Неожиданный мировой успех первых
двух половинок Serious Sam не
оставлял сомнений — когда-нибудь
выйдет и полновесный сиквел. В
улиточном стиле, не торопясь,
хорваты из небольшой студии Croteam
кропали новейшие приключения Сэма
Стоуна целых четыре года. Не Duke
Nukem Forever, однако срок солидный.
В 2001-м поединки туповатого, но
милого героя с полчищами не менее
туповатых и многочисленных врагов
смотрелись свежо, не в последнюю
очередь благодаря внушительным
открытым пространствам и ОГРОМНЫМ
боссам. Увы, нутром Serious Sam 2
уступает своему предку.
Эт-то несерьезно!
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.5 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2.5 Гб на винчестере
Дебильная, заезженная история о
поиске фрагментов магического
медальона достойна помидоров и
тухлых яиц. Убожество
повествования подкрепляется
роликами «почти на движке»,
отрендеренными в видеофайлы и
сжатыми с ужасным качеством в
низеньком разрешении. На практике
столь «гениальные» идеи
приходят в головы самым «недалеким»
компаниям. Что заставило авторов
поступить таким образом — великая
тайна.
На сюжетном шоссе без развилок
Сэма сопровождает его верный
карманный калькулятор женского
пола «Нетриска». Тотальный
апгрейд даровал ей речь, так что
теперь она источает ехидство и
текстом, и голосом, попутно сообщая
о целях миссии и давая ЦУ. Все это,
разумеется, присыпано примитивными
шутками-прибаутками. Подавляющее
большинство «перлов» летит
мимо цели. Сэм отвечает взаимностью
и болтает куда больше прежнего. И
тоже безвкусно, что отличает не
только моно- и диалоги. Ядерная
ракета в заднице скелета Дюка
Нюкема — перебор. Впрочем, тут есть
сатирические находки и красивые
издевки над играми в общем и над
отдельными столпами жанра FPS в
частности. Медали заслуживает даже
ролик в «Credits» — умение смеяться
над собой еще никому не вредило.
Уровни, слегка скукожившиеся
после First и Second Encounter,
заметно похорошели. Не все миры
одинаковы, но некоторым сказочным
пейзажам можно поставить «пятерку»
с тремя плюсами. «Чайнатаун»,
подступы к Замку Украденной
Принцессы, Ад вдохновляют на
любование окрестностями. Doom 3
порой обходился текстурками 128x128
пикселей, а здесь картинки от 1024x1024
и выше — распространенное явление.
Не забыт и фирменный сэмовский «песочек»,
накладываемый при приближении к
стенам.
Конечно, местами полигонов не
хватает. Там, где предполагается
выдающееся побоище, архитектуру
упростили. Особенно огорчил
безобразный финал, в одиночку
сбросивший оценку процентов на
десять. Хотя королевство «Элвиса»
и аналог шоу «Бегущий человек»,
безусловно, прекрасны. И вообще, в
отличие от сонма других «хитов
сезона», SS2 не обвинишь в
скоротечности — 40 с лишним этапов не
позволят. Повторений не избежать,
но игра исправно кушает наше
свободное время, тем более если
искать всяческие секреты,
разбросанные по самым
труднодоступным точкам.
Not Serious Encounter
С населением пяти основных (и
нескольких дополнительных) миров
дела обстоят не слишком ровно.
Бредовые лилипутские племена,
общающиеся на диалекте «писклявых
программистов», угнетают
однообразием. Зверье же,
предназначенное для отстрела,
наоборот, радует обилием видов. К
сожалению, примерно на середине
прохождения игра преодолевает
невидимую черту «осточертели вы
мне, гады одинаковые».
Старых знакомых среди соратников
злобного Ментала немного, причем
некоторые изрядно мутировали. Быки превратились в носорогов и обзавелись заводными ключами, а
камикадзе носят бомбу прямо взамен
головы — так удобнее. Раздражают
быстрые, наглые «американские
футболисты» и зомбоклерки:
первые шустро бегают и бьют по
морде мячами, вторые стреляют без
промаха. Из Half-Life 2 на
просторы Сэмляндии закатились
шипастые шарики. Жаль, что нет
гравипушки.
Сэм Сэмыч
Монстрешки без спешки возникают
слева, справа и сзади Сэма, но
сложностей ему не создают —
количеством и сноровкой зоопарк не
балует. Прибить «лучшего друга
сэра Нюкема» одновременно
пытаются порядка 20 особей, а
зачастую и того меньше. Сухопутные
«войска» периодически
получают поддержку с воздуха. Боссы,
по сравнению с SS, не
удивляют внушительными размерами,
да и борьба с ними — бесхлопотное
занятие.
Оружие — бесспорно, красивое и
разнообразное — совершенно не
сбалансировано. Скорострельный
шотган тихо плачет, глядя на
энергетический пистолетик с
бесконечными и самонаводящимися
зарядами (его, видимо, перетащили из Unreal 2). Дурашливая птица-говорун,
гигантская пушка с ядрами и прочие
обитатели клавиатуры с цифры 6 по 9 —
не более чем выставка ненужных
достижений дизайнерской мысли Croteam
(почто огнемет убрали, ироды?).
Сэм не любит долго ходить пешком,
поэтому его регулярно пересаживают
в различные транспортные средства
и неподвижные турели. Ездить на
ховеркрафтах, шариках и других
футуристических штуковинах —
истинное удовольствие. Убивают в
них медленно, зато вволю дают
пострелять по нереально здоровым
ордам.
Сэмпатично, э!
Специфические характеристики
нового Serious Engine вряд ли привлекут
сторонние компании. Разве что
корейцы захотят разродиться каким-нибудь
страшилищем типа Nitro Family Strikes
Again. Качественные текстуры,
отличная масштабируемость (в том
числе под слабые машины), хорошая
дальность прорисовки, «бамп» в
терапевтических дозах — хорошо, но
не «high-end». Да, картинка в SS2
выглядит ярко и нарочито мультяшно,
однако по-настоящему высокими
технологиями здесь не пахнет.
Ролики, которые в 2004 году обещали
очередной небывалый физический
движок, бесстыдно врали. Поскольку
недруги имеют идиотское свойство
умирать, разрываясь на куски, ragdoll-модель
в спектакле не участвует (за
редкими исключениями). Мини-игры с
применением физики ограничиваются
очевидной пародией на «кирпичный
пазл» из Half-Life 2. Прочие
мелочи, вроде отлетающих от взрывов
тел, разработчики, живущие вдали от
Хорватии, освоили еще миллиард лет
назад. Нет, это не Painkiller,
это намного хуже. Даже невесомых
ящиков, присущих трехгрошовым
физдвижкам, полным-полно. Позор!
Сэмпокку
Выстрелы и предсмертные вопли
монстров терзают колонки, хотя
отдельные фанаты все равно брюзжат
о том, что раньше «трава была
зеленее, и тромбоны играли
тромбонистее». Музыка оставляет
приятное впечатление — на природе
звучат национальные лилипутские
мотивы. На время стычек их
прерывают бодрые ритмы,
периодически вгрызающиеся в мозг
почище свежего хита от «Блестящих
корней фабрики». Дело тут в
непривычном для шутеров «синдроме
последнего алиена», когда на
розыск одного выжившего врага
иногда уходит целый вечер. Как
правило, это «баг», излечимый
рестартом уровня. Такой же способ
действует при «залипаниях»
скриптов (не открываются нужные
двери). Кому-то везет, но я
столкнулся с подобными ошибками
три раза. Неприятно, пусть и не
смертельно.
Отсутствие нормальных рокет-джампов
и изобилие невидимых стенок тоже
стоит занести в недоработки — не
технические, а логические. В
поисках поддержки для хлипкого
игрового баланса (возможность
героя запрыгивать повыше или
огибать толпы) авторы выбрали самый
прямой путь.
С мультиплеером по традиции вышла
нестыковка. «Deathmatch» к релизу и
не планировали, клятвенно заверив,
что прикрутят его в патче. «Заплатки»
пока нет… Нельзя сказать, что
кооперативный режим прохождения
одиночной кампании (до 16 человек)
плох. Отнюдь, он весел, как и в SS.
Только вот душа хочет
целенаправленного «попугайского»
обстрела, захватов турелей/ховеркрафтов
и шинковки друзей по «локалке».
Ждем-с?
Серьезный повод задуматься
Если бы поляки из People Can Fly не
сотворили Painkiller, у Сэма с
биркой «2» было бы больше
шансов на народное признание. Но
индустрия не терпит монополистов.
Ученик обскакал своего учителя,
которому теперь надо очень
постараться, чтобы снова начать
читать лекции о «Правильном
безмозглом шутере», а не корпеть
«на камчатке», записывая умные
мысли европейского соседа. DIXI.
1038 Прочтений • [Рецензия на игру Serious Sam 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]