Рецензия на игру Rome: Total War - Barbarian Invasion
Монголы, загадочным образом
всплывшие из океанских глубин,
бессовестные пираты-викинги,
десятилетиями терроризировавшие
средневековую Британию, и вот
теперь: обыкновенные варвары —
безграмотные головорезы, чьими
усилиями была создана современная
европейская цивилизация… Creative
Assembly не отклоняется от намеченного
курса. И это логично, ведь все пути
приводят в Рим — величественный
град, где дома строят из чистого
золота, и царит вечное блаженство.
Варварская роскошь
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 700 Мб на винчестере Rome: Total War
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 700 Мб на винчестере Rome: Total War
Действие Barbarian Invasion
начинается в 363 году нашей эры.
Карта поделена на страны, в городах
отстроены разнообразные
учреждения, а по округе бродит
голодная армия. Перед всеми
цивилизациями стоит четко
обозначенный «вызов»: для
сарматов — бесчинствующие орды
гуннов, для римлян — борьба с
обнаглевшими варварами. Сумеете
дать достойный «ответ» —
отлично. Нет — обращайтесь к
«рестарту»; как и раньше,
сложность напрямую зависит от
географического расположения нации.
Играть за умирающую Западную
Римскую империю нетрудно, но
муторно. На одной чаше весов —
огромная территория и сильнейшее
воинство; на другой — убыточная
экономика, генералы, готовые сию
минуту предать «босса» и уйти
партизанить в леса, и постоянно
бунтующие населенные пункты.
Сперва нужно выбрать наследника
трона, ибо жить нынешнему правителю
осталось недолго. Просматривая
досье претендентов, не забывайте
про их религиозные предпочтения — в
вашей власти вернуть человечество
под карающую длань Юпитера или
обратить его к гуманистическим
идеалам Нового Завета. Сенат,
выдававший поручения, канул в Лету.
Смертные не должны командовать
императором.
Намного интереснее верховодить
племенем варваров: гуннов, готов,
вандалов, саксов, франков,
алеманнов или сарматов.
Единственная подконтрольная
провинция (в наиболее запущенных
случаях — бездомная толпа),
аккуратно подстриженное
научно-строительное «дерево»,
могущественный недруг на юге,
преисполненные амбициозных
замыслов соседи — преуспеть в
осином гнезде непросто. Не секрет,
что лучшей защитой является
нападение; тех, кто решит
отсиживаться за крепостными
стенами, ждет неминуемый провал. А
война, как известно, чревата
поражением. Когда у вас десяток
городов, с потерей одного можно смириться. Если же их немного,
и за каждый пришлось
расплачиваться сотнями жизней,
любая неудача может закончиться
полным крахом. Хотите азартной
игры? Попробуйте пройти кампанию,
не пользуясь «save/load» и не
переигрывая битвы.
Юниты варваров отличаются от
легионеров. Прибывшим оборонять
границы comitatenses (тяжелая пехота),
bucellarii (мужики с арбалетами) и carriage
ballistae (баллиста, установленная на
быстроходную колесницу)
противостоят саксы со
здоровенными двуручными топорами,
свирепые полуголые берсеркеры,
безжалостные сарматские лучницы
(по легенде, они не имели права
выйти замуж, пока не убьют врага) и
степные конники. Из уникальных
гостей запомнились наемные рыцари,
странствующие по свету в поисках
Святого Грааля. А еще нам разрешили
тренировать военачальников.
Третий участник великого
конфликта — империя Сасанидов,
вольготно раскинувшаяся на
юго-востоке карты. Внушающие ужас
слоны, кавалерия на верблюдах —
романтика Востока.
Новые виды боевых единиц — это,
конечно, хорошо, однако на геймплее
подобные мелочи сказываются
незначительно. AI не слишком хитер,
но на высоком уровне сложности
играть интересно. Промелькнувшая
на горизонте орда свернула на
запад, а не на юг — и все, проигрыша
не избежать. Дипломатия
функционирует плохо, и дружить
предпочтительнее с тем, кого видишь
раз в 10 лет. Столкновение с
ближайшими соседями неизбежно. Не
верьте хрупким альянсам — при
первом же удобном случае мнимые
«союзники» поспешат воткнуть
нож в спину.
Компьютерные полководцы слегка
поумнели. Правда, и элементарные
тактические приемы зачастую
оказываются им не по плечу.
Противник пытается координировать
действия воинов (особенно во время
штурма), но сражения в чистом поле
обычно превращаются в избиение
младенцев. Завести своего генерала
(вместе с полусотней элитных
ратоборцев) за вражеские линии,
разгромить пугливых
«артиллеристов», а потом с тыла
атаковать основные силы — милое
дело. Рассеянные паникующие отряды
методично уничтожаются, а главной
напастью становится стремительно
заканчивающаяся «амуниция» у
лучников.
Оппоненту остается давить
количеством и качеством войск.
Невзирая на победы, одержанные
командующим, вчерашние крестьяне
или бандиты с большой дороги не
могут на равных биться с
вымуштрованными легионерами.
Морально-психологический аспект
боя по-прежнему серьезно влияет на
его исход.
И снова о тактике
Фактических нововведений по
сравнению с Rome маловато.
Разрекламированные ночные битвы —
типичное шоу «чтоб было
красиво»; с точки зрения тактики
пользы нет, хотя смотрится здорово.
Шеренги солдат с факелами,
пролетевший над головой рой
горящих стрел (смахивает на салют в
честь 7 ноября), усыпанное
сверкающими звездами небо…
Возможность потушить факелы, дабы
подобраться к неприятелю
незаметно, за рамки моего воображения не выбралась — подозреваю, что разработчики ограничились уменьшением
«line of sight». Даже авторы
«попсовой» Codename: Panzers, Phase Two
подошли к ночным баталиям
обстоятельнее. Мечтаете застать
врагов врасплох? Тогда незачем
ждать темного времени суток, ведь
тут есть обширные леса, в которых
ловко прячется пехота. AI играет
честно, угадывать, где находится
противник, не умеет — для любителей
устраивать засады в Barbarian Invasion
настоящий рай.
«Водоплавающие» юниты —
полезная идея. Отныне узенькая
полоска моста не будет
непреодолимым препятствием на пути
к славе: легкие
подразделения беспрепятственно
преодолевают речки. К сожалению, в Rome
ни один из «пряников» аддона не
появляется (после установки
дополнения игра модернизируется до
версии 1.3).
Создание орды — своеобразный
«джокер», помогающий малым
народностям выжить в жестоком мире.
Кочевники не строят каменные
фортификации, зато по мановению
курсора срываются с места,
устремляясь к неизведанным землям.
Покинутая провинция переходит к компьютеру, а взамен игрок
получает огромную и бесплатную
армию (10.000 готовых к ратным
подвигам воинов — не предел). Одни
пойдут с ней напролом, вырезая и грабя
всех подряд; другие приступят к
построению нового царства (часть
отрядов автоматически
расформировывается и оседает в
занятом городе, но войска, которое
двинется дальше, хватит надолго). С
такой толпой взять Константинополь
или Рим очень просто. К счастью,
борьбой с дисбалансом занимается
брифинг, и, например, гуннам,
несмотря на их многочисленность,
придется постараться, чтобы
выполнить «историческую
миссию».
Ожидаемые знатоками серии войны
на религиозной почве себя не
оправдали — никакого сравнения с Medieval.
В Barbarian Invasion три
конфессии. Жители продолжают
верить в Митру или Юпитера, но
христианство, ранее именовавшееся
«религией рабов», постепенно
приобретает последователей. У
династии Сасанидов популярен
зороастризм — распространенное в
древности учение, впоследствии не
выдержавшее конкуренции с исламом.
Уверен, играя за чумазых северных
варваров, вы не встретите почтенных
жрецов Ахурамазды. Условно?
Пожалуй, особенно в отношении
термина «язычество». Мне кажется, что боги,
вдохновлявшие на бой кровожадных
скандинавских берсеркеров, плохо
уживутся со своими греко-римскими
«коллегами».
Загвоздка в том, что триумфатор
внезапно может столкнуться с
категорическим неприятием
собственной культуры со стороны
порабощенного народа (актуально,
если в роли «жертвы» выступают
римские граждане). Христиане
никогда не согласятся жить по
языческим законам. Для подавления
назревающего бунта используется
многотысячный военный контингент
(что весьма накладно для бюджета),
резкое сокращение населения либо
активная «просветительская»
деятельность.
Засылать проповедников на
вражескую территорию, как в Medieval, увы, нельзя.
Охмурению захваченного города
способствуют генералы со
специальными «перками» и
храмы, где прославляют
«официальных» богов (им
поклоняется лидер государства).
Стимулом для крещения
соотечественников стали базилика
(храм «пятого уровня»,
пришедший на смену «пантеону»)
и монастырь, без которых грамотно
управлять населением в несколько
десятков тысяч человек нереально.
Под занавес пройдемся по главному
меню. Отдельных битв почти нет, а
воспринимать всерьез убогую «quick
battle» не получается. В
«историческом» разделе —
пугающая пустота: эпическое
сражение короля Артура с
саксами да мелкая потасовка римлян с Аттилой. Негусто.
Возвращение в сказку
Rome — не просто хорошая
стратегия, а по-настоящему великая
игра, вершина серии Total War.
Создавая аддон, авторы прекрасно
понимали, что для успеха (в том
числе и финансового) вовсе
необязательно лезть из кожи вон. Да,
бесконечно далекая от реальности
осада крепостей (самая вопиющая
недоработка оригинала) по-прежнему
мозолит глаза, но это единственный
достойный упоминания минус. Уйма
новых юнитов, сложные стартовые
условия, интересные тактические
уловки и достоверность намертво
приковывают к монитору. В Barbarian
Invasion можно играть сутки
напролет. Задач — тьма. Пройти
кампанию за саксонцев, собрать орду
и смертоносным вихрем пронестись
по богатым южным городам,
восстановить распавшуюся на
враждующие половинки Римскую
империю, присоединиться к
Сасанидам и принести в Европу
зороастризм… Выйдя победителем из
одной грандиозной войны, сразу
хочется с головой окунуться в
другую. Надеюсь, консольный Spartan так и
останется «внебрачным»
ответвлением, и мы еще увидим
проект с магическими словами «total
war» в названии.
875 Прочтений • [Рецензия на игру Rome: Total War - Barbarian Invasion] [21.04.2012] [Комментариев: 0]