Среди бескрайнего океана, где
солнце играет бликами на живых,
словно сошедших с пейзажа Айвазовского,
волнах, возвышается изумительной
красоты страна Мулинения. Чуть
дотроньтесь до колесика мыши, и вы
прыгнете в самое ее сердце. Это — ваш
мир, и вы — его покровитель. Трава и
деревья склоняются пред вашей
десницей, толпы угловатых жителей
ежедневно возносят вам молитвы, а
из земли по мановению курсора
вырастают бурлящие жизнью города.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 3.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 3 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 3.5 Гб на винчестере
Добро пожаловать в Black & White 2,
симулятор мэра с расширенными
полномочиями.
GodCity 2005
Четыре года назад Black & White
угодила под огонь нашей критики. Мы
укоряли ее за дисбаланс и сонм
глупых ошибок, пинали охочий до
системных ресурсов движок,
дивились на малое число уровней,
возмущались недоработками
интерфейса и — главное! — не
чувствовали себя великим божеством,
пришедшим поиграть в гигантской
песочнице. Нас занимали более
прагматичные думы: куда поставить
третий амбар, как молельщики
ухитрились сожрать за сутки
годовые запасы зерна, и почему
упала рождаемость. Борьба за право
владеть умами наивных сельчан
отошла на дальний план.
В 2005-м задача не изменилась:
подчинить себе остров, изгнать с
него конкурента, перейти на новую
карту, повторять до победного конца.
Только на сей раз за борт выкинули
ключевую идею — необходимость
завоевывать души. «Боги
существуют до тех пор, пока в них
кто-нибудь верит» — мысль,
блестяще обыгранную в одном из
романов Терри Прэтчетта (Terry Pratchett),
сменил грубый вещизм. Мулиняне
второго поколения плевать хотели
на летающие по небу елки, дождь над
полем среди ясного дня,
разрушительные торнадо,
землетрясения и потоки лавы. Это
раньше мы, уподобившись Джону Ву
(John Woo), запускали стаи голубей над
чужой деревней, приманивая
неверных в свои тенета, и
отправляли Существо в
миротворческое турне по округе;
сегодня такие фокусы не удивят и
трехлетнего малыша. Люди тянутся к
тому, у кого краше столица.
«Impressiveness» — вот имя нового
идола.
В общем, дорогие белые боги,
приберегите чудеса для
хозяйственных нужд и займитесь
архитектурой. Подобно SimCity
и Caesar, Black & White 2
любит, когда населенный пункт
построен с умом. Идеальный расклад —
«пирог» с лучами,
расходящимися от центра.
Фешенебельные особняки ставьте
подальше друг от друга, поля и луга
разбивайте на наиболее плодородных
участках, жилые кварталы
облагораживайте объектами
соцкультбыта (университеты, бани,
детсады, дома престарелых,
амфитеатры), ройте колодцы,
втыкайте уличные фонари через
каждые пять метров и не забывайте
прокладывать бесплатные дороги.
B&W 2 в исполнении «добряка»
— битва за рейтинг. Посадили елочку
в черте города — получите 20 у.е.
Нашли удачную площадку для
строительства, дающую двукратный
бонус к стандартному значению
«impressiveness», и немытые крестьяне,
собрав в узелки еду, дерево и железо,
срываются с насиженных мест.
Послать иммигрантов или оформить
им прописку — дело ваше. Спустя
примерно пару часов реального
времени весть о мегаполисе доходит
до неприятеля, и тот, глядя на
дружный ряд спин бывших подданных,
с позором удаляется в прерии.
Причем экономики как таковой нет.
Почва не истощается, запас маны
бесконечен, пока кто-нибудь бьется
лбом о мраморные плиты храма,
деревья размножаются почкованием,
а одна из окрестных шахт прямо так и
зовется — «Bottomless Mine». Мы просто
отгораживаемся стеной и строим,
строим, строим, вынуждая не в меру
трепливого оппонента, загнанного в
жесткие рамки поведенческих
скриптов, выбросить белый флаг.
Затем щелкаем на золотом свитке,
история начинается снова. Восемь
раз кряду…
Gods behaving badly
Проблема в том, что Black & White 2
— отличная иллюстрация тезиса «На
все веление божье». Наша паства
слишком тупа и ленива, чтобы
самостоятельно развиваться.
Жителей надо понукать,
переставлять и назначать на
различные должности. Остолопы
никогда не возведут дом (вы должны
показать на него пальцем) и не
встанут по своей воле охранять
границы. Плебс хочет спать?
Извольте лично перевести
стрелки небесного циферблата.
Идеалы «непрямого управления»
летят на помойку сразу после
первого приказа, отданного армии. А
ведь именно благодаря им в анналы
жанра попали буллфроговские Populous
и Powermonger, где не нужно было делать все собственноручно.
Да, теперь у нас есть персональное
войско. Соорудите казарму, укажите
кружком приблизительный размер
воинства, и мужское население
схватится за мечи, превратившись в
один из трех видов юнитов. Для
приверженцев Света силовой вариант
не годится — само существование
солдат игра относит к нехорошим
деяниям, для пущей наглядности
рисуя над ними алое облачко
«EVIL». Едят защитники родины в
две глотки, так что лучше пускать
парней в ход без промедления.
Тактика отсутствует. От The
Ancient Art of War, праматери всех RTS,
творение Питера М. отличается
разве что сногсшибательной
графикой. Формации? Сложные приказы?
Забудьте. Взяли в ладошку флажок,
обозначающий отряд, ткнули в другую
толпу таких же безумных павианов,
щелкнули — началась свалка. Когда
пыль и трупы осядут, узнаете
результат матча.
Помимо беготни с шашками наголо,
граждане обучены сторожить родные
жилища, аки цепные овчарки, и
захватывать поселки. Народ
окружает вражеский алтарь и
замирает, а тем временем назойливый
таймер — тик-так, ТИК-ТАК! —
отсчитывает секунды. При этом
скорость смены власти от
количества пехотинцев не зависит.
Последнее — краеугольный камень
стратегии «плохого» демиурга.
Вместо спокойного, методичного
расширения зоны влияния он
покоряет острова кулаками, сталью и
метеоритными дождями. Его не
волнуют ландшафтный дизайн и
вселенское счастье. Мало маны?
Принесите сами себе в жертву (звучит
странно, но факт) пару грешников на
алтаре. Жители скорчили кислые мины
из-за соседства со сталеплавильным
заводом? Пусть валят в пыточную!
Регулярная травля противника «мясом»
— вот что важно. Выслали очередную
порцию, отбили пядь земли,
подождали, пока восстановится
популяция (профессия «Breeder» тут
очень кстати), повторили. Опять же,
восемь раз подряд.
Весело? Уместно? Нет. Зато про
войну.
Пушистая машина
Дабы скрасить серые будни, нам
вновь подарили зверушку. В первой
части Существо напоминало
громадного тамагочи с
отвратительным норовом. Тогда мы
считали главной сложностью неявный
ход воспитания: пиная/лаская
питомца, Хозяин не знал, чем занят
маленький мозг — стремлением
нагадить в склад, перетаскиванием
камней или карьерой танцора диско.
Впрочем, случайность и делала возню
с животным столь увлекательной. Да
и ассортимент был шире, нежели лев,
обезьяна, волк и корова (а также
тигр для обладателей Collector's
Edition).
Lionhead избавилась от «непоняток»
скальпелем, превратив тварюгу в
универсального суперюнита с тремя
десятками многоступенчатых
рычажков, попутно уменьшив его
габариты (бывший гигант стал ниже
самой дохлой городской стены!). Мы
не обучаем, а дергаем ползунки,
включая оптимальный стиль
поведения. Сбор ресурсов, отражение
атаки, экспресс-постройка
очередной хибары… В режиме «Free
Will» мохнатый протеже занимается
всем понемногу, от накачивания мышц
с помощью сосны в качестве штанги
до сюсюканья с молодежью. Иногда
над его головой появляются «облачка»
с мыслями («Я хочу съесть этого
человека», «Мне одиноко»), но
вы можете чихать на них с
колокольни.
С навыками обошлись еще
радикальнее — их продают в
божественном магазине наряду с
меховыми игрушками, куклами вуду,
чертежами особо впечатляющих
зданий, заклинаниями и прочими
бонусами (есть даже курсорные жесты
для желающих погрустить о кривом
управлении). В 2001 году вы долго
водили Существо на привязи, плетью
и пряником заставляя его освоить
премудрости чародейства. В 2005-м
процесс отнимает ровно один
мышеклик. Лишь бы денег хватило.
Подайте бедному богу
Деньги — это «tribute», дань. Кое-что
приносят переселенцы, но львиную
долю средств выдают за выполнение
сюжетных и побочных заданий, а
также квестов из серебряных
свитков. Поначалу неплохо
подкармливает «туториал»,
растянутый на три карты; волей-неволей
придется внимать указаниям вечно
нудящих Советников — белобородого
старичка-добрячка и краснорожего
демона со склонностью к садомазо,
знакомых по первой части.
Дальше крутитесь как хотите.
Поручения разные: от тривиальных (завербовать
10 лесников или фермеров, нарыть 6000 у.е.
руды) до непростых (заработать 30000
очков «impressiveness», отгрохать
Чудо Света) и идиотских (разделить
мужчин и женщин на два города;
плодиться, конечно же, никто не
будет). Игнорировать их не
рекомендую — рано или поздно вы
увидите цены на самые мощные
монументы и задохнетесь в
свинцовых объятиях жабы. Плюс, мини-игры
куда сложнее.
К счастью, в отличие от B&W,
авторы хоть как-то возмещают нервы
и время игроков, убитые на «серебряные»
задачки. Бредовых развлечений —
пруд пруди. Мы ловим ягнят,
вылетающих из овцы, оснащенной, по
всей видимости, пневматической
вагиной. Швыряем через горы бочку с
элем для пьяных викингов (правда,
проще дождаться, когда мир станет
полностью нашим, и спокойно
перенести дурацкое пойло над
фьордами). Пользуясь новой
способностью «Hand Forcing»,
позволяющей разбивать объекты,
помогаем юному каратисту. Спасаем
ниндзя-шпиона от часовых, вращая
указатели в лабиринте. Выкуриваем
монстра из шахты. Ищем статуи семи
самураев. Ублажаем нимф, тоскующих
на необитаемом клочке суши. Господа
разработчики, напомните,
пожалуйста, за кого мы играем?
DIY
С «заплатками» у Lionhead туго.
Единственное обновление, вышедшее
вскоре после начала продаж B&W
2, не заткнуло и четверти дыр (курс
по кручению камеры разрешили
проматывать, и на том спасибо).
Форум студии полнится сообщениями
об ошибках, программисты клянутся
все устранить, но на дворе уж
декабрь, а воз и поныне там.
Движок поражает масштабностью. Он
моментально переключается с
феерической панорамы зеленых
равнин на фоне синего моря на
крупный план пшеничного поля с
сотнями копошащихся жуков. Увы,
столько же насекомых ползает и в
программном коде. Выпадающие и
вытянутые в бесконечность
многоугольники, отсутствующий мех
на животных, белая пелена взамен
текстур и подергивающиеся тени…
Замечательная музыка постоянно
захлебывается, озвучка то и дело
пропадает, из-за чего ломаются
сценарные скрипты (в одном из
эпизодов игра отказалась засчитать
мне победу — онемевшие Советники не
смогли выдать заготовленный спич).
Добавьте сюда утечки памяти,
падающую безо всяких на то причин
скорость вывода кадров, тонну
прочих «багов» (лев мутировал в
волка? поздравляю, вам повезло!), и
впечатление от умащенной шейдерами
картинки скиснет, как свежее молоко
на жаре. В Electronic Arts перевелись бета-тестеры?
Но кое-что не вылечит и дюжина
патчей. Основным врагом демиурга по-прежнему
является скука, одолевающая к
четвертой-пятой локации. ИИ не
подает признаки разума,
предпочитая устраивать катаклизмы
в отведенных дизайнерами местах,
его армии идут в бой по зову функции
RND(), а наполненная опилками
зверушка — натуральная боксерская
груша. «Сделав» такого
противника однажды, вы без труда
уложите его на лопатки и в
следующие разы. Но захочется ли?
Встав на рельсы, геймплей не
съезжает с них до самой концовки,
где наши бедные греки наконец-то
отвешивают по филейке наглым
ацтекам. Мультиплеер, попортивший
немало крови тем, кто решил
испробовать его в B&W,
остался в глубокой могиле. Поэтому
ваше знакомство с сиквелом
завершится на «сингле»,
нелепом гибриде Populous: The Beginning
с SimCity 2000, объединившем
худшие черты обоих проектов под
слоганом «Do It Yourself». Итог:
двадцать часов безыдейной пустоты
и зрелищного хождения по граблям.
Your keep is full of Molyneux yoghourt
Такие боги нам не нужны. Buy it yourself,
господин Мулине.
P.S. Coup de grace: уродливый
заставочный ролик продолжения
беззастенчиво взят из Black &
White. Стыд и срам.
484 Прочтений • [Рецензия на игру Black & White 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]