Давным-давно, когда компьютеры
едва умещались в просторных холлах
университетов, люди уже вовсю
увлекались стратегиями. Экран
монитора им заменяла картонная
карта, «юниты» изображались
пластиковыми фишками. Прогресс не
стоит на месте, и нынче походовые
стратегии в сознании масс — серия Sid
Meier's Civilization или «линейка»
от Paradox. А о том, что их родословная
уходит корнями к «тем самым»
архаичным «настолкам»,
частенько никто и не вспоминает. С Diplomacy
все наоборот — именитые шведские
разработчики сделали упор на
поддержании духа и буквы игры с
полувековой историей, а не на ее «творческом
переосмыслении».
Системные требования
Pentium III/Athlon 800 МГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 250 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 250 Мб на винчестере
Почему же настольная версия Diplomacy
столь популярна за рубежом (а ее
сравнивают с Risk и Axis
& Allies)? Во-первых, очень
интересен исторический период. Нам
предлагают поруководить одной из
семи великих держав, вступивших в
борьбу за власть над Европой начала
ХХ века. В свое время игра служила
разрядкой для тех, кто старался
забыть Вторую мировую, а сегодня
она разбавляет толпу виртуальных
высадок в Нормандии, операций «Огород»
и т. д. Во-вторых, тут полностью
исключено влияние случайных
факторов (ближайший аналог — скажем,
шахматы). Наконец, оригинальная
концепция наглядно демонстрирует:
взять верх одними пушками
невозможно. Дипломатия является
насущной необходимостью, ведь один
в поле не воин — если вы стянете на
фронт мощный «кулак», это
грозит оголением границ. Угрозы,
предательства, сепаратные
перемирия и надежные альянсы —
сыграв несколько ходов, поневоле
набираешь фактический материал для
шпионского романа.
Easy to learn, hard to master
Новичкам, незнакомым с Diplomacy,
настоятельно рекомендуется пройти
подробный «учебник». Вообще-то
правила элементарны, надо просто
серьезно их проштудировать.
Карта Старого Света разбита на 76
регионов: «пустышки» (плацдарм
для будущих завоеваний) и «центры
снабжения», владение «контрольным
пакетом» которых — ключ к победе.
Всего таких баз 34 штуки, по
три на каждую страну, кроме России —
дабы отразить ее особенности, ей
отведено целых четыре «склада».
Ресурсы «малых наций»
изначально нейтральны и покорно
ожидают своей участи. Игровой
процесс поделен на полугодия —
решения принимаются весной и
осенью, а набор рекрутов проводится
раз в два хода — в преддверии зимы.
Обладание «центрами»
позволяет содержать равное им
число «юнитов». Потеря «склада»
приводит к роспуску части нашей Grand
Armee, а захват помогает нанять в
одной из «домашних» провинций
новый отряд. С точки зрения военной
мощи армии и флоты государств
совершенно идентичны. Виктория
достигается за счет привычной для
поклонников Paradox «поддержки»,
причем можно прийти на выручку не
только собственным войскам. Если
«сумма сил» сошедшихся армий
совпадет, штурм заглохнет, и никто
не сдвинется с места. В противном
случае одна из сторон будет
вынуждена распустить разбитую
группировку или отступить — в
пределах провинции двум
формированиям тесно.
Постичь «drag & drop»-управление
по плечу даже ребенку. Diplomacy
очень дружественна к пользователю:
обзор доски под любым углом, «приятные
на ощупь» трехмерные фигурки —
почти что настольное развлечение.
Лаконичный интерфейс выше всяких
похвал — все под рукой, нет ничего
лишнего. А вот звуковое
сопровождение оказалось неровным:
ужасные эмоциональные реакции AI-игроков
обрамлены милыми
инструментальными мелодиями.
Впрочем, услада органов чувств — не
первостепенная задача TBS.
Дипломатия, разумеется,
бесподобна. В большинстве
стратегий мы довольствуемся
готовыми типами соглашений, и здесь
без них тоже никуда: оборонительные
и наступательные союзы, пакты о
ненападении, демилитаризация
конкретных областей… Есть
возможность заключать
многосторонние договора и
предъявлять ультиматумы. Но
главный козырь Paradox — «графический
язык переговоров». Войдя в
специальный режим и передвинув
фишки нужным образом, мы составляем
послание кому-нибудь из оппонентов,
например, с такой смысловой
нагрузкой — «Ты атакуешь турецкий
гарнизон в Румынии, тогда я
выступлю из Севастополя».
Остается нажать кнопку «Отправить»
и ждать ответа — быть может, он сразу
одобрит вашу идею, или же выдвинет
контрпредложение. Количество
тактических вариантов огромно.
Нравится строить непробиваемую
оборону? Медленно «набирайте
очки», не ввязываясь в крупные
конфликты, и потихоньку отбирайте
территории у соседей. Или
попробуйте втереться в доверие,
изобразить преданность — и нанести
смертельный удар рассеявшему
внимание «союзнику». Как и в
шахматах, для победы недостаточно
выучить «стандартные положения»
или уметь импровизировать. Основа
успеха — точный, выверенный расчет
минимум на пару ходов вперед.
The Game of International Intrigue
Конечно, на AI можно лишь
отработать базовые приемы. Хотя по
меркам TBS у Paradox получились солидные
соперники — они пользуются «графическим
языком» и не прощают глупых
ошибок. Сошлюсь на свою переписку с
лучшим игроком планеты — Эди
Эрсалези Бирсаном (Edi Ersalesi Birsan). Он
считает, что «AI в версии 1.2
адекватно оценивает ситуацию и
принимает в целом верные решения,
что ставит его на ступеньку выше
предыдущих воплощений Dippy».
Но, по его словам, «главная
задача искусственного интеллекта —
заменять выбывших участников».
Г-н Бирсан уверен, что «компьютер
способен играть еще лучше; пока он
настроен преимущественно на
нападение, как и многие новички».
Мультиплеер представлен двумя
режимами — через LAN и на официальном
онлайновом сервере Metaserver. К
сожалению, опасаясь пиратов, шведы
излишне усложнили процедуру
регистрации — прежде чем ввести
серийный номер, придется создать
учетную запись на форуме компании.
Когда без почетного статуса «Already
registered» нельзя померяться силами
в Сети — это нормально, но запрещать
«гостям» скачивать патчи в течение нескольких недель после релиза…
Несолидно. А без них Diplomacy —
совсем иная игра.
Предположим, вам удалось побороть
скандинавскую онлайн-бюрократию.
Теперь надо найти 5-7 человек для
комфортной игры. Одолевшие
последний заслон впадают в нирвану
— патч 1.3 добавил приватный чат,
приближающий «застольную»
обстановку к действительности
настолько, насколько вообще
возможно для разделенных границами
и океанами людей. Правда, обычно в
партиях на Metaserver длина хода
составляет 5 минут, и на полноценную
интригу не хватает времени. Тогда в
дело идет «графический язык»,
позволяющий быстро изложить идеи
собеседнику. Другой его плюс —
устранение любых языковых барьеров,
стоящих на пути «дипломатов»
всего мира. Чтобы двигать «солдатиков»,
знание английского не нужно. И все
же, если вы хотите испытать
максимум азарта — закажите «классический»
вариант Diplomacy и соберитесь
в выходные с друзьями. Ведь,
несмотря на щедрые обещания,
разгадать замысел противника по
выражению «лица» его аватара
нереально.
* * *
Новое творение Paradox — удачнейшая
интерпретация настольной игры,
развлечение для истинных стратегов,
которое наверняка не понравится
большинству, растленному
традиционным скудоумием AI.
Взглянув на Diplomacy одним
глазком, они вернутся в Hearts of Iron
2, где так легко окружать и
громить по частям. Однако те
одиночки, которые потратят
несколько часов на въедливое
ознакомление с обучающими миссиями
и мастер-классами, доступными на
официальном сайте, будут по-настоящему
вознаграждены.
770 Прочтений • [Рецензия на игру Diplomacy (2005)] [21.04.2012] [Комментариев: 0]