Рецензия на игру Galactic Civilizations 2: Dread Lords
«Прежнее величие», «заслуги
перед человечеством»… Красивые
слова лишены смысла, когда речь
идет о космической гонке. Малейший
провал — и программу, в которую
вложены деньги и надежды тысяч
людей, свернут. Будущее за
победителями. Стоит ли судить Stardock
за то, что они возвысились на фоне
краха конкурентов? Если
разочарование от Master of Orion 3
было необходимо для появления Galactic
Civilizations 2 на свет, — наши
терзания оказались не напрасны.
Ресторан на краю Вселенной
Системные требования
Pentium III/Athlon 800 МГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 1.1 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 1.1 Гб на винчестере
Хорошая глобальная стратегия не
должна навязывать предусмотренный
дизайнерами образ действий. Залог
успеха GalCiv — свобода
развития, обеспеченная глубокими и
логичными правилами игры. Огрехи
первой части, портившие удачную
задумку, стали достоянием истории.
Разумеется, через микроскоп на теле GalCiv 2 видны трещинки —
ничтожные по сравнению с ее
достоинствами и оперативно
сглаживаемые «пятничными
патчами». Не будем уподобляться
тем, кто истерично требует от
авторов выбросить наработки и
сделать «как в Master of
Orion 2».
Говоря, что игроку позволят
самому выбирать методы борьбы за
мировое господство, разработчики
не лукавили. В начале партии мы
можем подобрать эмблему, облик
жителей (10 очаровательных мордашек)
и звездолетов, но гораздо ценнее
этой мишуры — решения о стартовых
технологиях, положительных
свойствах и политических идеалах.
Тут нет «недостатков»,
характерных для MoO, и все
же генерация расы прекрасна.
Полученные народности отличаются
главным — стилем достижения
поставленных целей. А за одну из
десяти готовых цивилизаций пусть
играют пуристы.
Осознание того, СКОЛЬКО
возможностей лежит у ног
покорителя галактики, приходит
после создания игрового поля.
Именно в них заключено
превосходство GalCiv над
коллегами. Завоевание — очевидный,
грубый и далеко не всегда лучший
путь. К тому же и оно, и более тонкие
методики неосуществимы без крепкой
экономической базы.
Хозяйство в GalCiv 2 —
сложный и продуманный механизм.
Хребтом империй и федераций служат
колонии, чья застройка теперь
выглядит совсем иначе.
Подсмотренный в Civilization
список подрядов еще в силе, хотя
число ячеек под здания не
бесконечно и зависит от «класса
качества» планеты. Некоторые
клетки помечены особыми значками —
там эффективнее возводить
определенные строения. Важнейшая
для понимания аксиома —
специализация всего и вся. Миры,
насыщенные заводами, лабораториями
и посольствами принесут на порядок
больше пользы, чем солянка из
бездумно натыканных «социальных
проектов». Облегчают нелегкую
долю управленца губернаторы. В
отличие от MoO 3, милые
ребята не лезут не в свое дело, а
лишь автоматически модернизируют
устаревшие постройки (если
включить функцию в меню). В их же
компетенции — удобная навигация по
«точкам сбора».
Разобравшись с подотчетными
мирами, мудрый правитель примется
изучать сектор. Бросающиеся в глаза
«цветные» районы — не
суверенные «внутренние воды»
соседей-гуманоидов, а их сферы
влияния. В GalCiv квадранты
«принадлежали» кому-то одному;
здесь же бывают и более запутанные
ситуации. Очутившись по ту сторону
«границы», окраинные аванпосты
рискуют поддаться на сладкие речи
неприятеля и вывесить белый флаг
без единого выстрела. Кстати, в
системе могут «осесть» сразу
несколько цивилизаций.
Получила развитие идея
космических станций — они действуют
строго в ограниченном радиусе.
Самый жирный ломоть достался
торговым представительствам. Пути
«челноков» отмечены на карте,
что помогает размещать базы
максимально выгодно. Пока не
начнется полномасштабное побоище,
коммерция будет той палочкой-выручалочкой,
которая не раз спасет вас от
банкротства.
Финансовые неурядицы — событие
распространенное и опасное.
Местная экономика непохожа на
привычные модели. Основной
источник доходов —
налогоплательщики. Другое
применение им найдется
исключительно во время колонизации
и службы в космопехоте. Вроде все
ясно, наращивай популяцию да стриги
купоны. Но перенаселение бьет по
морали и, как следствие, терпимости
к поборам. При этом производство,
наука и прочие отрасли никак не
связаны с числом жителей, зато с
радостью пожирают дензнаки,
отобранные у виртуальных
человечков. В итоге найти баланс
ползунков «приход/расход» и
распределить кредитки между
учеными, корабелами и инженерами не
так уж легко. Дадите волю фискалам —
недовольный электорат проголосует
сердцем. Ослабите хватку —
безнадежно отстанете от соперников.
Ведение хозяйства наскучивает
только при бездарной реализации. В GalCiv
2 оно попрощалось с ролью
обслуги, однако не стало рутинным; в
следующей партии вряд ли удастся
разбогатеть по однажды сработавшей
схеме, и искать выход из непростых
положений приходится постоянно.
Лично я всегда уважал стратегии,
где условные рефлексы значат
меньше, чем анализ и здравый смысл.
За гранью добра и зла
Рано или поздно наступает период
активных действий — ведь нам нужен
мир, желательно весь. Впрочем, о
чадящих лазерах мы поговорим чуть
ниже. Двигаться к победе можно
намного изящнее. «Бархатные
революции» — очень заманчивый
вариант, хотя контролировать умы
трех четвертей носителей разума
тяжело. Не подослать ли к агрессору
шпионов? Информация — это хорошо, а
вот навредить подлецу нельзя,
поскольку диверсионной работе
агенты не обучены. Вдобавок рыцари
плаща и кинжала мгновенно
опустошат вашу казну. Как насчет
чего-то более реального?
Например, выигрыш при помощи
дипломатии. Взаимоотношения рас в GalCiv
2 стали еще занимательнее;
правда, визуальных изменений
немного — на мониторах снова
появятся окошки обмена a la Civilization
3 и знакомый экран United Planets с
голосованием за «правила игры».
По косвенным признакам заметно, что
AI поднаторел в интригах и научился
двойной игре. Будучи союзником, он
подкармливает врагов технологиями
и валютой, а в минуту вашей слабости
не колеблясь всаживает нож в спину.
Припишите сюда его мастерское
обращение с доступными ресурсами и
адекватные реакции на поступки
игрока. Причем искусственный
стервец выезжает не на форе в 500% ко
всем мыслимым параметрам. Просто он
умен настолько, насколько вообще
возможно на текущий момент.
С течением времени моральный
облик расы меняется. Все зависит от
того, нравится ли вам вести
экспансию огнем и мечом, или вы не
прочь поступиться выгодой ради
идеалов гуманизма и гармонии. После
изобретения философской доктрины
Good and Evil можно окончательно
уточнить свои предпочтения.
Желаемое мировоззрение не
совпадает с предыдущими деяниями?
Придется купить индульгенцию. Если
бы не оригинальные бонусы, щедро
выдаваемые тьме, свету и адептам
нейтральности (!), Stardock следовало бы
серьезно пожурить. К тому же расам
одинаковой ментальности проще
найти общий язык, а плюсы и минусы к
настроению собеседника тщательно
протоколируются. Налицо сходство с Civ
4, только здешние «религии»
оставляют куда более приятное
впечатление.
Когда планетам больно
Война по-прежнему состоит из двух
фаз — наземной и космической.
Удачный десант — комбинация
численного и технического перевеса.
В безвоздушном пространстве все
намного сложнее. Дизайнеры Stardock
разделили оружие на три типа, от
которых спасают соответствующие им
три вида брони. Корабли можно
объединять во флоты (их размер
ограничен знаниями в логистике).
Рецептов на все случаи жизни нет, и
надзор над армией — увлекательный,
творческий процесс, несмотря на
декоративность тактических битв.
Истребители или линкоры? Оборона
или нападение? Сенсоры или
адамантовое покрытие?
Универсальные или напичканные
одними лазерами? Взаимодействие с
укрепленными станциями или рейды в
тыл противника?
Готовиться к сражениям даже
интереснее, чем воевать. Построить
«Непобедимую армаду» поможет
превосходный конструктор кораблей.
Он совершенен, ничего подобного в 4X-стратегиях
пока не было. Stardock вполне могла бы
продавать его как самостоятельный
продукт. В вас есть хоть капелька
дизайнерского таланта? Немедленно
приобщайтесь. Беседы о сборке
звездолетов порой длятся часами, но
лучше один раз увидеть, какие произведения
искусства (осторожно, высокое разрешение!) создали фанаты. И не
забывайте, что шедевры ручной
выделки обитают и за пределами поля
боя — они действительно «бороздят
трехмерные просторы Большого
театра».
Тысяча и одна мелочь
Нередко мы сталкиваемся с тем, что
сумма выглядит менее аппетитно,
нежели ее слагаемые по отдельности.
К счастью, уравняв в правах «голубей»
и «ястребов», разработчики не
остановились и сделали их
существование простым и комфортным.
Американская компания долго
оттачивала мастерство на
программах по оформлению рабочего
стола, и этого не скроешь. Одно
нажатие кнопки — экран свободен от
лишних элементов. Еще одно — весь
богатый инструментарий снова под
рукой. Не останутся внакладе
любители высоких разрешений —
плашка играючи растянется во всю
ширину. Любое меню находится на
расстоянии пары щелчков мышью.
Единственная накладка — мизерное
количество всплывающих подсказок,
да и ее компенсирует интуитивность
и продуманность интерфейса.
Управление по-настоящему удобно.
Податливая камера снабжена кучей
настроек и фиксированными
ракурсами. Если уйти в бездну,
планеты и звездолеты превратятся в
наглядные значки. О событиях и
тенденциях извещают посредством
пиктограмм, еженедельных отчетов и
новостей GNN. Фильтры для мини-карты,
«точки сбора», уместная
автоматика, «горячие клавиши»,
обезжиренный микроменеджмент — Galactic
Civilizations 2 пропитана заботой об
игроке. Даже погружение в дебри
таблиц и графиков — не только
обязательное, но и очень приятное
занятие.
Похвалы достоин и юмор,
напоминающий о книгах Дугласа
Адамса (Douglas Adams). Покорить
циклопическое «древо технологии»
стоит хотя бы ради занимательного
чтения. Локализаторам придется
попотеть, чтобы сохранить дух
литературного труда. Он мог бы
разойтись в полную силу в сюжетной
кампании, но то, что сейчас носит
это гордое имя, вряд ли отвлечет вас
от бесконечных «зарубов» в
«Sandbox». Будем ждать аддон?
* * *
Galactic Civilizations 2 —
великолепный подарок поклонникам
космических стратегий, один из
лучших сиквелов последних лет,
расширивший концепцию первой части
и открывший ее недоступные ранее
глубины. Отличное средство
вспомнить о временах, когда вы
ложились спать в 4 утра. Или не
ложились вообще.
P.S. Недостатки? Здесь
совсем нет мультиплеера, а играть
против AI в конце концов надоест. Но
кто знает, быть может, Брэд
Уорделл (Brad Wardell) просто пожалел
наших родственников?
503 Прочтений • [Рецензия на игру Galactic Civilizations 2: Dread Lords] [21.04.2012] [Комментариев: 0]