Последние месяцы меня неотступно
преследует болезненное чувство.
Распаковываю коробку с диском,
устанавливаю, запускаю… Ба — да
ведь я уже в это играл! Дело тут даже
не в том, что проекты разных студий
чересчур похожи друг на друга (хорошие
идеи всегда в дефиците). Просто
внутри всякий раз оказывается одна
и та же игра. Чистой воды мистика.
Мостостроительная стратегия
Системные требования
Pentium III 500 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2 Гб на винчестере
Мимолетный взгляд на интерфейс — и
можно спокойно откинуться на
спинку кресла. Не позволяйте «сюжету»
смутить вас — в гости вновь
пожаловал дядя «Блицкриг».
Строительство не предусмотрено.
Тем, кто желает лично собирать под
своими знаменами ополченцев и
подкручивать гайки на стволах,
прямая дорога в «Антанту»
— там подобного добра в избытке. На
старте мы получаем готовую армию и
лаконичное задание; изредка «старшие
командиры» выдают подкрепление,
но, как правило, проявления
щедрости подозрительно совпадают
по времени с приказом о наступлении.
Намного приятнее, если родина дарит
инженерный автомобиль. Возможность
оперативно вырыть траншею (в «диком»
1914 году саперные лопатки
полагались лишь спецвойскам),
натянуть колючую проволоку и
поставить пару-тройку
противотанковых ежей никому не
повредит. Особенно бесплатно.
Возведение мостов реализовано в
стиле The Settlers: Heritage of Kings — Nebula Realm.
Два берега раньше связывала
переправа? Трудолюбивый «стройбат»
чуток помашет молотками и все
восстановит. На «нет» и суда
нет — строить с нуля нельзя.
Три «фракции» (Россия,
Германия и Антанта) заметно
разнятся. Конечно, на тактике это
сказывается слабо, но вы вряд ли
перепутаете российский «Вездеход»
(согласно встроенной «энциклопедии»,
главным недостатком самовара на
гусеницах была ужасающе низкая
проходимость) с разукрашенным
крестами и пушками 30-тонным A7V, за
размеры и экзотический облик
прозванным «походной кухней».
Видно, что авторы не зря копались в
пыльных архивах, выискивая
забавные словечки и переписывая
ТТХ экспериментальной техники.
Одной кавалерии сколько! Кирасиры,
уланы, рейтары, сенегальские спаги,
драгуны… Хотя название и цвет
мундира не имеют принципиального
значения — наездники мрут одинаково
быстро и весело, забирая с собой ни
в чем не повинных лошадок.
Специально для патриотов завезли
именитый пулемет «Максим» и
настоящий «краснознаменный»
бронепоезд.
Миссии оставляют сумбурное
впечатление. Интересные карты с «многоэтажными»
поручениями свалены в кучу вместе с
«классическими» RTS-забегами
«kill 'em all». Мы конвоируем
пленного немецкого офицера,
разрушаем стратегически важный
мост, отражаем натиск психованных
«зольдатен», затем переходим в
контрнаступление… Пример
неудачного стечения обстоятельств
— начальная битва за «царя и
отечество». В полях «Первой
мировой» без артиллерии
делать нечего. Вы можете нудно
мудрить, пугать врагов коварными
фланговыми ударами — без толку.
Единственный ведущий к победе
вариант — собрать толпу и в лучших
традициях жанра закидать недругов
шапками. Но об осторожности
забывать не стоит, иначе меткий
выстрел из гаубицы лишит вас
половины войска — юниты обожают
тесниться на пятачке метр на метр.
Небольшое оживление в зале
вызывает «интервенция в
Советскую Россию», которую мы
наблюдаем глазами одного из
командиров Красной Армии. Увы,
эйфория от встречи с чем-то
сравнительно необычным бесследно
исчезает, когда в ответ на ласковый
тычок курсором слышится привычное:
«Ясно, ваше благородие». И это
говорит не паршивая
белогвардейская контра, а
родной пролетарский товарищ. Тьфу!
Внешний вид — лебединая песня «Блицкрига».
Весной 2003 года «движок» игры
мог затронуть потаенные струны
души. Нынче же плоская, словно
масленичный блин, земля, крошечные
тараканоподобные фигурки и
отсутствие «зума» — не «ретро»,
а обыкновенный архаизм. Человек,
игравший в Rome: Total War и «В
тылу врага», не взглянет на
экран без эстетических судорог.
Великий и ужасный танк
В тактике, на сайте игры скромно
именуемой «позиционной войной»,
зияют немаленькие дыры.
Среднестатистическая атака
выглядит следующим образом. Группа
не ведающих страха самоубийц бежит
вперед, к окопам. Они обречены. Цель
их короткой жизни — выявить
скопления техники и живой силы,
позволив игроку вслепую «отутюжить»
местность из дальнобойных орудий.
Если у кого-нибудь в рюкзаке
оказался бинокль (в начале прошлого
века такие диковинки попадались
нечасто), фокус упрощается до
предела. Правда, угадать, где
расположены пушки, и без того очень
легко — пресловутый «туман войны»
не скрывает аккуратные стенки из
мешков с песком. В итоге неприятель
сидит за брустверами, а мы неспешно
пьем чай, меняем зоны обстрела,
подгоняем фургончики с
боеприпасами и ждем. Выдвигать
отряды вперед категорически
противопоказано. Пехоты мало, а без
нее — как без рук; ворох снарядов не
мешает злодеям щелкать наших «соколов»
на подлете. Необходимая уступка,
понимаю, но зачем же доходить до
идиотизма?
Еще одна гадость связана с
ближним боем. Лихим «чапаевским»
подвигам места в игре не нашлось.
Вообразите картину — грозные
кавалеристы галопом набрасываются
на вражеское орудие и…
остановившись, вступают в
перестрелку с несказанно
удивленными гренадерами, а заодно и
всеми, кто принял участие в
разборке. Долго рассматривать
потасовку не придется — любителей
верховой езды перебьют за минуту.
Герои, предпочитающие рубить «несогласных»
с плеча, не перевелись, но в погоне
за балансом разработчики отняли у
них огнестрельное оружие. Или опять
виновато тяжелое наследие «Блицкрига»?
Захват трофейных пушек и
пулеметов — единственная отрада.
Особенно котируется артиллерия.
Количество зарядов на складе не
бесконечно, и дополнительный ящик
взрывчатки лишним не бывает.
Специальное обучение не нужно. Будь
то компания чумазых пехотинцев или
эскадрон «летучих гусар» —
желающих пострелять навалом. А вот
перевести расчет мортиры, у которой
кончились боеприпасы, на другой «объект»
не получается.
Безобразно слабый AI окончательно
портит игру. Компьютер умеет
атаковать «в лоб» и с
садистским удовольствием посылает
десятки солдат под беспощадный
пулеметный огонь, однако
осмысленные действия ему не по
извилинам. Оборонительные миссии —
полнейшая «халява». Проверяем
систему окопов, проформы ради
раскладываем мины и «колючку»,
распределяем войска… Отдыхаем.
Дальше будет «пушечное мясо».
Основную же опасность представляют
танки. Нет, доблестные воины не
бросаются наутек при виде
усеянного заклепками монстра (похоже,
«Блицкриг» борется с
паникой на клеточном уровне), но
пробить 20-миллиметровую броню
ружьям, увы, не под силу. Кроме того,
виртуальные генералы не умеют
пользоваться полевой артиллерией.
Капризный pathfinding целенаправленно
превращает хрупкие нервы игрока в
стальные канаты. Отправив стайку
машин на противоположный конец
карты, можете не волноваться —
теория вероятности на вашей
стороне, и водители наверняка
доберутся до указанной точки. Но
каким путем! Тут постоянно
встречаются две колымаги, часами
стоящие нос к носу. Не вмешаетесь —
вам же хуже. И еще: могучий танк A7V,
расстрелявший боезапас (для
справки: у его прототипа было
10.000-15.000 патронов и около 180 «выстрелов»)
и замерший посреди улицы — одно из
ярчайших воспоминаний о «Первой
мировой».
Что касается ролевого развития
нашего подопечного, то оно едва ли
достойно отдельного упоминания.
Пучок ни на что не влияющих навыков
(«тактика», «снабжение и
поддержка», «осторожность»,
«воспитание подчиненных», «искусство
войны» и «чувство долга»),
автоматически прокачивающиеся
между миссиями, плюс уже ставшее
привычным окошко для хранения
медалей — хлипкий перечень нюансов.
Первая и последняя
Бородатый «Блицкриг»
хорош тем, что на его базе нельзя
создать совсем уж плохую игру. «Первая
мировая» по-своему
интересна, если вы так и не
удосужились познакомиться с
излишне плодовитым творением Nival и
проигнорировали шумную толпу его
многочисленных потомков. Прогулки
по радиоактивной пустыне,
героический переход «советских»
танков через замерзшую Атлантику,
исторически выверенные
перестрелки в Сталинграде, борьба с
марсианами, грандиозные битвы
орков и эльфов… Я верю, что
художники способны нарисовать
любую картинку. Вот только называть
полученный продукт новой
игрой становится все сложнее и
сложнее. Признаюсь, анекдотические
«котлеты из овсянки» мне давно
надоели.
1296 Прочтений • [Рецензия на игру World War I] [21.04.2012] [Комментариев: 0]