Испокон веков (т.е. с начала 1980-х
годов) за адвенчурами закрепился
неофициальный статус «exploration
genre». Леса, пещеры, космические
дали… IF (interactive fiction), несмотря на
отсутствие графики, рисовали в
воображении поистине
захватывающие пейзажи. Исследуя
территории, обшаривая окрестности
и хватая, ломая, кусая, даже убивая
все, что душе угодно, мы взаимодействовали
с окружением, охотно отвечавшим на
любые попытки контакта.
Интерактивность стала тем
определяющим фактором, который
отделил тогда еще текстовые «квесты»
от книг.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Однако постепенно они упрощались,
отбрасывая «избыточные»
элементы (строка ввода текста,
смертность героя, «dead-ends»,
необъятные миры и, наконец, загадки),
и в итоге превратились в набор
цветастых, но пустых картинок.
Впрочем, будущее жанра не слишком
заботило Майкла Мэйтиса (Michael Mateas)
и Эндрю Штерна (Andrew Stern), целых
пять лет разрабатывавших свой
проект. «Интерактивная драма»,
«изучение возможностей AI», «искусство
общения» — так описывают Façade
авторы, не желающие примыкать к
общепринятым стандартам.
Хозяин собственной судьбы
Маленькое приключение героя игры
началось с визита к старым знакомым,
супругам Трипу и Грэйс. Парочка
явно переживала не лучшие времена,
это можно было понять по крикам,
доносившимся из-за закрытой двери.
Радушный прием и натянутые улыбки
не смогли скрыть нависшую над
квартирой тучу — и ребят прорвало.
Наш несчастный «двойник»
оказался в центре семейной
перепалки, грозящей перерасти в
нечто большее. Что дальше? А дальше
все в ваших руках.
Действие, длящееся от силы треть
часа, не имеет конкретного развития.
Сценарий меняется по одному слову
или жесту игрока. В решении столь
сложной задачи участвует тот самый
искусственный интеллект, а
управляться с ним помогает давно
заброшенная, но по-прежнему
эффективная командная строка. Вам
надо просто вставлять в уста
персонажа нужные реплики в
наиболее подходящие моменты. И
забудьте о паразитирующих «Talk to…»
и «Ask about…»: парсер целиком
адаптирован под разговорную речь.
«Женатики» распознают (и
адекватно реагируют) многие
оброненные фразы. Отпустите
невинный комментарий по поводу их
отношений, и с обеих сторон
немедленно последуют растерянные
оправдания. Более того, через
несколько минут они припомнят это
замечание! В каком ключе — зависит
от хода диалога. Быть может, вас
вообще выгонят из дома. Вариантов
беседы — масса, а тщательно
прописанные характеры персонажей
только усиливают ощущение полной
свободы.
Чувствительная обстановка
Дабы отдать должное современным
течениям, игра выполнена во
всепоглощающей трехмерности.
Правда, условность ее
использования всячески
подчеркивается: антураж состоит из
схематичного шкафа, дивана, стойки
бара, небрежных полотен… Прямые
углы, нервные линии да серые тона —
большинство игроков мгновенно
разразятся гневными тирадами. Не
менее вычурны и человечки, скорее
напоминающие нарисованные от руки
наброски моделей. На рынок подобный
продукт ни за что бы не выбрался.
Но стоит побродить взад-вперед,
обжиться в четырех стенах, и
предназначение такого несуразного
стиля становится очевидным: не ради
услаждения взора, но исключительно
для поддержания уникального
геймплея были сделаны 3D-интерьеры.
За вашим перемещением следят две
пары глаз, подмечая, на что, в свою
очередь, смотрите вы. Для каждой
картины или ютящейся на полке
безделушки у хозяев заготовлен
рассказ, которым с вами обязательно
поделятся (если будет желание
слушать).
А фигурки! Чудные, аляповатые
кусочки картона ведут себя
естественнее иных людей по ту
сторону экрана. На неброских лицах
отображается фонтан эмоций (радость,
волнение, беспокойство, испуг, даже
слезы), сами супруги постоянно
кривляются и уморительно
жестикулируют, передразнивая друг
друга, по-детски ссорясь и не менее
трогательно примиряясь… А когда,
скажем, Трип встает на одно колено
перед свадебной фотографией,
изображая церемонию
бракосочетания, грань между
виртуальной и нашей реальностью
стирается напрочь.
Одушевленные предметы
Замысел Майка и Эндрю сходу
поражает масштабностью.
Эксперименты с AI неоднократно
ставились в проектах разной
направленности. В тех же адвенчурах
встречалось немало интересных идей
и находок (вспомните т.н. систему
«Виртуального театра» из Lure
of the Temptress). На этот раз старания
разработчиков очень хорошо заметны,
хотя объем игры и затраченные на
прохождение минуты совершенно
несоразмерны. В то же время считать Façade
серьезным событием нельзя. Ее можно
воспринимать как оригинальный опыт,
скачок неуемной дизайнерской мысли.
И, разумеется, как достойный
ориентир для подражания.
673 Прочтений • [Рецензия на игру Facade] [21.04.2012] [Комментариев: 0]