Вот кто-то в погребе скребется,
Наверно, мышка ход грызет;
И днем и ночью не уймется.
Она с ума меня сведет… Аргентинская народная песня
Вас пугают крысы, а также пауки,
осьминоги, аллигаторы, убийцы в
паяльных масках и дорогущие
спецэффекты — то, с чем в последние
годы принято ассоциировать «хоррор»?
Боюсь, тогда нам не по пути: крови со Scratches даже с наперсток не
нацедить. Да и с тварями-переростками
туго — какая уж там «расчлененка».
Задержаться попрошу тех, кто ищет
для себя нечто большее, нежели
отдушину для выброса адреналина, —
размеренную, леденящую душу
историю, загнанную в уютные рамки
мистического детектива. Прием
давно позабытый, отдающий ароматом
запыленных сценариев и декораций
ручной сборки…
Простите, можно вас откушать?..
Системные требования
Pentium III/Athlon 800 МГц 128 Мб памяти 3D-ускоритель с 16 Мб памяти 500 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 32 Мб памяти 500 Мб на винчестере
В одной упряжке сошлись немодный
ныне фильм ужасов образца «навыки
клаустрофобии по Э. По» и
столь же классический вариант
приключения, пестрящий реверансами
и отсылками к началу 1980-х.
Собственно, чем может похвастаться
полупрофессиональная поделка в
отличие от полноценного
коммерческого продукта? Смелыми
вольностями и попранием
устоявшихся на рынке норм, конечно.
Главное — соблюсти нужные пропорции,
а то выйдет что-нибудь фанатское,
неудобоваримое, а-ля Gilbert Goodmate.
На сей раз, кажется, получилось.
Nucleosys, команде из трех человек,
удалось добиться грандиозного
эффекта, и не снившегося огромным
корпорациям. Чрезмерной
оригинальностью здесь не пахнет;
нарочитая стилизация — вот их конек.
В мире Scratches нашлось место
десяткам затронутых в разное время
тем: мрачный, готический особняк в
глубине лесов, древнее африканское
проклятие, шокирующие факты из
биографии предыдущих владельцев,
тысяча и один секрет, покоящийся в
недрах дома (замурованные комнаты,
скрытые сейфы, тайники и лазы),
затаившееся в подвале зло… О милых
вкраплениях вроде угрюмой
церквушки, семейного склепа или
прогнившего насквозь сарайчика и
говорить нечего.
Зданию викторианской эпохи
сопутствует и чисто английское
обаяние, которым граждане
Аргентины умело наделили свое
произведение. Взглянуть хотя бы на
героя: рассудительность, тонкий,
уместный юмор и характерный акцент
(удивительно, но Джонатан Боакс
справляется с ролью «приятеля на
проводе» куда лучше
переигрывающего актера Джона
Белла) — черты, присущие типичному
лондонцу. Кстати, телефонные
разговоры и редкие письма —
единственная связь с внешним миром;
подчеркнутое одиночество и
одушевленные застенки
вырисовывают двух действующих лиц:
Майка и… дом.
Игра на струнках воображения
Представьте: вы просыпаетесь
среди ночи в холодном поту, под
мерзкие скребущие звуки,
доносящиеся откуда-то снизу.
Поместье обесточено, в качестве
источника света выступает
керосиновая лампадка с плещущимися
на дне остатками топлива.
Прорезавшие мрак вибрации не
желают утихать, сердцебиение
учащается, дает о себе знать легкая
паника, смешанная с томительным
любопытством. Накрыться одеялом и
просидеть так до утра? Однако ноги
сами несут вздрагивающее от
каждого шороха тело к закрытой
двери погреба, скрипя половицами.
Интерьеры плывут в сонной дымке,
картины неприветливо следят со
стен. Наконец, шаг в темноту.
Сдавленный воздух мигом наполняют
рваные мотивы, обрывающиеся вместе
с нервами. Внутри пусто, но взгляд
выхватывает массивную заслонку
ржавой печи. За ней — прогрызенная
нора, ведущая далеко вглубь. Собрав
крохи самообладания, вы лезете в
неровное, узкое отверстие,
окаймленное вереницей
нескончаемых труб. Медленно
подбираетесь к чернеющему вдалеке
проему. Гул отдается болью в висках.
Ближе… Еще ближе… Еще…
Вот когда по-настоящему пугаешься!
Мы втискиваемся в шкуру глупого
героя, смело рвущегося в пасть
опасности, с минуты на минуту
ожидая появления из-за угла
лохматой башки с горящими глазами и
гадкими намерениями. Впрочем,
отсутствие подобных «нечестных»
ходов становится очевидным задолго
до финала. Страх кроется в
неизвестности, в давящей,
нездоровой атмосфере и болезненных
видениях.
Но главное — это превосходная
работа Cellar of Rats. Трогательная
забота о звуке, поражающем
натурализмом, отражается в любом
невинном движении. Не говоря уже о
великолепном музыкальном
сопровождении, заметно выросшем с предыдущей
встречи. Стоит по прибытии
заглянуть в треклятый подвальчик, и
нестерпимые трели мгновенно
обжигают нервными переливами,
после чего мы заодно с постояльцем
начинаем беспокоиться: «Находиться
внизу было тяжело и неприятно.
Хотелось покинуть помещение, раз и
навсегда». Хотя снаружи белеет
осеннее солнце, а до ключевых
событий уйма времени. Заставить
себя вернуться в скопище зла под
покровом ночи, в миг концентрации
напряжения и шквала ужасающих
пианинных композиций, меняющихся
по мере приближения к цели, можно
лишь немалым усилием воли.
Потыкал палкой — вроде мертвое…
Мозголомный коктейль естественно
вытекает из волнующей интриги.
Интересные, вполне жизненные
задачки на мышление, внимание и
творческий подход к употреблению
предметов, в обилии разбросанных по
зданию и окрестностям, сложно
уличить в натужности. Поскольку
весь процесс оказался достаточно
четко поделен на три части (три дня
пребывания в поместье Блэквудов),
сами задания успешно «липнут»
к предлагаемой обстановке. Так, в
первой главе нас ждет
поверхностное исследование
территории в тщетных попытках
разрешить хоть одну рутинную
загвоздку (поменять пробки,
отыскать свечи, встретить
электрика). Однако на следующее
утро Майк, отрезанный от
цивилизации непогодой, с чистой
совестью отправляется на разведку
по внутренностям усадьбы. Наружу
вылезают семейные тайны, секретные
уголки обиталища, скрытые под
толщей лет и известки, и даже некая
потусторонняя активность.
Последний этап — кульминация,
обнажающая перспективу облазить
прилегающие постройки, в том числе
и шикарную оранжерею с высящимся
посередине ссохшимся деревом,
похожим на медузу. Тут
разработчиков ощутимо прорвало,
поэтому на концовку пришелся самый
значимый кусок геймплея. Помимо
упражнений на применение инвентаря
и энергичного верчения головой (в
Nucleosys грамотно использовали
возможности псевдоизмерения), в
фокус попали головоломки,
проверяющие наблюдательность,
логику и умение сопоставлять факты.
Неоднозначный финал немного
огорошил. В этом месте и не знаешь,
ставить в вину сценаристу
противоречивую развязку, за
которой тянется подозрительный
шлейф недомолвок (дискуссии на тему
«А был ли мальчик?» уже
полыхают на форумах), или вновь
обратиться к амбициям авторов,
нацеленных на классику. Тогда
вопросов может и поубавиться.
Сошлись характерами
Представляю, сколько радости
доставило парням из Аргентины
создание адвенчуры своей мечты.
Должно быть, аналогичные чувства
испытывали другие парни, с
Андромеды, когда ваяли демо-версию
с бравым космическим мусорщиком в
главной роли. Растворившись в герое
и подобающей случаю атмосфере, они
допустили множество вольностей, не
забыв отдать дань уважения и
любимому жанру. В нашем
распоряжении есть целый набор
предметов истинного «приключенца»,
восходящий аж к Zork:
масляная лампа, моток веревки,
надежный ломик, острый карандаш и
фонендоскоп. Отдельные загадки, вроде
расшифровки текста или помянутой в превью
«sliding door puzzle», чуть ли не
дословно цитируют известные
квестовые штампы, сопровождая их
ноткой неожиданности. А
сосредоточившись на окружении (книги,
картины, содержимое шкафов и
тумбочек — залезть позволено почти
в любой ящик), можно отыскать немало
интересных отсылок; скажем, укол в
сторону Myst или
Некрономикон в коллекции Блэквудов.
Благо, на активные точки здесь не
скупились.
Приятно осознавать, что годы,
потраченные на прилежное
пестование троицей своего проекта,
не пропали даром. Да еще как не
пропали! Scratches пугает,
натурально пугает, причем делает
это с изяществом и жеманностью,
присущими профессиональному
творению. Она не жмется к стенке,
боясь перегрузить игрока излишними
подробностями, и ловко избегает
подводных камней, выливаясь в итоге
в первоклассный компьютерный
ужастик. А мелкие графические
недочеты, типа низкого разрешения и
кое-где смазанных «задников»,
ничуть не мешают воспринимать
представителя «old-school» всерьез.
Жанр возрождается, с чем всех и
поздравляю.
P.S. Искренне надеюсь, что
Play Ten Interactive ответственно
подойдет к локализации.
P.P.S. Тем временем
обновленный сайт Nucleosys уже зазывает
новым разделом «В разработке»,
украшенным единственной фразой:
«It will be a horror first-person adventure». Ждем?
Конечно!
Добавление от 8 августа 2007
года. Неожиданно сердечный прием Scratches
воодушевил Nucleosys. Проект, напомню,
вышел в ценовой категории «казуалок»,
что не помешало авторам засесть за
«директорскую версию» сразу
после появления довольных отзывов.
Еще на ADOC
(онлайн-конференции разработчиков
адвенчур) аргентинцы сетовали на
сжатые сроки и нераскрытый
потенциал игры. Director's Cut
призвана восполнить досадный
пробел.
Собственно, основное изменение
касается графики, а точнее,
повзрослевшего разрешения. 1024x768
уже давно не роскошь и не стандарт,
но зато перерисовано все честно и
старательно. Увлеченность
перерисовкой заметна и в
добавленной главе, о которой было
столько толков, — The Last Visit. Ведется
она от лица журналиста, заехавшего
в разграбленный, полуразрушенный
особняк незадолго до сноса.
Художник Алехандро Грациани
(Alejandro Graziani) оторвался на славу!
Почти каждая комната подверглась
разрушительной мощи его пера. Да и
сама глава — не более чем экскурсия
по мрачной развалюхе в погоне за
дополнительными нотками ужаса. Тут
явно чувствуется восхищение школой
классического хоррора. Будет
страшно.
С другой стороны, пролетается
часть слишком быстро. Загадок как
таковых всего две, очень простые и
понятные. История? Да, чуть-чуть приподнимает
завесы тайн, оставшихся без ответа.
Однако не стоит уповать на долгие
часы кропотливого рытья в домашних
секретах. Разве что возникнет
потребность увидеть
альтернативный финал. Для чего,
кстати, придется не только заново
пройти оригинал, но и изрядно
попотеть с пишущей машинкой, и…
Сами ищите. Ежели, конечно,
обнаружится желание. Продукт
строго для фанатов, либо для тех,
кто по неизвестной причине до сих
пор не знаком с лучшей адвенчурой-2006.
579 Прочтений • [Рецензия на игру Scratches] [21.04.2012] [Комментариев: 0]