Япония никогда не выйдет из моды.
Под сенью цветущей сакуры самые
простые и незначительные вещи
приобретают поистине мистический
ореол. У нас водка, «девушки
легкого поведения» и поножовщина
— у них сакэ, гейши и харакири. У нас
порнография — у них хентай. У нас
бокс и бои без правил — у них сумо и
бусидо… Чувствуете разницу?
Случись компании Magitech
смастерить продукт аналогичного
качества на основе Второй мировой,
никто бы его и не заметил. «Графика
устаревшая, сюжет спит, тактика
условная, микроменеджмент
отсутствует — в помойку, не
распечатывая». Лишь кроваво-красное
солнце, выглядывающее из-за
многоэтажной пагоды и
поблескивающее на лезвии катаны, не
позволяет опускаться до таких
выражений.
Под звуки скрипки // Я скачу на
лошадке // Хрен знает куда
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.3 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 3 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 3 Гб на винчестере
Добро пожаловать в лихой 1548 год.
На мониторе во всю ширь раскинулась
родная Япония, и вам решать, стать
ли ее полновластным хозяином или
ограничиться строчкой в будущих
учебниках. Игровая механика
перекочевала в Takeda 2
прямиком из серии Total War. На
глобальной карте мы в
походовом режиме передвигаем
отряды и планируем победоносные
военные походы, а сами стычки
разворачиваются в реальном времени
на трехмерной карте (напомню, в
оригинале были стычки в духе «доисторических» Age of Empires и Theocracy).
Шикарная задумка, не проковыляв и
метра, рухнула носом в грязь.
Экономики и строительства почти
нет. Замки без нашего участия
производят пищу и налоги, в
казармах вылупляются новобранцы.
Пять родов войск тоже прибыли из
первой части. В отношении баланса
авторы продолжают исповедовать
принцип «камень-ножницы-бумага».
Голодранцы с бамбуковыми копьями
противостоят кавалерии, тяжелая
пехота бьет по мордасам всех, кроме
«коняшек», стрелки (помимо
луков есть жутко дефицитные
мушкеты) эффективны на расстоянии…
Армии разных «фракций» вообще
не отличаются. Единственное, на что
нужно обратить внимание при выборе
«национальной принадлежности»,
— географическое расположение.
Земли Такеды окружены злодеями и
интриганами (в виде компенсации
предлагают сразу два города),
буквально в шаге от «квартиры»
Ода находится парочка беззащитных
деревушек, а вотчина Нагао прикрыта
с севера великим океаном. В Takeda
и такого не было.
Путь к успеху усыпан телами
врагов. Когда соперники
сталкиваются на одном квадрате,
начинается самое интересное.
Прежде чем рвануть в сечу, нам
предстоит расставить юниты.
Если дело происходит на просторной
лужайке, то мы можем выбрать схему
из порядка двух десятков заранее
заготовленных шаблонов. «Рыба»,
«крыло», «волна», «тигр»,
«колесо» — превратить шеренги
солдат в изящные извивающиеся
узоры способны только в одной
стране. Забегая вперед, отмечу, что
изобилие диковинных формаций —
несомненное достоинство обеих игр.
Скромным прямоугольничкам из Rome
до здешних разносолов очень
далеко.
Наконец, приготовления завершены,
и изнывающий от милитаристских
фантазий игрок первый раз видит
поле брани… Шок. Ужасная 2D-изометрия
ушла, но от этого не легче.
Оклеенный убогими фотообоями забор
по краям карты прекрасно
сочетается с удручающе плоскими
расплывающимися от FSAA фигурками.
Тараканоподобные головорезы
безумными стадами скачут по
окрестностям, размахивая
конечностями и оставляя после себя
серые хитиновые скорлупки.
Разноцветные мундиры из Takeda
канули в Лету — отличить «своих»
от «чужих» нереально.
Вглядываться в крошечные закорючки
на флагах — значит раньше времени
посадить зрение. «Зеленая
рамочка» не выручает, ведь
выделять наступающих в обратном
направлении «храбрецов»
запрещено. Часто не поймешь, бежит
ли на нас противник или это
бесстрашные ратоборцы отходят
перестроиться.
Морально-психологическое
состояние подчиненных — предмет
нашей постоянной заботы. Вчерашние
крестьяне склоны к паникерству и
неизменно сплетаются в неопрятный
клубок. Внезапные удары с фланга и с
тыла горе-вояк не впечатляют, а вот
захват никчемной «ставки» с
мини-баром и невзрачной тряпкой на
шесте по-прежнему приводит к
разгрому (солдаты думают, что
генерал мертв, и торопятся смазать
пятки).
Оборона (или штурм) замка —
форменный позор. Атакующих
встретят несколько слабеньких
деревянных ворот, каждые из которых
защищает один (sic!) отряд. Хотите
построить нормальную оборону, где
мощные воины ближнего боя
прикрывают бреши, а лучники
стреляют со стен? Придется
переставить народ вручную. Кстати,
когда бойцов больше, чем вмещают
ячейки предварительного
планирования, излишки пинком
вышвыриваются за пределы крепости.
Интерфейс поражает неудобством,
хотя в Takeda особых
сложностей с управлением не было.
Плохо все: «инвертированная» (в
стиле аркадных «леталок») мышь,
отсутствие «умного» курсора (операции
выполняются через корявое меню в
углу экрана) и «правильной»
паузы… Стараниями разработчиков
самые, казалось бы, элементарные
возможности мутировали в нечто
зубастое и устрашающее. Если вы,
неровен час, вздумаете объединить
две армии, то столкнетесь с жуткими
препонами. По сравнению с ними
борьба за трон покажется сущей
ерундой.
Утомляет? Не то слово! Выход один —
переложить битвы на плечи
компьютерных болванов (в этом
случае нас ждет вариация на тему Warlords).
Итоги потасовки вычисляются по
странной формуле. Численное
превосходство не гарантирует
победу, все в руках Фортуны. Ваш
тактический гений взял
краткосрочный отпуск? Две-три
последовательные перезагрузки
спасут отца японской демократии.
Сохранению спокойствия
способствует музыка. Не
рассчитывайте на бравурные марши
или неспешные переборы на семисэне.
«Сенсэям» из Magitech милее
классические европейские
композиции для скрипки и
фортепьяно.
Ниндзя смотрит вдаль // Любуясь на
сакуру // Едрить ее так
Несмотря на многообещающие
задатки, дипломатия получилась
ущербной. Отношения между домами выражены в у.е., от 0 (лютая ненависть)
до 100 (друзья до гроба). Объявить
войну, заключить перемирие,
обменяться правом на проход войск —
все премудрости. Кланы связаны друг
с другом незримыми нитями. Наедешь
на одного — и уже остальные спешат
поучаствовать. Заполучить
могущественного покровителя
поможет удачный брак. Кто станет
кидаться с ножом на собственного
зятя?
Общение с верховной властью носит
чисто формальный характер. Никаких
спецзаданий и политических игр в
духе Rome. Мы можем раз в год
послать во дворец тысячу золотых (иногда
заветный сундучок бесследно
исчезает на полпути к адресату).
Жест доброй воли помогает
императору выделить нашего героя
из толпы — продолжайте «транзакции»,
и спустя лет двадцать будет вам
счастье и титулы. Предложить «Лучезарному»
сумму повнушительнее не позволяют
законы этикета, и игра начинает
напоминать какую-то сумасшедшую
гонку. Пропустите несколько лет без
подарков — ни за что не опередите
более дальновидных коллег.
Впрочем, как показала практика,
можно сэкономить и прожить без
монаршей милости. Правый министр,
левый министр… Самые упорные
однажды дослужатся до сегуна. Но
зачем? Прибрав к рукам половину
Японии (и выкинув уйму денег на
благо бюрократии), я так и не оценил
стратегические преимущества высокой должности. Уважение со
стороны других князьков? Лишняя
пара вассалов, согласившихся
переметнуться? Послушные союзники?
Обладателю сильнейшего воинства на
Островах подачки ни к чему.
Как и в Rome, играть сложно
лишь до определенной поры. Когда
количество подвластных городов
переваливает за десяток, остается
тупая механическая работа.
Если грубая сила — не ваш метод,
рекомендую невидимок-ниндзя.
Являясь аналогами «ассасинов»
из Rome и Medieval, они
умеют шпионить, распускать мерзкие
слухи (понижая лояльность),
устраивать мелкие диверсии и
физически устранять наместников. С
учетом того, что градоначальники
обожают беспричинно бунтовать и
меняют флаги чаще, чем бреют голову,
бездоказательные байки
приобретают особый вес. Проблема в
том, что безграмотные жители могут
не разобраться, кто именно угробил
на них столько бюджетных средств, и
уйдут к бездельнику-соседу.
Под занавес упомяну о «случайных
событиях», выводящих игрока из
состояния транса. Вот отличный
пример. Тайной полиции стало
известно, что неподалеку от столицы
шляется отпрыск крутого дайме. Не
желаете взять его в плен?
Разумеется, желаю. Через полгода
прилетает письмо от разгневанного
папаши, который, угрожая войной,
требует освободить юношу.
Отпускаем — и тут выясняется, что во
время вынужденного пребывания во
дворце высокопоставленный «гость»
сдружился с сыном нашего персонажа,
и вместо озлобленного врага мы
получили верного союзника.
Здорово! Жаль, что истинно «бразильские»
истории бывают раз в столетие.
Обычно нас просят за счет казны
накормить крестьян (минус 1000 монет),
отремонтировать старый порт (минус
7000 монет) или обсудить теологию с
«мирными» буддистами (минус 2000
человек). Господа самураи, вы не
уснули?
Трава на холме // Как засохшие
спрайты // Я сошел с ума
Темна и загадочна японо-канадская
душа. С какой целью Magitech
понадобилось выпускать
страшненький, недружелюбный к
игроку и насквозь вторичный сиквел-клон?
После появления на свет первых
кадров из Medieval 2 он
выглядит этаким замшелым
птеродактилем. Если самурайская
эстетика не дает вам покоя,
поиграйте в Shogun. Графика
там не хуже, а о геймплее говорить
не приходится — оригинал всегда
предпочтительнее ксерокопии.
782 Прочтений • [Рецензия на игру Takeda 2] [21.04.2012] [Комментариев: 0]