
ремонтирует за пару секунд и вновь
отправляет на волю.
Ну, а если вам захотелось выбить
из противника всё, вплоть до
захудалой канистры топлива,
заменяющего здесь валюту, — идите на
тесный контакт. Правда, сперва его
надо изловить, ибо до функции «Match
speed», встречающейся везде со
времен TIE Fighter, в «Никите»
никто не додумался (а вот про
распределение энергии между щитами,
двигателем и лазерами, знакомое по
лукасартовской нетленке, авторы не
забыли).
Вообще-то идея абордажа в космосе
попахивает маразмом. Роботы,
населяющие сектор, крайне глупы —
охотно открывают шлюзы заклятым
недругам и не выключают
телепортационный луч, позволяющий
зайти в «гости». При этом наше
корыто, неспособное поддерживать
такую же скорость, как у цели, без
посторонней помощи исполняет
невероятно сложный маневр стыковки!
Пробравшись на борт, мы
оказываемся один на один с оравой
бракованных роботов, чей интеллект
не прошел ОТК. Складывается
ощущение, будто и не было восьми лет
развития жанра шутеров. Железки
дружно сползаются в одну комнату и
покорно шагают в нашу сторону,
изрыгая пустые ругательства. Они не
прячутся за кучами ящиков, не
пытаются дать совместный отпор и
зачастую теряются при виде
закрытой двери. Серия ракетных
залпов — и комната превращается в
свалку металлолома. Главное —
пощадить последнего терминатора, а
не то сработает механизм
самоуничтожения, и у вас будет две
жалкие минуты на вынос трюма и
возвращение в капитанское кресло.
Сценарий шутерных эпизодов —
фиксированный, лишь изредка
меняются декорации. К десятой
стычке вы начнете распылять врагов
с завязанными глазами. «Сейвы»
(разрешенные всегда и всюду) и «лечилка»
не понадобятся.
Economics 101
Практически то же самое
происходит и на поверхности
враждебных миров. Вышли наружу,
постояли под чужим небом,
прониклись благоговением,
почувствовали себя лилипутом рядом
с зависшей в воздухе махиной, и…
бросили в атаку кавалерийский
отряд дрессированных танков и
ховеркрафтов. Персональное участие
в битве инвалидов необязательно,
хотя желающие могут пустить в ход
свой любимый калибр.
Штурм космопорта (он, к слову, у
всех «кланов» выглядит
одинаково, равно как шахты и склады)
полностью повторяет абордажную
бойню, даром что на время бегать не
просят — в отличие от звездолетов,
которые запрещено угонять, базу
захватить можно. Для этого придется
вырезать поголовье дуболомов,
заглянуть в центр управления и
ввести загодя купленный код
доступа.
На друзей «наезжать» не стоит,
иначе регулярные «разборки» на
земле быстро наскучат. Лучше
поддерживать теплые отношения —
истреблять флибустьеров, не брать
без спроса казенное имущество,
выполнять случайно
сгенерированные поручения. Защита
транспортов, перевозка грузов,
заказные убийства, «зачистка»
планет, спутников или кораблей…
Сделайте каждое из них по два-три
раза, и вы увязнете в трясине
однообразия.
Да и сюрпризов хватает. Например,
у большинства миссий есть
жесткий временной интервал, о нем
становится известно уже после
провала. Более того, чтобы задание
по доставке считалось завершенным,
нужно сдать ящики получателю, а
потом убраться с планеты и…
включить автопилот.
Нянчиться с личной колонией почти
бессмысленно. Во-первых, она не
приносит ничего, кроме топлива и
кое-каких товаров (а такого добра вы
наберете в отсеках перехваченных
судов). Во-вторых, утомляет возня с
поиском картриджей, из которых «вырастает»
обслуживающий персонал, а также
наноассемблеров, криосхем и
катализаторов, необходимых для
расширения шахт и заводов.
Идеальный способ доставки ресурсов
— улететь на орбиту и тотчас
вернуться. Конвейер сам наштампует
требуемые компоненты, вам
останется забрать их и сплавить
обратно. Неужели так и задумано?
Но, что хуже всего, процесс не
приносит удовольствия.
Экономической модели,
микроменеджмента, строительства в
привычном по RTS виде нет. Это вам не X2,
где в подчинении у магнатов
находятся фабрики и прибыльные
торговые флотилии. Да и с квестами у
немцев проблем нет.
Зато головной боли вы натерпитесь
на всю жизнь. «Ренегаты»
атакуют наши владения раз в пять-десять
минут, не давая вылететь за пределы
системы, и ухитряются одерживать
верх, продувая по соотношению сил
один к пяти. Рецепт? Попробуйте
расправиться со всеми негодяями в
районе. Если игра не сглючит (редкое
событие!), и он окажется в списке
безопасных, нападения прекратятся.
О мудрецах, гегемаунтах и борьбе
с насекомыми
Постепенно желание возиться с
базами и вкалывать наемником
пропадает. Остаются только
спортивная злость и стремление
увидеть, когда же закрутится
захватывающий сюжет.
А его и след простыл. Сначала вас
лишат звездолёта и пересадят на
дешевый крейсер (заставив
недоумевать — как в заголовок
попала надпись «Паркан»?).
Затем последует долгая цепочка
прыжков по секторам: сбор сведений
о пропаже, отстрел консервных банок,
добыча средств на приличный рыдван
(двигателя, пушек, щита, систем
бронекостюма и прочего барахла) и
общение с «кланами», мало чем
отличающимися друг от друга.
Прилетели — купили информацию о том,
что следует делать дальше, —
выполнили задание — взяли следующую
подсказку…
Ролевая составляющая, вопреки
сладкозвучным руладам с обложки, не
валялась и в паре кварталов от «П2».
«Раскачивать» решительно
нечего, апгрейды толком не
сбалансированы, а за карьерным
ростом и диалогами надо обращаться
в окошко с табличкой «КР2».
Персонажей нет — не считать же за
таковых нашу назойливую
электронную помощницу Айрин,
главного злодея со смешным именем
«Гегемаунт» и нескольких
клоунов, выползающих на сцену под
занавес? Рано или поздно вы найдете
и «Wanderer», и угнанный «бумеранг»,
но к тому времени планка интереса
опустится ниже нуля.
Сумбурный финал, уходящий прямой
дорогой в сиквел, обрывает сюжет
там, где, казалось бы, вот-вот
закончатся попытки воспроизвести
историю «Паркана», и
нам покажут нормальную интригу. Да
и несоответствий порядочно —
ревностные поклонники серии теперь
ломают головы над странной
авторской логикой.
Впрочем, дизайнеры умудрились
завалить даже описания предметов.
Ими хорошо травить комаров; после
пассажа о «промышленном наборе
трансформируемых криогенных
логических элементов CLS16N»,
который «применяется для
формирования высокотехнологичных
модулей встроенного оборудования
стандартных сооружений
колониального типа, а также при
изготовлении продукции
автоматическими производственными
комплексами UB4-PN» в комнате не
остаётся ни одного кровопийцы.
Выживших добейте рассказом о
синтеглиальных компонентах,
зачитывая вслух пропитанные
канцеляритом строчки.
Ctrl+C и Ctrl+V
Графика могла бы претендовать на
сдержанную похвалу, но обыденная по
современным стандартам картинка
выжимает соки из машин с
рекомендованным набором «железа».
Огромные корабли и надраенная до
блеска техника выглядят симпатично,
однако крупномасштабные потасовки
в 1280х1024 норовят обернуться сонным
слайд-шоу, особенно на планетах.
Пейзажи радуют глаз до тех пор, пока
не сообразишь, что они состоят из
пяти-шести повторяющихся деталей.
Стоит отойти от зданий метров на
100-200, и нас окружает царство вечного
«копи-пейста».
В интерьерах, где создатели гордо
выпячивают знакомую по Doom 3
модель освещения и густо-черные,
без намеков на градации, тени,
попадаются неплохие места, но и
здесь движок частенько впадает в
философские думы о пользе
оптимизации кода. Приятные
впечатления стремительно уходят из
памяти, уступая натиску мыслей об
однообразии антуражей, угловатых
роботах и жестоких «тормозах».
На десерт подают крем-брюле из «жуков».
Непроходимые сюжетные эпизоды, «сломанные»
квесты, вылеты в Windows, исчезающее
оборудование, зависания, «несовместимые»
видео- и звуковые карты на момент
написания этих строк все еще ждут
первого патча. Заодно не мешало бы
ввести раздельную инвертацию мыши
для полетов и пеших прогулок, ибо
взяться за джойстик в «П2»
смогут лишь отъявленные мазохисты.
Перестановка осей и центрирование
отсутствуют, а рычажок газа —
внимание, ноу-хау! — регулирует
движение вперед и назад.
Смените памперсы
«Каким ты был, таким ты и
остался», — это про «Паркан
2». Его проблема — нежелание
вырасти из подгузников
предшественника. Сегодня мало
состряпать дюжину типовых уровней
с глупыми NPC и склеить их голым
космосом, где есть только метания
между планетами и отстрел пиратов.
Нельзя выпускать игры по принципу
«Раз народ долго ждал, то
проглотит всё что угодно».
Я могу прихватить с собой
транспорт, «зачищенный» в ходе
абордажной операции, и сдать его на
ближайшей верфи, как в древней Sea
Legends? С выгодой перевозить
сотни разнообразных грузов,
включая контрабанду? Исследовать
на планете что-то еще, помимо
пригоршни заученных наизусть
зданий и бесконечного поля
гигантских булыжников-близнецов (деревьев,
«адских яиц», кустов — нужное
подчеркнуть)? Обратить в пыль пару-тройку
бандитских притонов? Основать
торговую империю? Построить или
снести хотя бы одну орбитальную
станцию? Нет? Тогда, наверное, не
надо рекламировать на коробке «широкую
свободу действий».
Кстати, о рекламе. Тут «Никита»
шагает в ногу с прогрессом. Пока
Запад привыкает к баннерам в
мультиплеере SWAT 4 и Сэму
Фишеру с пачкой «Airwaves» в руках,
в «Паркане 2»
процветает навязчивый «product
placement». Карты уровней, интерфейсы
и изображения важных предметов «украшены»
логотипами двух весьма известных
российских компаний. Им же
посвящены серии занудных баек,
бесплатно выдаваемые в каждом
порту, чтобы потребитель знал своих
спонсоров. Раздражают они не меньше,
чем ковровая бомбардировка
брэндами кофе, сотовых операторов и
пельменей в недавнем «русском
блокбастере». Жаль, цена дисков
от этого не упала.
Зато с наградой
На апрельской Конференции
разработчиков компьютерных игр «Паркан
2» получила титул «Лучшей
РС-игры КРИ 2005», опередив более
перспективные разработки. Быть
может, членам жюри показывали иную
игру — с глубоким геймплеем,
подлинной свободой выбора,
продуманной управленческой частью?
Если так — господа судившие, вышлите
мне, пожалуйста, копию. Очень
хочется посмотреть.
1029 Прочтений • [Рецензия на игру Parkan 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]