Правильное название — половина
успеха. Разглядывая диск от
новорожденной новосибирской
студии «Мультисофт», я не мог
изгнать из головы дурацкую мысль о
том, что хорошее дело браком не
назовут. Свирепые пластмассовые
солдатики? Жилой дом в натуральную
величину? Спасибо, но мне хватило Toy
Story, Re-Volt и
бесконечной «опупеи» Army Men.
Системные требования
Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц 256 Мб памяти 3D-ускоритель с 64 Мб памяти 500 Мб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц 512 Мб памяти 3D-ускоритель со 128 Мб памяти 500 Мб на винчестере
Тем приятнее было осознать свою
ошибку. Refuze покоряет
сердца «вечными ценностями».
Кто из вас, уважаемые любители
пострелять, откажется
поучаствовать в атаке на
неприступный бункер, построенный
из детских кубиков, книжек и
карандашей? Особенно если в
качестве оружия выступают не
палочки от леденцов, а миниатюрные
гранаты, пулеметы, мины и прочие
радости ветерана виртуальных
баталий. Увы, игра далеко не
идеальна, но замечательная
атмосфера и яркая графика смягчают
недостатки.
Возвращение в детство
С научной точки зрения Refuze
— типичный командный «экшен» в
духе сериала Conflict, EuroCops
и т. п. Три героя (разведчик,
автоматчик и снайпер) выполняют
стандартные боевые задания,
поддерживая друг друга. Главная
отличительная черта проекта —
неустрашимые бойцы выкованы не из
плоти и хирургической стали, а из
обыкновенного китайского пластика.
Практично и удобно. Злобные враги
оттяпали указательный палец по
самое плечо? Ерунда. Подбираем
утерянную конечность, смазываем
трофейным суперклеем и бежим
обратно на передовую.
Интрига носит чисто формальный
характер. «Родную хату»
захватили самодельные уродцы, и
покупные карапузы спешат устранить
взявшихся невесть откуда
конкурентов. Кривые ножки, вместо
одной руки циркуль, другую заменил
складной ножик — форменное чучело,
да еще и с замашками потомственного
гестаповца. Дорогостоящие игрушки
безжалостно уничтожаются в миксере
на кухне, подпольные заводы
десятками клепают некондиционных
кадавров с розовенькими заячьими
ушками, и лишь нашей троице под силу
остановить беспредел.
Два этажа плюс подвал
предоставляют массу возможностей
порезвиться. Мы проводим
рекогносцировку, убегаем от
подслеповатых (но почти неуязвимых)
танков, взрываем военные объекты и
хладнокровно ликвидируем
трусливых «випов».
Нелинейность и вседозволенность
стали прекрасными сюрпризами.
Совершенно необязательно
штурмовать вражеские укрепления в
лоб. Часто в нужную точку ведут
несколько альтернативных путей.
«Мышиные» щели, незаметные
люки и хитроумные лифты (консервная
банка, нитка и яблоко-противовес)
помогают заслужить
благосклонность Фортуны. Впрочем,
бравому лазутчику чудеса механики —
что оптической мышке шарик.
Неточный пистолет и медленный
арбалет (черепашью скорость
перезарядки компенсируют стрелы с
взрывчаткой) ничто по сравнению с
гарпуном, позволяющим с легкостью
таракана забираться в
труднодоступные места.
Кухня, гостиная, детская, кабинет —
антуражи поражают количеством
деталей. Перед нами всамделишный
дом, в котором живут всамделишные
люди. Разработчикам удалось
уверить игроков в том, что они не
более чем крошечные человечки в
огромном мире. Прячась за ножками
гигантского дивана или взирая на
поле брани с высоты книжных полок, с
удовольствием узнаешь милые пенаты.
Англоязычный «town-house» — дань
отделу маркетинга. Грандиозная
битва за свободу и демократию могла
бы происходить в любой
среднестатистической российской
квартире.
Фигурки ключевых персонажей
смотрятся неплохо. В кои-то веки
поблескивающие парафином бицепсы
не раздражают, даже наоборот.
Такими и должны быть игрушечные «коммандос»!
Конечно, инъекция полигонов и
современных световых эффектов не
помешает — чересчур уж все
квадратное и искусственное.
Стремление уложиться в
определенные системные требования
понятно… хотя что это меняет? Не
обошлось без мутных текстур™ и
ужасной анимации. Постоянно «глючащее»
зеркало надо срочно завесить
тряпкой погрязнее. Желание
программистов максимально
продемонстрировать способности
«движка» очевидно, но тут
получился прокол.
Интерактивных предметов не
слишком много. Прыгать на пружинных
весах или спихивать с подоконника
банки с селедкой жутко весело, да
только избалованный организм
требует ананасов и стерляди.
Представьте на минуту, как было бы
здорово включить телевизор,
взорвать валяющуюся без дела
петарду, разбить оказавшуюся на
линии огня бутылку или перерезать
электрический провод… Мечты.
Плохие игрушки
Негромкое, но басовитое «фи»
досталось аскетическому
интерфейсу. Элементарная мини-карта
или компас, указывающий в
направлении «mission objectives»,
избавили бы нас от лишней беготни.
Трудно забыть зубодробительную
вторую миссию. Лишь наиболее зоркие
и упорные в таких суровых условиях
сумеют найти проклятую кнопку,
опускающую лестницу. Лаконичный
брифинг добавляет хлопот. Прозевал
словесную подсказку — пиши пропало (можно
пролистать «лог» событий, но
при загрузке сейва он очищается), да
и на восприятии сюжета «сестра
таланта» сказывается плачевно.
Примерно в ту же самую печь угодили
движковые ролики, повествующие о
романтических (или любых других)
взаимоотношениях героев.
Впрочем, все это незначительные
придирки. По-настоящему портят
настроение и ломают командную
работу никудышный «pathfinding» на
пару со слабоумным AI. Оставленные
без присмотра дуболомы зачастую не
могут постоять за себя, не говоря о
том, чтобы прикрыть огнем
непосредственное начальство.
Казалось бы, что тут сложного?
Видишь врага, целишься, стреляешь…
Ан нет. На каком-нибудь из этапов
непременно возникает загвоздка. То
на курок не нажать, то не попасть в
упор. Даже в убогой Conflict: Global Storm
поведение спецназовцев было более
приличным. А вот противники
соображают заметно лучше и, в
отличие от напарников, дают сдачи.
Нашлось место и для «расчлененки».
Потеряв ногу, фрики забавно
прихрамывают, пытаясь скрыться от
пуль, а лишившись головы,
принимаются палить вслепую. За «боссов»
отдельный поклон. Паук с ножами-лапами,
психоделическая «инсталляция с
лампочками» на кровати… По своей
внутренней сути — стандартно, но за
внешность — «пятерка».
С управлением вышла маленькая
неувязка. Это в Psychonauts игра
сама «подруливала», помогая
совершать разнообразные кульбиты.
В Refuze наши единственные
друзья — «quicksave/quickload» (справедливости
ради отмечу, что действительно
непроходимые участки, которыми
славятся чистокровные аркады, мне
не встречались). Да, и обязательно
установите патч,
позволяющий отцентрировать камеру
на персонаже. То, что нам предлагают
«по умолчанию», круто, необычно
и… неудобно.
Руководство подчиненными
низведено до необходимого минимума.
Смена положения (лечь, присесть,
встать) или настроя (агрессивный,
осторожный и пассивный), собачье
«ко мне» и… все! Традиционных
для жанра приказов вроде «беги
туда-то», «убей того-то» или
«все за мной» вы не найдете. Как
следует из темы
в AGFC, виноваты жесткие временные
рамки и технические ограничения.
Правда, для рядового игрока
проблемы авторов сродни спасению
голодающих сусликов в Руанде.
Зато оружия в избытке. «Базука»
с прилипающими зарядами и
рикошетная винтовка — короли
местного бала. В остальном —
банально и эффективно. Автомат с
подствольником, ракетница, «снайперка»
(странно, что взамен нее можно
использовать арбалет)…
Подобранные боеприпасы без нашего
вмешательства телепортируются
обладателю соответствующего «ствола»,
независимо от того, кто на них
набрел. Гениально.
Мы были солдатиками
Вопреки перечисленным выше
недоработкам, Refuze
остается симпатичной игрой.
Интересный дизайн уровней,
нетребовательная к «железу»
картинка, нелинейный геймплей,
четко выдержанная стилистика — не
каждый «взрослый» проект
способен похвастать таким
сочетанием достоинств. На
противоположной чаше весов
ароматной кучкой лежат AI и
примитивная командная тактика.
Именно они мешают рекомендовать
творение «Мультисофт» всем
заинтересованным лицам.
P.S. Тех, кто сызмальства
не наигрался в солдатиков,
последнее замечание, конечно же, не
касается.
532 Прочтений • [Рецензия на игру Refuse: Home Sweep Home] [21.04.2012] [Комментариев: 0]