Вот мы и дождались. Едва ли не
лучшая стратегия последних лет Rome
обзавелась полноценным клоном.
Вернее, слегка зажеванной и
нечеткой ксерокопией. Бесстрашные
легионеры, кровожадные галлы,
трехмерная карта, управление
только целыми отрядами, набор опыта…
Разработчики из Slitherine Software честно
позаимствовали основные идеи у
коллег из The Creative Assembly, добавили
парочку подходящих по цвету
ингредиентов из других игр (минимум
самодеятельности!) и, упаковав
продукт в яркую коробку, выставили
на продажу.
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.3 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1 Гб на винчестере
На самом деле для успеха
требовались иные действия. Если
намалеванный на «фасаде» воин
с мечом, щитом и очаровательным
римским «хохолком» на шлеме
смотрится сносно, то содержимое
двух дисков, где вольготно
расположилась игра, увы, восторга
не вызывает.
Total War без «кофеина»
Глобального режима нет. Вся игра —
череда бессмысленных побоищ;
победил — прошел дальше, потерпел
поражение — рестарт.
Железнодорожная линейность
проявилась даже в выборе фракции.
Сначала обязательная «обучалка»
за латинские племена, потом
судьбоносная борьба римлян с
варварами, а под занавес игрока
поставят во главе орд немытых
кельтов.
Прежде чем ринуться в сечу, нам
предстоит составить план сражения.
Звучит заманчиво, но массивная
задумка обернулась мыльным пузырем.
На мини-карте значками обозначены
трусливые отряды чужаков и наша
доблестная армия. Недостатка в
информации не наблюдается. Хитрые
засады остались в Rome, тут
надо просто вдумчиво разместить
своих головорезов. В качестве
финального штриха уточняем модель
поведения: «стоять», «атаковать»,
«подбежать на расстояние броска
копья и метнуть его». Нарисовать
приблизительную схему движения
почему-то не разрешают. Хотите,
чтобы кавалерия атаковала с тыла
или флангов? Извольте подсуетиться
прямо во время потасовки.
Боевые построения носят сугубо
утилитарный характер. В Rome
можно было глазками увидеть, в чем
отличие кавалерийского клина от
обыкновенного «прямоугольника»
(и когда его разумнее применять). В Legion
Arena все упирается в
абстрактные бонусы к не менее
абстрактным параметрам «атаки»
или «защиты». Поначалу ничего
хорошего не предложат (увеличенная
убойность компенсируется
уменьшенной броней), но позже будут
и беспроигрышные варианты.
Тип местности непосредственным
образом влияет на способности
юнитов. Пехота чувствует себя
увереннее среди камней, всадникам
подавай «футбольные» просторы.
Обратите внимание: в описаниях
особенности не указаны. Понимание
ходит под ручку с опытом.
Управлять войсками в схватке
сложно. В реальности генерал
отдавал приказы либо лично (по
слухам, от голоса Александра
Македонского приседали боевые
кони), либо через помощников, словно
ветер носившихся по полю брани.
Гейм-дизайнеры Slitherine по мере сил
постарались воссоздать эту деталь.
Бесконечная беготня и вопли
пребывают за кадром, а игроку
достались командные очки, которыми
приходится платить за каждый
щелчок мышкой. Количество у.е.,
затрачиваемых на приказ, зависит от
уровня организации подчиненных.
Драгоценные очки постепенно
восстанавливаются, однако
осуществлять мудреные маневры в
духе серии Total War стало
накладно.
Впрочем, так ли они нужны?
Внезапный удар кавалерии в тыл
отнюдь не означает, что недруги в
ужасе разбегутся или тотчас
поднимут к небу дрожащие лапки.
Виртуальным чурбанам неведом
беспричинный страх. Лишь когда
число убитых перевалит за
магическую отметку, уцелевшие
поспешат смазать пятки.
Преследовать потенциальных рабов
бесполезно. Мир Legion Arena
живет по законам благородного
рыцарства — здесь никто не воткнет
врагу нож в спину. Учитывая
отсутствие стратегической карты,
полное уничтожение противника не
требуется. Наоборот, чаще нас
просят перебить, скажем, сотню,
после чего битва автоматически
затихает, а удовлетворенные
антагонисты разбредаются по домам
пить чай с плюшками.
Неприятелю военные премудрости —
как коту высшая математика. ИИ
находится в блаженном трансе; с
учетом того, что еще год назад LA
щеголяла модной наклейкой «online
only», это можно понять, но не
простить. Нередко мои войска дружно
наваливались на один вражеский
отряд, а остальные переминались с
ноги на ногу и увлеченно считали
ворон. Вершина мастерства
компьютерных военачальников —
бежать вперед, попутно ввязываясь в
драки (если чуть-чуть подвинуться,
компания психов умчится прямиком к
линии горизонта).
Думаете, игра берет неотразимой
внешностью? И снова мимо — несмотря
на возрастную разницу, «движок» Rome обходит Legion Arena.
Трава скошена. Пейзажи попросту
раскрашены зеленой краской (для
холодов припасли белила). Модели
пугают не на шутку. Разработчикам
не стоило перенимать излюбленные
методы порно-режиссеров и
приближать камеру вплотную к
аборигенам.
Ролевая арена
Перерывы между ратными подвигами
заполняют армейские развлечения:
посещение магазина с оружием и
шмотками, заключение договоров со
свежими наемниками и развитие «внутриутробных»
характеристик — LA с честью
носит звание «role-playing strategy».
Заработанные чужим потом и кровью
«experience points» превращаются в
разнообразные «перки»:
перманентное удлинение столбика
здоровья, изучение специальных
приемов, крутая защита от стрел,
блокирование ударов, уклонение и т. п.
(причем почти у каждого умения —
несколько уровней). Все они не имеют
никакого отношения к пресловутому
реализму, но в целом «прокачка»
— пожалуй, самая интересная часть
игры.
Что касается денег, то их мало. У
игрока всегда есть выбор — скопить
на новый отряд или приодеть уже
готовый. Я отдаю предпочтение
последнему. Цены кусаются, зато
эффект налицо.
Коллекция юнитов обнадеживает. На
стороне Рима выступает много
старых знакомых: velites (копьеметатели),
hastati (легкая пехота), triarii (тяжелая
пехота), три вида кавалерии, всякая
мелочь вроде крестьян или лучников,
слоны (действительно, какой
уважающий себя легион обойдется
без слоновьего батальона?) и praetorian —
по уши бронированная элита,
своеобразный спецназ.
Конечно, бывают и повторения, и
ненужные подразделения. В игровой
«энциклопедии» написано, что
principie — те же hastati, но с боевым опытом
и качественным вооружением (о том,
что будущие triarii зарождались в
рядах hastati, нам поведали в Rome).
Воины сражаются, матереют, получают
новые мечи и бронежилеты, а
поросшая паутиной бирка не
меняется. Родился «пейзанином»,
им и помрешь. Можно было сделать
отображение купленного
обмундирования на угловатых
фигурках солдат, но художники
поленились. В итоге могучие «терминаторы»
двадцатого уровня, способные
сдерживать превосходящие силы,
выглядят оборванцами с дешевыми
бамбуковыми копьями. Юмористы,
сочинявшие тексты для «учебника»,
предлагают свой выход. «Шкурки»
бойцов разрешено перекрашивать,
исходя из врожденных представлений
о прекрасном (совсем как в Warhammer
40.000: Dawn of War), — прожженным
ветеранам выдать красные рубахи, а
рекрутам пошить куртки под цвет
весенней листвы.
Еще один парадокс — у полководца
нет телохранителей. И правильно! В Rome
шальная стрела могла обезглавить
величайшую армию, а вот угробить
местного генерала по плечу разве
что гомеровским чудовищам. К
незначительным радостям стоит
отнести командный радиус,
увеличивающий ТТХ «обласканных»
юнитов. Кардинальных изменений я не
заметил, но любителям входить в
роль должно понравиться. Тем более
что со смертью нашего альтер эго
наступает «game over».
«Квинтилий Вар, верни мои
легионы!»
Эта фраза, согласно богатой на
цитаты Rome (разумеется, я беру наиболее понятный и близкий рядовому игроку источник), принадлежит
императору Августу, узнавшему о
гибели трех легионов в
Тевтобургском лесу. То же самое
хочется сказать создателям Legion
Arena; в отличие от упомянутого Квинтилия
Вара, они пока не спешат кидаться
на остро отточенные мечи. Несмотря
на известные недостатки, Rome
удивительно точно передавала
атмосферу боя, где нелепые
случайности поминутно смешиваются
с тонким тактическим расчетом.
Здесь же баталии слишком
предсказуемы и скучны. Количество
потерь достигло «критической
массы»? Отступаем. Все сражения
на одно лицо, а «грандиозная»
победа не приносит удовлетворения.
Пришел, увидел, навалял (на
«normal» перечисленные действия
выполняются на автомате, не приходя
в сознание). По-настоящему жаль две
загубленные идеи — планирование и
хитрую систему отдачи приказов.
Искренне надеюсь, что умельцы из The
Creative Assembly или их последователи
доведут многообещающие заготовки
до ума.
А играть в Legion Arena я
советую лишь тем, кто по каким-то
причинам стремится на себе
прочувствовать все метаморфозы и
тенденции в жанре.
1430 Прочтений • [Рецензия на игру Legion Arena] [21.04.2012] [Комментариев: 0]