Давным-давно, когда трехмерные
ускорители блестели искорками в
глазах инженеров 3Dfx Interactive,
интересность игры не измерялась
количеством полигонов, а восемь
мегабайт памяти считались безумной
роскошью, владельцы «персоналок»
проводили часы за пошаговыми
стратегиями. Продукция Strategic Simulations
Inc., Quantum Quality Products, Three-Sixty Pacific, Strategic
Studies Group, Talonsoft пользовалась широкой
популярностью, занимая целые
развороты в брызжущих глянцем
журналах.
Системные требования
Pentium III/Athlon 800 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.7 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 1.7 Гб на винчестере
Шли годы, 3D из каприза выросло в
рыночную необходимость, молодое
поколение полководцев устремило
взоры на RTS, и воргеймы плавно
опустились в узкую нишу,
превратившись в игры «для
посвященных». Издательства Matrix
Games и Shrapnel Games попробовали сразиться
за место под солнцем, но получив по
носу, заперлись в норах и оставили
мечты о популяризации жанра. Нынче
их детища — плод творчества гениев-одиночек
— словно нарочно не хотят идти в
ногу с прогрессом: 256-цветная
палитра, мутные спрайты, вытесанный
из дуба интерфейс… Массовый
потребитель сбежит от них раньше,
чем вы успеете заикнуться о
смышленом ИИ и историческом
реализме.
И все-таки одна попытка вывести
«пошаговки» из золушек в
принцессы оказалась успешной — пару
лет назад студия Wargaming.net выпустила
блистательную Massive Assault. У
нее был полный багаж: увлекательные
миссии, модная графика, проверенный
баланс и привлекательный
мультиплеер. Европа и Россия
приняли ее на «ура»,
американцев охмурить не совсем
удалось (в чем немалая вина той
самой Matrix Games). Впрочем, кое-кто в США
заметил смелый проект. То была PopTop
Software, создатель Tropico и Railroad
Tycoon 2-3.
Послезавтра
Стремясь завоевать позиции на
родине, дизайнеры PopTop Software сделали
грамотный ход — они не стали
рассказывать о битвах за далекие
миры, плюнули на затертую Вторую
мировую и Гражданские войны, и
перенесли действие на современную
американскую почву. Их сценарий
вполне может очутиться в
заголовках завтрашних газет (или,
на худой конец, в очередном
бестселлере Тома Клэнси).
2008 год. В США избран самый
непопулярный президент за всю
историю страны. Напряженное до
предела общество разражается
волной митингов протеста и
террористических актов. В ответ
глава Белого Дома объявляет
чрезвычайное положение; в 2009-м,
воспользовавшись «административным
ресурсом», Дэвид Джефферсон
Адамс остается на второй срок.
Его торжество было недолгим — в
день повторной инаугурации мощный
ядерный взрыв стер Вашингтон с лица
земли. Лишившись всех ветвей власти,
прогнившая демократия, где
издревле тлели очаги сепаратизма,
распалась на букет независимых
республик. Теперь Калифорнийский
Союз, Техасская Республика,
Пасифика, Конфедерация (бывший
рабовладельческий юг),
Новоанглийский Альянс и Федерация
Великих Равнин делят 25 кусочков
некогда могучей державы. Свою лепту
в раздор вносят ЕС, закрепившийся в
округе Колумбия сразу после
трагедии, и совьетская Маза Раша (сначала
— деньгами, а потом и танками на
Аляске).
Парад суверенитетов
На этом байка о развале США
заканчивается — Shattered Union
уделяет сюжету почти нулевое
внимание. Трижды за игру пролетают
короткие новости в исполнении
пластмассовой дикторши,
объясняющие непонятливым, кто
сбросил несчастную бомбу (подсказка:
большое, красное, занимает 1/7 часть
суши, находится под контролем
хмурого генерала Vladekov). Скриптовых
сюрпризов, персонажей, диалогов и
прочей роскоши, привычной для
поклонников «Massive Assault:
Расцвет Лиги», нет.
Злободневная завязка бессмысленна
— единственная доступная кампания
сводится к банальному захвату всех
25 районов.
Семь участников конфликта
поставлены в неравные стартовые
условия: у них разные вариации
юнитов и площадь оккупированной
территории. Европа — первый
кандидат на вылет из гонки за
власть, ибо ее владения охватывают
всего один штат. Самая толстая —
Пасифика, урвавшая нехилый ломоть
тихоокеанского побережья и
Среднего Запада. Нетрудно
догадаться, что у пожирателей
суверенитета отличаются и кошельки.
Деньги поступают в виде налогов с
занятых областей и в перерывах
между сражениями идут на покупку
нового и ремонт существующего
вооружения. Максимальный размер
армии — 42 единицы, но сорить
долларами нежелательно — авторы
скупо пополняют казну. «Бестиарий»,
взятый из реальной жизни, разделен
на несколько классов: тяжелые и
средние танки, бронетранспортеры,
пехота, воздушные войска,
артиллерия и ПВО, в каждом — по 1-3
экземпляра. Арсеналы достаточно
схожи, чтобы не превращать игровой
баланс в кошмар, однако не дают
повода обвинять разработчиков в
слепом копировании. Скажем,
россиянам достались убойная (а
также хлипкая и неторопливая)
гаубица М46, четыре модели солдат и
ни одного среднего танка.
Дела на поле брани не клеятся?
Значит, пора вытаскивать из рукава
козыри, меняющиеся от фракции к
фракции. Их «крутизна» и
количество зависят от того, каким
способом игрок решает проблемы.
Уничтожение исторических зданий,
тяга к ковровым бомбометаниям, — и
ползунок «Political Reputation»
съезжает влево, открывая «темную
сторону» — наночуму,
баллистические ракеты, «грязные»
бомбы и т. д. Те, кто дерется по-честному,
обретают гуманные суперприемы
вроде обездвиживающего технику ЭМ-импульса
и возможности переманить под свои
знамена любой приглянувшийся юнит.
Бей первым!
По большому счету, глобальная
карта придумана с нехитрой целью —
она позволяет увидеть текущую
обстановку и указать направление
следующей атаки. Одна баталия
соответствует одному ходу, затем
слово берут электронные оппоненты.
Если кто-нибудь из них покусится на
вашу вотчину, будете отбиваться
сами — функция «Auto-Resolve» в духе
серии Total War отсутствует.
Нет и такого «излишества»,
как дипломатия. Адептам закулисных
интриг советую обратиться к Сиду
М. или Paradox Interactive; тут же все
просто: бей и радуйся (ИИ вообще
выбирает жертвы случайным образом).
Правда, трудностей не избежать,
поскольку с разведкой у Shattered
Union туговато — прикинуть, какой
«комитет по встрече» ждет вас в
очередном секторе, можно лишь по
абстрактной полоске «Unit Strength».
Осложняет задачу и процесс набора
армии для предстоящей стычки;
ощущения — словно от блуждания по
комнате с завязанными глазами.
Почему? Да потому что юниты, ушедшие
захватывать вражьи земли,
недоступны, если компьютер нападет
в этот же ход (за исключением «одноразовых»
бункеров и сторожевых вышек).
Раздражает и скудный комплект
значков. Без назойливого тыканья
мышью нельзя понять, чем именно вы
отоварились позавчера — пятком «брэдли»,
«страйкеров» или «хам-ви».
Одно послабление: по нажатию
«Auto» игра, так уж и быть,
расфасует подопечных по «хексам».
Иными словами, сохраняйтесь
регулярно: метод проб и ошибок —
лучшее средство борьбы с
неизвестностью.
О пьяном операторе замолвите
слово…
Настоящее падение в бездну
начинается уже во время «разборки»,
и виной тому — густой «fog of war»,
накрывающий местность едва
заметным одеялом. Ап! — и ваш танк
нарвался на кучку озверевших «миротворцев»,
лихо пробивающих шкуру стального
зверя из М16. Ап! — и зенитка
оказалась в прицеле
бомбардировщика, вынырнувшего из
ниоткуда на соседней клетке (в
отличие от MA, здешние
самолеты предпочитают
патрулирование в радиусе семи
ячеек молниеносным атакам). Ап! — и
ваш жалкий «хаммер», не годный
ни на что, кроме разведки, не видит
дальше собственного носа. Видимо,
увлекшись дележом государства,
жители США так технически
деградировали, что забыли и об
околоземных спутниках, и об
элементарных биноклях. Выход
очевиден: плюнуть на скаутов и
запасаться техникой пожирнее.
Единственный ресурс — топливо, да
и оно — скорее условность, нежели
ограничение. В Battle Isle мы
метались с дозаправщиками; в Shattered
Union бензобак и здоровье
вернутся сами, если боец неподвижен
и ему никто не угрожает. В городской
черте силы восполняются чуть
быстрее.
Пропорции не соблюдены, текстуры —
не самые четкие, лоска нет и в
помине, но все-таки уровни
нарисованы с любовью к деталям.
Деревья, телеграфные столбы,
дорожные знаки, деревни, фермы,
полуразрушенные мегаполисы радуют
взгляд, попутно кусая за ляжки
процессор и видеокарту. Юниты
выглядят мило, хотя однотонная
заливка цветом, призванная
показать, где «свои» и «чужие»,
делает их блеклыми и
невыразительными на общем фоне.
Головную боль усиливают обилие
моделей, мешающее распознавать
подчиненных навскидку, и их подчас
дикая окраска — как вам, например,
грязно-серые против светло-серых?
Они-то и создают неразбериху.
Поднимите камеру в надежде
охватить очередную «горячую зону»,
дабы разглядеть позиции, и вы
спутаете джип с «Абрамсом».
Взлетите ввысь, к орлам, и вашему
взору предстанет красивое, но
совершенно бесполезное панно.
Спуститься пониже? Без проблем, но
придется часто «скроллить»,
высматривая друзей и врагов в
складках рельефа. Вверх-вниз, влево-вправо,
вверх-вниз под сливающиеся воедино
бравурные марши… еще не
подташнивает?
Тогда дождитесь хода соперника.
Вертлявая камера лезет из кожи вон,
стараясь уследить за каждым
участником событий, — меняет точку
обзора, вращается вокруг своей оси,
переключается с ближних планов на
дальние и обратно, — не давая
вычислить, откуда явилась новая
толпа интервентов. Настырный «туман»
и патрулирующие самолеты
окончательно сбивают с толка,
заставляя всякий раз ползать на
брюхе и оценивать ситуацию. После
такого даже неохота жаловаться на
нехватку архиполезной «Undo» и
дефицит клавиатурных «шорткатов»…
Галочки ради
А дело у нас не из легких —
захватить либо удержать ряд
населенных пунктов до наступления
определенного дня, заработав
нужное число очков. К счастью, все
важные локации подсвечены — хоть
тут не надо гадать на кофейной гуще.
Обидно, что иных вариантов
заданий не бывает. Дизайнеры PopTop
Software не пытались включить фантазию
и внести разнообразие в унылую
цепочку «напал — защитился».
Силиконовый мозг тоже не шибко
напрягается; он далек от прозвища
«идиот», хотя и в передачу «Умники
и умницы» ему путь заказан.
Особенности ландшафта компьютер
использует редко, зато с
удовольствием кидается на раненых
или слабых юнитов. Выбирая между
опасным здоровяком Т-90 и
сравнительно беззубым, но
истекающим соляркой «Водником»,
он непременно предпочтет второе,
причем набросится сразу скопом. А
поскольку проезжать сквозь
неприятелей запрещено («наши»
от этого ограничения избавлены),
подбитые камикадзе становятся
великолепной преградой. Другой
стандартный прием — оставить очки
действия впрок, чтобы было чем
огрызнуться во время хода
противника.
Новичкам, безусловно, будет туго —
авторы сэкономили на «туториале»,
впихнув вместо него три сумбурных
видеоролика, галопом по Европам
объясняющих основы геймплея. «Повернитесь
туда, посмотрите сюда, выметайтесь».
Прямо как экскурсовод в музее за
пять минут до закрытия.
В куцый список развлечений
затесались «Skirmish» и
мультиплеер, поддерживающий «хот-сит»,
локальную сеть и вечно пустые
сервера в Интернете. Спасибо, мы
обойдемся.
Mission failed
На Xbox, где пошаговая стратегия —
все равно что морская корова в
зоопарке XXI века, критики пощадили Shattered
Union. Пресная, нудноватая, с
недобрым прищуром, но уникальная в
своем роде, да еще от самой Take-Two… У
нас на РС, хвала небесам, живет
серия Massive Assault,
укатывающая продукцию PopTop Software в
асфальт. Безоговорочно.
1420 Прочтений • [Рецензия на игру Shattered Union] [21.04.2012] [Комментариев: 0]