«Арматура — мой
друг. Арматура помогает мне
защищать свое место,
мой разум погружается в музыку, моя
головная боль отступила,
мой разум утопает в мелодии — и
арматура задает ее ритм».
Из дневника агента ФБР Харпа,
12.12.2004
Condemned была обречена на
сравнение с F.E.A.R.. Одни и те
же разработчик и движок, знакомая
стилистика «грязного
мегаполиса», мистическая начинка
под оберткой триллера… Не окажись
у проектов разные издатели, публика
наверняка причислила бы их к единой
вселенной, что в корне неверно.
Вылетая из окна на пару с агентом
ФБР Итаном Томасом в конце первой
главы, вы произнесете слова,
вертевшиеся на языке с самого
начала: Condemned — анти-F.E.A.R..
Пуще того — антишутер.
The inside
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.7 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 7 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 3 ГГц 2 Гб памяти 3D-ускоритель с 512 Мб памяти 7 Гб на винчестере
Condemned — это иной ритм.
Десять тягучих часов, пропитанных
тревогой, страхом и вонью трущоб. С
ходьбой вместо постоянного бега, с
жестоким, грубым, кровавым
мордобоем вместо изящных свинцовых
ливней, с требующими внимания
деталями, ибо мы пришли сюда не
убивать, а расследовать. Охота на
маньяков не терпит суеты. Неспешно
приближаясь к развязке, мы все
дальше проникаем в кунсткамеру
отходов цивилизации: ненужных
вещей, заброшенных зданий и
граждан, потерявших остатки своей
человечности.
Monolith не суждено стать
первопроходцем жанра «городских
ужасов». Condemned ведет нас
по территории, освоенной в четырех
частях Silent Hill (а еще раньше
— в фильмах о живых мертвецах),
превращая до тошноты привычные
образы в средоточия зла. Школа,
деревенская ферма, библиотека,
метро, супермаркет, вокзал…
Добавьте сумрак, выпуклую ржавчину
на облезлых стенах, горы мусора,
мягкие тени, пиксель-шейдерные
галлюцинации, выворачивающие душу
звуковые эффекты, безжалостных
нелюдей, и вы получите идеальную
партитуру для расшатывания нервов.
Вечный фонарик, чей яркий луч виден
лишь Итану, не успокоит трясущиеся
руки — авторы ловко играют на
ожиданиях зрителя. Они впрыскивают
в кровь адреналин с точностью до
секунды и строго отмеряют дозы
пионерских «пугалок». Monolith
шепчет «бу» — и вы
подпрыгиваете. Потому что
по-настоящему жутко.
Almost human
Узкие, поросшие плесенью
служебные коридоры подземки.
Кажется, тоннели вот-вот сойдутся,
расплющив настырного детектива.
Гудение неоновых ламп нарушает
надрывный кашель, перекрытия
дрожат от топота чьих-то ног,
выплевывая порции вековой пыли.
Там, за углом, нас уже ждут. Фрики с
пепельно-серой кожей на ссохшихся
телах, «ползуны», чьи лица
замотаны целлофаном и скотчем,
огромные толстяки — ходячая
обугленная плоть с застывшим
оскалом. Ими управляют тупая,
бесцельная ненависть и нечто
незримое, чуждое — оно выжигает
синапсы, лишает разум всего, кроме
первобытных инстинктов.
Не сравнивайте их с зомби —
талантов у них побольше, чем у
среднестатистического бродячего
трупа. Бомжи прячутся за колоннами
(порой неуклюже — чай, не спецназ!),
чтобы резко выскочить и стукнуть
противника, убегают, почуяв скорую
гибель, подбирают бесхозное оружие
и демонстрируют зачатки командного
духа. Оглушите недруга тазером,
отнимите у него дубинку, и он,
превозмогая боль, сцапает вас за
грудки, заполнив экран уродливой
рожей. Забыли подергать мышью по
сторонам, дабы вырваться из
смертельных «объятий», не
успели сообразить, что творится на
этом празднике «блюра», —
схлопотали серию мощных ударов по
черепу. А потом — еще. И еще. Пока
взор не затмит алое марево, а палец
не потянется к кнопке «F9».
Иногда все-таки полезно пинать
лежачих, показательно сворачивая
шеи тем, кто находит в себе силы
встать на колени, и проклиная
отсутствие «расчлененки», —
просто хорошего ragdoll'а маловато.
Ничего не поделаешь: homo sapiens хотят
жить, и Томас — не исключение. Благо,
ему помогают друзья: арматура,
кусок водопроводной трубы,
железная вывеска, крышка от ящика,
фомка, резак для бумаги, кочерга и
добрая дюжина надежных товарищей.
Хватайте любое, на что смотрят
глаза, памятуя о главном — орудие
орудию рознь. Палка с гвоздями бьет
не так далеко и жестко, как
увесистый молот, однако для
постановки блоков, выводящих
оппонента из равновесия, лучше
брать ее. Часто решение навязывают
дизайнеры, воткнувшие на пути кучу
препятствий. Кувалда сносит
висячие, а лопата — кодовые замки,
топор прорубает хлипкие двери,
монтировка разжимает створки
покрепче. Условность, конечно, но
таковы уж правила древней забавы
«Найди n разноцветных ключей».
Правда, теперь ими можно
отмахиваться от наседающих гадов.
Коллекции стрелкового оружия
позавидует иной шутер, хотя и она —
великая фикция. Condemned —
редкий экшен, где заряженный
револьвер или пистолет-пулемет не
прибавляет уверенности. Сколько в
обойме патронов — три? пять?
двадцать? Разрядите ее, и Итан
возьмет «финальный аргумент»
за дуло, сделав из него никчемную
мухобойку. Собирать арсенал нельзя,
набивать карманы снарядами — тоже, о
гранатах вообще не мечтайте.
Холодная сталь — вот истинный выбор.
Да и незачем лезть сгоряча в
крупную потасовку. Дайте народу
шанс уничтожить друг друга и
вручите победителю приз — мозг au
naturel всмятку.
CSI на выезде
Когда стихают истошные вопли и на
поле брани воцаряется гнетущая
тишина, Condemned опять
удивляет. Изображение смазывается,
мутнеет, по колонкам проносится
шелест — это сработал уникальный
дар Томаса, умеющего
«вынюхивать» преступников и
мысленно восстанавливать их
деяния. Поблизости скрыта улика,
ведущая к логову киллера. Мы
нажимаем «Т», и агент сам
достает необходимый чудо-прибор,
будь то УФ-лампа, газоанализатор
или лазерная подсветка. Легкий
«пиксель-хантинг» — наступает
пора сбора данных. Щелкает затвор
фотокамеры, жужжит портативный
сэмплер, передавая информацию
помощнице Розе, а та в свою очередь
сообщает сведения на мобильник. Да,
наши сыщики не увлекаются
методичным «прочесом» локаций
а-ля Law & Order, однако
«исследовательские» эпизоды
толкают вперед сценарий и
отчетливо дают понять: Condemned
— больше, чем банальное истребление
чокнутых БМЖ. К тому же с ними
связано несколько воистину
садистских «сюрпризов».
Не хочу умалять заслуги
художников и аниматоров: выверенное освещение, четкие
текстуры, любовь к мельчайшим
деталям, восхитительная пластика
персонажей достойны отдельной
статьи с дифирамбами, — но
одна-единственная находка
втягивает в Condemned сильнее
сногсшибательной картинки.
Стараясь первым делом ради
лишенной клавиатуры Xbox 360,
разработчики вспомнили заветы м-ра Кармака
и выбросили ненужные функции за
борт. Поэтому за все, что не
касается проламывания голов,
отвечает клавиша «Use», и эффект
единения с героем возрастает
стократно. Мы видим кулаки Итана,
цепляющегося за лестничные
ступени, пригибаемся, влезая вместе
с ним в разбитое окно, и отпрыгиваем
от монитора в драматические
моменты. Консольность, вознесшая на
пьедестал почета уголовника
Риддика, вновь принесла
пользу.
Жаль, авторы уподобились Starbreeze
Studios и не пронесли штандарт до
конца. Львиную долю ключевых сцен
мы наблюдаем со стороны. Причина
ясна — трудно отказать себе в
удовольствии поразить аудиторию
эмоциональными диалогами,
побаловаться с виртуальными
линзами, хичкоковским изменением
перспективы, застращать чередой
особо кошмарных видений. Спустя
пару часов вы примете и полюбите
переходы на «киношные» виды,
однако по целостности восприятия Half-Life
2 и F.E.A.R. стоят на
уровень выше.
Я не зря помянул «старшего
брата» Condemned. Меняя
декорации с каждой новой главой,
она перешагнула через старые
грабли однообразия… и угодила в
капкан с наклейкой
«Интерактивность». Падающие
бутылки, разлетающиеся картонные
коробки, бьющееся стекло — предел
возможностей обоих отпрысков Monolith.
Им остро недостает «casual physics» —
взаимодействия всех без исключения
предметов, или, по крайней мере,
более добросовестного подхода к
дизайну. Чертовски здорово, что тут
не взрываются бочки, но зачем их
наполнили бетоном и приклеили к
полу? Почему книги в библиотеке не
летят со стола и почему сам стол не
желает сдвигаться даже на
миллиметр?
Отчего падают птицы?
Вероятно, мечты сбудутся в уже
обещанном сиквеле: в 2008-м
физускорители от AGEIA и многоядерные
процессоры станут неотъемлемым
атрибутом домашнего РС. Тогда же
раскроется и истинная подоплека
сюжета, швыряющего в зрителя ворох
намеков и убегающего к канадской
границе. Погоня Томаса за серийным
убийцей — крохотный узор на полотне
огромного гобелена. Хотите
подробности? Отыщите 30
металлических плашек, разбросанных
по углам, и секретные отчеты ФБР
приподнимут завесу. Тем, кому
претит повторный сеанс (из-за
нехватки мультиплеера сбор бонусов
— единственное, что вдохновляет на
новое прохождение), — прямая дорога
на GameFAQs.
Кое-что знает и наш новостной
архив. Еще прошлой осенью
киностудия «Уорнер Бразерс»,
говоря о намерении выпустить
фильм-по-мотивам одновременно с
выходом продолжения, выболтала
Самую Страшную Тайну. Только вы ее
не читайте. Так ведь куда
интереснее.
1444 Прочтений • [Рецензия на игру Condemned: Criminal Origins] [21.04.2012] [Комментариев: 0]