Крупный план. Лицо красивой
девушки на подушке. Ее голос звучит
за кадром: «У каждой истории есть
начало и конец». Знакомьтесь: Зои
Кастильо. Объездила половину
планеты, побывала в соседней
вселенной и видела изнанку
реальности. Трудно спорить с
человеком, лежащим в коме, и все-таки
она неправа — у этой игры нет финала.
Сериал
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 7.2 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon 64 2.5 ГГц 1 Гб памяти 3D-ускоритель с 256 Мб памяти 7.2 Гб на винчестере
Будь у меня выбор — вынести
вердикт или отпустить героиню
рецензии без бирки с цифрами, я бы
сделал второе. Перед нами —
незавершенная картина, серия ярких
мазков, всмотревшись в которые,
можно разглядеть шедевр или
безнадежно испорченное полотно.
Все зависит от художника, а он
молчит, не желая раскрывать тайны.
По экрану неспешно ползут строчки
титров, голова пухнет от вопросов,
однако ответов сегодня не будет,
ибо то, что показывает Funcom, — завязка
великой саги, пилотный эпизод
длинного сериала. Тут не просто
«cliffhanger» в духе голливудских
фильмов 1930-х, когда машина с главным
героем болтается на краю пропасти;
в Dreamfall со скалы свисают
два авто, три автобуса,
пассажирский поезд и самолет.
Оценку ставить придется. Исход
борьбы за будущее обоих миров —
техногенного Старка и волшебной
Аркадии — где-то за горизонтом, но
коробка с групповым «фото» Зои,
Эйприл и Киана уже явилась в
магазины. Так что если вас не пугает
неопределенность, добро пожаловать
в Касабланку 2219 года. Там, на улице
Роз, живут Габриэль Кастильо и его
дочь…
Find her, save her
…которая никак не найдет себе
места от скуки. Карьера
биотехнолога заброшена наряду с
учебой, уроки боевых искусств не в
силах прогнать апатию, событие
месяца — вечеринка с друзьями.
Встряхнуть унылую рутину способно
лишь нечто из ряда вон выходящее —
скажем, мрачные видения,
преследующие Зои на всех мониторах.
Черный дом посреди бескрайней
ледяной пустыни, маленькая девочка
и шепот, проникающий прямо в
подкорку: «Найди Эйприл… Спаси
Эйприл…» «Не налегал ли кое-кто
на „ужастики“?» — спрашивает
Оливия, продавщица в лавке
электронных товаров (и по
совместительству — лучший хакер в
округе).
Но галлюцинации, как и загадочный
Шум, несколько недель разрушавший
инфосферу Земли, не проходили. Хуже
того, дурные вести стали явью —
бесследно пропал журналист Реза
Темиз, самый близкий друг Зои.
Незадолго до исчезновения он
попросил ее об одолжении —
заглянуть в офис компании «Джива»
и забрать посылку. Дальше все словно
в киноблокбастере: хладные трупы,
«маски-шоу» синдикатовского
спецназа, глобальный заговор и…
ниточка, ведущая в Ньюпорт.
Именно в нем летом 2209-го началось
долгое путешествие другой
темноволосой красавицы. Шагнув
сквозь Раздел в магическую Аркадию,
Эйприл Райан не знала, что вскоре
изменит уклад жизни в обеих
половинках некогда единой
вселенной. Она восстановила
равновесие между мирами, вернула
Хранителя Баланса, спасла от
вымирания род Белых Драконов и ушла
в пустоту, забыв о тех, кто был ей
дорог. Теперь предводительствует
повстанцами, сражающимися против
оккупантов из Азадийской империи;
пришельцы с запада презирают
волшебство и насаждают религию и
паровые машины.
Один из них — Киан Алване, Защитник
Богини, прибывший в Маркурию, чтобы
выполнить особое поручение Совета
Шести. Благородный воин, под
суровым лицом которого скрывается
наивный идеалист, и не подозревал,
что его история драматическим
образом переплетется с судьбами
Зои и Эйприл. Впервые оказавшись в…
Бег как двигатель сюжета
Стоп. Рассказывая о Dreamfall,
так и хочется накормить читателя
жирными спойлерами. Острое желание
возникло неспроста — повествование,
несмотря на интриги и недомолвки,
держит в напряжении до последних
секунд. Создатель серии Рагнар
Тёрнквист (Ragnar Tørnquist) потратил
четыре года на сценарий, до блеска
отточив сюжет и диалоги. Вы будете
смеяться над язвительными
ремарками Ворона и бахвальством
бывшего колдуна Ропера Клакса,
ахать от шока, когда <вымарано
самоцензурой>, и смахивать
украдкой слезы, стоя в
петербургском подвале.
В этом помогают голоса. Я не
представляю, сколько сил и времени
Funcom отдала кастингу актеров,
поскольку каждый из них — точное
попадание в роль. Да, по нынешним
стандартам обмен словами статичен,
а кажущаяся нелинейность в списке
доступных фраз остается иллюзией —
чему быть, того не миновать, — но
девять часов озвучки, богатой на
эмоции и отменные реплики,
заглаживают скупую мимику и
неуклюжие жесты героев.
К сожалению, огорчает
примитивность Dreamfall как адвенчуры.
Об ее задачки не сточат клыки и
ветераны шутерного фронта — решение
всегда валяется на поверхности.
Авторы не отважились бросить
интеллектуальный вызов; порой
целые главы состоят из
неторопливых променадов из точки А
в точку В. Пример: необходимо
раздобыть пряность, дабы
приготовить глинтвейн. Нас
отправляют к торговцу, тот жалуется
на пробки в соседнем квартале, из-за
которых задержался его поставщик, и
советует навестить беднягу. Кратко
пообщавшись с бородатым извозчиком,
мы получаем сокровенный мешочек и…
все. Mission accomplished! Никаких сюрпризов,
замысловатого скрещивания
предметов в инвентаре и
прочесывания местности с лупой.
Самое сложное, что вам предстоит —
соорудить факел из трех «запчастей»
да подобрать мелодию к потайному
порталу. Зои повезло больше других —
у нее есть чудо-телефон, ломающий (почти)
любую компьютерную систему и
универсальная отмычка для замков.
Встретилась преграда? Доставайте,
не задумываясь, благо,
сопутствующие головоломки не «тянут»
и на разминку для мозга.
Разработчиков легко понять.
Мейнстрим и зубодробительные пазлы
сочетаются так же ладно, как патока
с горчицей: современная аудитория,
отвыкшая проводить часы в поисках
заветного пиксела (особенно
владельцы Xbox — второй целевой
платформы Dreamfall), зевнет и
вернется к экшенам, оставив фанатов
без сиквела. Норвежцы решили не
рисковать и пошли тропой Fahrenheit,
забыв, к несчастью, о вовлечении
зрителя. Quantic Dream заставляла нас
терзать кнопки геймпада,
поддерживая Лукаса Кейна во время
роликов; у Funcom мы тупо отдавливаем
клавишу «W», перемещая героя от
сцены к сцене. И чем ближе развязка,
тем сильнее чувство, будто и не игра
это вовсе, а интерактивный фильм (что
в какой-то мере — комплимент «киношной»
грации оператора).
О модном
Бесхитростный «стелс» —
реверанс в сторону консолей, явная
попытка разбавить утомительные
пробежки чем-то динамичным.
Скрыться от недругов здесь гораздо
проще, нежели в стародавней Countdown,
не говоря уже о настоящих
представителях жанра. Правило одно:
не лезть в зону прямой видимости. Не
торопитесь на тренировку в Splinter
Cell.
А вот проверка рефлексов не
помешает: если вам не удалось
уболтать злодея хорошо подвешенным
языком, свернуть шею (!) или вовремя
спрятаться, готовьтесь к драке.
Пары стычек с участием Киана и
Эйприл вообще не избежать.
Неспокойные граждане, что с них
взять.
Сражения отсылают к эпохе
освоения 3D в первых трехмерных
файтингах. Блок, два вида атак и W/A/S/D
объединяются в непритязательные
«комбо» — удобно… кабы не
замедленная отработка нажатий
клавиш. Не раз я пропускал удары и
«пролетал» мимо противников,
открывая бок или спину, и только
впавший в ступор ИИ избавлял меня
от загрузки «сейва». Но к
обычному «исследовательскому»
интерфейсу нареканий нет.
Наглядные значки в контекстном
меню, настраиваемая камера,
полезная функция «focus field»,
позволяющая быстро переключиться
на нужный объект, словно придуманы
для РС. Волей-неволей задумываешься,
почему Funcom выбрала такой путь. Fahrenheit
с ее любовью к заветам Dance Dance
Revolution, третья Broken Sword,
где требовалась мгновенная реакция
на события, и, наконец, The Last Express,
изящно вписавшая «разборки» в
адвенчурную канву, получились куда
лучше. Ведь мы пришли сюда не
мордобития ради.
Открытки из будущего
От приставок натерпелась и
картинка, хотя надо, пожалуй,
поблагодарить PlayStation 2 за
отсутствие в списке платформ —
оптимизация под Xbox загубила
немногое. Конечно, это не
графическая «killer app» вроде Crysis
или TES 4: Oblivion — рынок все же
иной, — но основные персонажи и
львиная доля локаций выглядят
здорово. Мечтающая о генеральной
уборке комната Зои, залитая солнцем
площадка у кафе «Мока-Локо»,
заснеженная крыша гостиницы «Путник»
и величественный город Темного
народа врезаются в сердце с первого
взгляда.
Однако туда проникают и не столь
приятные образы. Нарисованные
жидкой акварелью шпили делового
центра Касабланки. Стерильно
чистая, вырубленная гигантским
топором из камня, дорога в гавань.
Корявый забор спрайтовых деревьев
в поселке на болотах и картонная
панорама Маркурии, что открывается
у входа в Монастырскую башню — от
них, увы, уже не отделаться, равно
как и от раздражающе частой
подгрузки уровней. Разве что забыть,
всмотревшись в симпатичные лица, и
утонуть в сюжетных перипетиях под
восхитительный саундтрек — сплав
симфонического пафоса и
прочувствованных баллад норвежца Эвена
«Magnet» Йохансена (Even Johansen).
To be continued
Есть ли жизнь после «клиффхэнгера»?
Что значит «Undreaming is unchained»?
Встретятся ли еще раз Киан, Эйприл и
Зои? К чему коротенькая сценка в самом
конце? Рагнар Тёрнквист знает
ответы, да только поведает их не
раньше, чем окупится Dreamfall.
И заодно, быть может, сотворит
подлинную адвенчуру, без лишней
аркадности и скидок на «широкую
публику». А пока — наслаждайтесь
отличным кино.
985 Прочтений • [Рецензия на игру Dreamfall: The Longest Journey] [21.04.2012] [Комментариев: 0]