Дефицит — страшная вещь. Шесть
долгих лет минуло после выхода Jagged
Alliance 2, и до недавних пор ни
одна тактическая игра не сумела
даже приблизиться к культовому
детищу ныне покойной SirTech, не говоря
уже о том, чтобы повторить успех
гениальных канадцев.
Многострадальная UFO: Aftermath,
предельно условная Laser Squad Nemesis,
странноватая «Код доступа:
РАЙ», «душевная» и
патриотическая (увы, почти
недееспособная) «АЛЬФА
антитеррор»… На игровом
небосклоне то и дело пролетали
кометы и астероиды, но тщетно. Тот,
кто познал истину, не в состоянии
мириться с посредственностью.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 384 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.8 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Как известно, идеальные игры
бывают лишь в пресс-релизах. Проект
молодого петербургского
коллектива «Апейрон» не лишен
недостатков, однако в нем много и
ярких достоинств. Не слишком
впечатляющая графика и мелкие
огрехи? Пускай. Если бы авторы JA2
принялись за сиквел, у них
получилось бы нечто очень похожее.
На страже тактики
Наш герой — международный
головорез, волею судеб очутившийся
в далекой латиноамериканской
республике Палинеро. Затянувшаяся
гражданская война разбила некогда
процветавшую страну на несколько
враждующих лагерей. Формальное
правительство (партия «Народно-Демократический
Фронт», для краткости — НДФ) едва
контролирует треть территории, на
юге окопалась армия революционеров
под командованием опального
генерала Торменса, восточные
рубежи оккупировали
контрабандисты — столь
многообещающая обстановка
привлекает авантюристов, мечтающих
тем или иным способом урвать
кусочек от государственного пирога.
Выбираем себе физиономию, смотрим
заставочный ролик и… глотая слезы
ностальгии и умиления, вчитываемся
в вопросы анкеты — как и в Jagged
Alliance 2, ответы напрямую влияют
на начальные характеристики.
Внятного разделения на уровни нет.
Мы свободно гуляем по «глобальной»
(в пределах квадратных границ)
карте, охмуряем работодателей,
сбываем лишнее барахло в магазинах
и ищем приключения. Местоположение
ключевых действующих лиц четко
обозначено, так что бесконечные
поиски нужного NPC нам не грозят.
Хлебом и солью «Бригады Е5»
стала тактическая система.
Старомодный походовый режим
остался в XX веке — отныне
столкновения происходят в реальном,
скрупулезно рассчитанном времени.
На каждое действие (будь то
стрельба, передвижение, копание в
инвентаре и т. п.) расходуется
определенное количество секунд.
Кто-то появляется в поле зрения — и
игра автоматически замирает,
позволяя не спеша спланировать
поведение подопечных. Допустим, вы
решили выстрелить. Щелкаете по
врагу, снимаете игру с паузы
и следите за тем, как персонаж
поднимает винтовку, целится и жмет
на курок. Поскольку компьютерные
злодеи не стоят столбом, теория
регулярно сталкивается с
неприятностями. Непоседливая цель
может ускакать за угол или, того
хуже, одарить незваного гостя
порцией свинца. Знаменитые «прерывания»
из Jagged Alliance 2 и Silent Storm
(и пофазовые разборки в «АЛЬФА
антитеррор») честно
пытались симулировать
аналогичные ситуации. В «Бригаде
Е5» эта концепция дошла до
своего логического завершения.
Стандартные кнопочки «присесть»
и «прилечь» дополнены
чрезвычайно полезными находками.
Возможность заранее взять автомат
наизготовку, держать указанную
точку на прицеле, перемещаться
боком (и задом) или неожиданно
выскочить из-за угла сберегли
немало виртуальных жизней и
реальных нервов. Внезапно налетев
на неприятеля, понимаешь, что время
на приведение оружия в
боеготовность часто оказывается
критичным. Хотя в игре и
встречаются ляпы — например,
охранник, поплевывающий на головы
прохожих с «парашютной» вышки,
достает из кармана «близорукий»
ПМ, — основная часть противников
вооружена неплохо. Солнце в зените,
а на линии огня отсутствуют явные
препятствия? Кто первый пальнул,
тот и победил. Не важно, сколько
килограмм кевлара надето на тушку
наемника. Пусть пуля не прошла
сквозь бронежилет — шок от удара
провоцирует продолжительный
ступор. Некому помочь? Что ж, один в
поле не воин.
Исходя из того, что главным
ресурсом игры является время,
созданы режимы ведения огня.
Очередь от бедра — наиболее быстрый
и наименее точный из вариантов. Она
незаменима в тесных помещениях, но
на открытом воздухе трюки в духе Сталлоне
и Шварценеггера обычно
заканчиваются плачевно. Меткий
выстрел требует долгой подготовки.
Если враги залегли в густой траве и
не собираются геройствовать «в
штыковую», иной альтернативы не
найти. Стремительное прицеливание —
«золотая середина». Снайперам
без поддержки скоростных братьев
по оружию вообще никуда. Того, кто
тратит на выстрел порядка десяти
секунд, высокая точность и
дальнобойность не спасут.
Не обошлось без накладок. Конечно,
пуля летит не совсем по прямой, но
когда стоящий в полусотне метров на
холмике злодей без стеснения лупит
по моему бойцу из винтовки, а он
жалуется на «блокированную»
линию стрельбы — это слегка
раздражает. Наконец, нет разрушений:
пули весело рикошетят о стены и
порой пробивают хлипкие двери (единственный
способ вскрыть замок).
Гранатометание ограничено
традиционными для жанра проблемами.
Швырнуть смертоносный заряд за
угол, в окно или на другой этаж (бывает,
в бой приходится ввязываться на
ступеньках), не подставляясь под
огонь, нашим спецам не под силу.
Разделить отряд и напасть на
объект с разных сторон не получится.
Игрок даже не может выбрать точку
входа на карту. Согласитесь, атака
тщательно охраняемой военной базы
через центральные ворота выглядит
несколько странно (особенно в
сравнении с коварными ночными
вылазками из JA2). В итоге
первые минуты боя оказываются
самыми сложными. Выжил — считай,
победа в кармане. Наличие
неограниченного количества ячеек
для сохранения превращает
дальнейшую зачистку местности в
занимательный и необычайно
гуманный к игроку аналог «Зарницы».
Деньги против принципов
Наматывать километры под палящим
солнцем в одиночку не придется. Вы
живо сообразите, что без снайпера и
пары опытных штурмовиков в
непаханых степях и прериях
Палинеро выжить непросто.
У наемников есть увесистый мешок
характеристик. Помимо стандартных
столбиков «силы» и «ловкости»
значение имеет острота зрения и
слуха, навыки в обращении с оружием,
«броски» (ножей и гранат), «маскировка»
(увеличивается при помощи
специальной «косметики»), «саперное
дело», «медицина» и
бестолковая парочка: «торговля»
и «харизма». По словам авторов,
последняя влияет на отношение
окружающих к герою, но на деле от
нее мало проку. Куда важнее «фракция»,
на которую вы предпочтете работать.
Начинающие контрабандисты очень
скоро заметят, что далеко не всех
коллег по профессии прельщает
карьера бандита. Попытавшись
нанять свирепого вида девицу с АКМ,
я с удивлением наткнулся на отказ.
«Моя терпимость к ворам равна
нулю»! Попробуй, убеди таких, что
НДФ — кучка жалких коррупционеров, а
генерал — обиженный жизнью
неудачник.
Возня с огнестрельными «игрушками»
— зычная песня под аккомпанемент
тамтама и симфонического оркестра.
Окольными путями раздобыв М16А3 (у
торговцев он появляется ближе к
середине игры), не сразу понимаешь,
какие подарки ждут нас впереди.
Подствольный гранатомет,
подствольное ружье (обрезок «шотгана»,
закрепленный непосредственно под
дулом «главного калибра»),
глушитель, два принципиально
отличающихся друг от друга
оптических прицела, лазерный
целеуказатель, тактический фонарь,
сошки, штык-нож — для различных «стволов»
предусмотрены свои нюансы. К
примеру, на всю продукцию H&K
навешивается модная оптика с 10-кратным
увеличением, у многочисленных SMG
складывается приклад (время на
подготовку к бою уменьшается
обратно пропорционально отдаче), а
каждому калибру требуется
отдельный тип глушителей. Сам
арсенал включает десятки моделей.
Из редкостей — охотничий карабин
«Сайга». Сомневаюсь, что вы
захотите свести с ним близкое
знакомство, но для «экзотики»
сойдет.
Склеивание вместе двух магазинов
с помощью мотка скотча (нехитрый
фокус значительно ускоряет
перезарядку) — вершина народной
смекалки. Для полного счастья не
хватает возможности давать «железным
подружкам» имена и ставить
зарубки на прикладах.
Покупки и трофеи аккуратно
отображаются на фигурке.
Бронежилет, каска, плотно набитый
рюкзак, запасной автомат за спиной —
приятно, симпатично и удобно. Жаль,
про остальные элементы визуального
исполнения подобного не скажешь.
«Стерильный», без единой
трещины и лужи асфальт,
неестественные стекла и масса
наглухо запертых зданий не делают
игре чести. Анимация могла быть
помягче — неуклюжие солдафонские
повороты выглядят ужасно.
Приближать камеру к персонажам,
выполняющим служебный долг, не
рекомендуется: ненормально
вывернутые руки, утопающие в теле
части оружия и торчащие отовсюду
углы — немое свидетельство длинного
и отнюдь не всегда легкого пути «Бригады
Е5» к прилавкам.
Из спецэффектов стоит отметить
остающиеся на земле гильзы и
вспышки при стрельбе ночью. Луч
лазерного прицела, представленный
убогими красными черточками, — верх
латиноамериканского аскетизма. По
соотношению «качество картинки /
требовательность» игра не
выдерживает никакой критики.
Зато запомнились мелочи,
разнообразящие будни наемника.
Поездка на машине утомляет только
водителя (регулярно меняясь, вы
сбережете силы отряда для битвы);
наткнувшись на засаду, можно быстро
сбросить с плеч тяжеленную поклажу
и разбираться с разбойниками
налегке; положенные в банк деньги
приносят ежедневные проценты… И
еще много чего.
Квесты радуют разнообразием. Мы
под видом официального палача
проникаем на военную базу и спасаем
приговоренного к смерти
преступника. Тащим чемодан с
банкнотами на другой конец страны.
Приводим полуголую «жрицу любви»
в келью уставшего от воздержания
священника. Грабим столичный банк
ради компакт-диска с ценной
информацией. Хладнокровно
расстреливаем караван с
гуманитарным грузом ООН…
Сложность заданий прогрессирует
скачкообразно: то с боем
прорываемся к плененному
наркодельцу, тратя кучу времени и
боеприпасов, то проходим
бескровную миссию из разряда «съезди
туда-то, поговори с тем-то». Между
прочим, необязательные FedEx-поручения
оплачиваются по-царски. По-моему,
$1000 за двухчасовое путешествие на
«Хаммере» — это чересчур.
Едва зарождающаяся вера в
реальность Палинеро рушится,
словно карточный домик. Захватывая
важный правительственный склад в Jagged
Alliance 2, я чувствовал себя
настоящим «псом войны». После
обследования закромов «сказочно
богатых» контрабандистов сил на
слезы уже нет. Фонарик и полторы
зубочистки — вот практически все
движимое имущество «Большого
Босса». Сверкающие слитки золота,
россыпи кокаина и длиннющие
стеллажи с новенькими АК-74М
остались в моем воображении.
Поболтать с аборигенами «за
жизнь» не удастся. Местные «партизаны»
готовы вымолвить лишь парочку
общих фраз из серии «кругом война»
и «ох, как мне хреново».
Население Палинеро представлено
четырьмя основными социальными
группами — жители, проститутки,
рабочие и солдаты (так и хочется
добавить беднейших крестьян). Вечно
голодные детишки, непременные
калеки-нищие, девушки менее
фривольных профессий, а заодно и
памятные по JA2 тигры и
вороны, увы, пребывают за кадром.
Стрельба во благо
И все же «Бригада Е5»
оставляет очень хорошее
впечатление. Расписанные выше
недостатки не коснулись главного —
боевой системы, которая, несмотря
на ряд неизбежных для компьютерной
игры условностей, в состоянии
похвастать отличным качеством
проработки и поразительной
притягательностью. Невыдающаяся
внешность, безжизненный мир и
мелкие шероховатости не помешали
игре занять место лучшей squad-based
тактики последних лет.
Великолепный подарок для любителей
жанра.
589 Прочтений • [Рецензия на игру Brigade E5: New Jagged Union] [21.04.2012] [Комментариев: 0]