Жители Апеннинского полуострова
делают много хороших вещей. Пицца.
Обувь. Автомобили. Опера. Игре ETROM
не суждено войти в этот список.
Беглого взгляда на нее достаточно,
чтобы понять, почему P.M. Studios
занялась самиздатом — не всякий «бюджетный»
лейбл отважился бы приютить
итальянское чудо.
Квинтэссенция ужасов
Системные требования
Pentium III/Athlon 1 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 2.6 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 3 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 2.6 Гб на винчестере
И дело не только в устаревшей на
пятилетку графике. У ETROM
нет ничего за душой, кроме
свистящего ветра и перекати-поле.
Лишь усеянные многоточиями записи
в дневнике главного героя
напоминают о том, что авторы
пытались что-то родить.
Описание мира вышло внятным, но
неоригинальным. Глобальная
катастрофа, страшная суперболезнь,
гибель миллиардов землян,
уцелевшие собираются в гигантские
города-анклавы — завязка,
истоптанная фантастами и
Голливудом. Мегаполисы получились
как на подбор: мрачные, голые и
жутко тоталитарные. Гитленд —
империя непуганых фашистов, где
цитадель гестапо торчит посреди
рабских лачуг. Сигундия —
полицейское государство из
оруэлловского «1984», на чьи
улицы падают тонкие белые нити,
призванные изображать дождь.
Сакрум — вотчина Инквизиции.
Наконец, Урсатон со столицей
Сталгра — укутанная гнусным желтым
туманом социалистическая деспотия,
там правит Отец Народов.
А деваться некуда. Островки
цивилизации окружает бесплодная
пустошь, похожая на громадный
кухонный стол, раскрашенный «под
песок», а за ней — Void Lands,
территория демонов, драконидов,
мутантов, сумасшедших волшебников
и… проклятых роботов. Знать,
тоже вирус накуролесил.
Как-то раз за пределы поселений
отправился Этром Зедиострин,
офицер сигундийской армии, — ему
предстояло разведать возможное
месторождение хромия (не путать с
хромом!), единственного на Земле
материала, способного защитить от
чумы. Вместо этого солдат нашел
источник астральной сущности и,
вопреки здравому смыслу, влез в
него прямо с сапогами. Очнувшись
после долгой комы, герой обнаружил,
что умеет вытаскивать из эфира
здоровенный топор и по желанию
мутирует в огромного краснорожего
демона.
Но деспотам не нужны супермены.
Этрома выгнали из органов и
объявили в розыск. Теперь он
бомжует, отбиваясь от бывших коллег,
и рвется в канализацию — туда его
ведут странные сны о неком пророке.
Уксусная эссенция
Забудьте то, о чем вы прочитали
выше. Десять коллекторов,
пятнадцать ярко освещенных
подвалов, четыре безжизненных
города, в которых зомбированный
плебс сбивается в стайки и сверлит
печальными взглядами стены, да
лысые пейзажи нескольких «запретных
земель» — вот вам и «вселенная».
Шестилетней давности Vampire: The
Masquerade — Redemption сделана на голову
лучше. Дурно написанные
неинтерактивные диалоги с редкими
NPC. Кошмарное управление, где любой
щелчок мышью — прыжок в
неизвестность (что произойдет
через секунду: Этром нападет на
противника, подберет валяющуюся
склянку или пробежит двадцать
метров вперед? не угадать!). Унылый
сторилайн о поиске запчастей для
очередной побрякушки. Все это —
гарнир к главному блюду,
безостановочному геноциду опасных
кретинов.
«Мясо» не блещет ни обликом,
ни мозгами, ни разнообразием.
Демоны с драконидами — и те недалеко
ушли от вариаций на тему «амбал с
мечом», «мужик с пистолетом»
и «колдун в балахоне». Любимый
прием стрелков — пальнуть разок,
отбежать вбок и повернуться спиной,
словно нашкодивший сорванец. На
закуску — красноглазые големы,
ползающие с черепашьей скоростью
мертвяки и безумные роботы.
Аккуратно расставленные по уровню,
они терпеливо ждут, когда мы войдем
в их «радиус поражения», и
начинают погоню.
Картоделов P.M. Studios следует
поздравить с успехом — их ручные
творения точно имитируют работу
генератора псевдослучайных чисел.
Портрет стандартной «темницы»:
три типа обтянутых мутными
текстурами стен, горстка корявых
фонтанообразных объектов, парочка
алтарей или пентаграмм, любовно
развешанные светильники и…
непреодолимая тяга к гигантомании.
Идеальные условия для съемки
скриншотов! Щелк — и одна картинка
дает полное представление о
канализационных стоках четырех
государств. Щелк — и вторая
показывает собирательный образ
подземелий. Щелк — и третья тычет в
нос панорамой «метрополии»,
собранной из серых коробок и труб.
Сильнее, чем «copy/paste»,
утомляет бесконечный «респаун».
Вы с трудом пробились к жилищу
важного гражданина, истребив сотню
рыцарей, получили задание,
выбрались на улицу, а там — сюрприз! —
воскресшие гады хищно мнут губы.
Загрузив «quicksave», готовьтесь к
тому, что вас тотчас атакуют
несчастные, убитые в прошлый раз.
Оторваться от них нелегко — мечники
гоняют Этрома по всей округе, а
владельцы пулеметов начиняют его
филейку свинцом.
Плевок из прошлого
По степени удобства ETROM
напоминает деревенский сортир
системы «выгребная яма».
Отсутствие «паузы» — самое
безобидное прегрешение авторов.
Сюжетный квест в духе «сходи туда,
не знаю куда» гораздо ядренее (в
начале второй главы он деградирует
до «ты, эта, побегай, вдруг что-то
случится») — сценаристы, не
мудрствуя лукаво, спрятали семь
артефактов в неожиданных местах.
Лень выполнять побочные «федексы»
и «заказуху»? А придется —
некоторые, казалось бы, совсем
отвлеченные поручения приближают
Зедиострина к финалу. Правда, без
обыскивания углов курсором не
обойтись. Кто бы мог подумать, что в
логове криминального босса есть
крохотная тайная дверь, и за ней
скрываются еще три этажа
штампованных катакомб и
вожделенный ключ номер три?
Путаница вышла и с картой. В
населенных пунктах (особенно в
первом районе) нам предлагают уже
готовые схемы, иногда с указателями,
но Этром на них отмечен не стрелкой,
а точкой. Угадать, куда мы движемся
в этом нагромождении кубиков,
непросто. В лабиринтах игра рисует
маршрут по ходу прогулки и любезно
объясняет, в какую сторону
развернут герой… однако пометок вы
от нее не дождетесь. Порой
рисовальщик и вовсе уходит на
перекур, вывешивая табличку «Map
Unavailable». Пользовательские флажки?
Мини-карта? Рак с горы умрет от
старости, но не свистнет.
Вскорости на отдых отчаливает и
дневник, а невнятные намеки в стиле
«дуй примерно на север» звучат
один-единственный раз. Прокликали
текст мышью? Увы — видения не
повторяются, а на плане местности
«хинтов» нет. Никто, кроме леди
Фортуны, не поможет вам найти
убежище монаха Диаволо (ибо
решетчатая дверца, ведущая в келью, как
две капли воды похожа на
тридцать ее сестер-близнецов).
Равно как и пробраться в гестапо —
обещанный «служебный тоннель»
оказывается на поверку обычной
частью стены. Или встретиться с
лидером сталградских повстанцев —
извольте обежать вокруг каждого
здания в секторе в поисках входа. На
фоне такого мелочно упрекать
итальянцев в нелюбви к FSAA и
разрешениям выше 1024х768…
Куцый выбор видеорежимов —
наследие прошлого, когда ETROM
не водилась с трехмерьем и обитала
в изометрии. С появлением на сцене 3D
художники решили не прогибаться
под модные веяния и изваяли три «рыбы»
— для 640, 800 и 1024. Этот «компромисс»
— не последний. Взять хотя бы
инвентарь, где карман под патроны,
драгоценности и пистолеты зачем-то
отделен от слотов, занятых тяжелыми
«стволами», и пояс для снадобий
без пронумерованных ячеек и
подсказок. Поскольку однотипные
напитки разной силы действия
отличаются только толщиной
пузырька, не расстраивайтесь, если
на лечение пустяковой царапины
уйдет Regeneration IV вместо Regeneration II. Не
ваша вина.
Начни ее трижды
Рядом с уродливой «куклой»,
познавшей всего две модели брони —
синюю и красную, — висит пародия на
статистику персонажа. Пунктов
шесть: два отвечают за астральный
топор (мощность удара и сила
изрыгаемых им заклинаний), за ними
следуют точность попадания при
стрельбе, здоровье, мана и «астральная
защита» (она же — уклонение от
неприятельских выпадов). Мануал
честно советует: увеличивайте все
сразу — пригодится, тем более что по-другому
не выйдет, т.к. дизайнеры жестко
ограничивают число вкладываемых в
параметр баллов.
Но, несмотря на строгие меры,
дисбаланс крутит фиги — по мере
становления нашего протеже «экспа»,
выдаваемая за избиение, растет
медленнее опыта, необходимого для
перехода на новый уровень, и «крутизны»
недругов. А ведь именно к «левел-апам»
привязаны доспехи, скромный
оружейный арсенал и дорогостоящая
бижутерия. Конечно, нам не мешают
регулярно наведываться в
исхоженный район и «строить»
тамошних слабаков, но в чем интерес?
Видимо, в том же, в чем и острота
идеи «а давайте мы запретим
игроку сохраняться до тех пор, пока
он не отыщет Астральный Храм».
Гениальный замысел вынудил меня
начинать ETROM несколько раз.
Сперва я погиб под ударами
бандитских ракетниц, потом
наткнулся на фатальную ошибку (Этром
плюнул на гравитацию и взмыл в
свинцовые небеса), и лишь с третьей
попытки добрался до постамента
злосчастной «машины времени».
Кстати, там же находится и
устройство, обеспечивающее «прокачку»,
— чтобы получить бонусные очки, надо
вставать на него после каждого
изменения графы «LVL». К примеру, в серии Might & Magic были подобные фокусы, но их
оправдывала продуманная система
развития. Здесь же — еще один повод
скрипнуть зубами.
И скучно, и грустно, и 30 евро
просят отдать
Лучший способ избежать похода к
дантисту — обойти ETROM
стороной. Нынче многие независимые
студии учатся плавать без
издательской помощи и выпускают
отличные игры: Introversion Software, Caravel Games,
Rake in Grass. P.M. Studios с ними не по пути.
2043 Прочтений • [Рецензия на игру ETROM: The Astral Essence] [21.04.2012] [Комментариев: 0]